Партнерство из делового интереса
Жениться ради красоты — это то же самое, что ради розы купить имение.
Хотя последнее гораздо разумнее: ведь цветение розы повторяется каждый год.
Коцебу
Способность «не покупать кота в мешке»
История: «Выгодный обмен»
Одна женщина спросила свою лучшую подругу, как поживает ее последний поклонник, тот богатый мужчина в летах. Подруга ответила: «Думаю, что хорошо. У нас с ним закончилось дело по обмену. Вначале у меня был опыт, а у него — деньги. Теперь — у меня деньги, а у него опыт».
Разъяснение
Даже если некоторые представляют себе партнерство как идеальную любовь, свободную от материального интереса, то в народе считают, что деньги надежнее, чем влюбленность, которая сгорит, как солома. Итак, между деловыми и партнерскими отношениями не такая уж большая дистанция. Это начинают понимать только тогда, когда партнерство приходит к краху и заканчивается разводом. И тут уж речь идет не о чувствах, а о материальных интересах, о том, что так проникновенно и многозначительно звучит, когда говорят слово «имущество». Уже при выборе партнера его имущественное положение играет немалую роль, и тем большую, чем более замкнутым и верным традициям является общество. Об этом говорят пословицы: «Туда, где есть голуби, прилетают и другие голуби»; «Кто ничего не приобрел от женитьбы и не заработал, тот бедняком и останется»; «Пусть себе другие ведут войны, а у нас, в счастливой Австрии, да здравствуют свадьбы».
В прежние времена придавалось особое значение материальной обеспеченности и общественному положению, которое было необходимо не только для себя, но и для потомков, перед которыми чувствовали себя ответственными. Так, в сельских местностях личные желания и склонности подчинялись требованиям успешного ведения хозяйства, содержания в порядке хутора. К желанию разбогатеть, пойти в гору благодаря женитьбе добавлялось еще стремление выбирать невесту или жениха «из своих», т.е. из того же общественного и материально обеспеченного круга.
Итак, среди мотивов партнерства могут быть также материальные, финансовые и ориентированные на общественное положение аспекты. Что же такое столь желанное благополучие? На этот вопрос есть шутливый ответ: «Когда тратят деньги, которых нет, чтобы купить вещи, которые не нужны, чтобы нравиться людям, которых терпеть не можешь».
Случай из практики: «Брак как общность интересов»
Женщина 46 лет, замужем за бизнесменом, сведущая в его деле, защищает такую точку зрения: «Я считаю, что эта форма любви и выбора партнера самая распространенная. Даже среди своих знакомых я могу назвать много браков, построенных на этой основе, и чаще всего такое партнерство вполне благополучно. Главный интерес обоих партнеров направлен на общее дело, практику или финансовую независимость. Чувствам, эмоциям придается меньше значения. Брак - это прежде всего общность интересов».
После скоропостижной смерти мужа ей пришлось самой вести финансовые дела, т.е. то, чем она раньше только пользовалась. При этом она постоянно испытывала недоверие к возможным партнерам, поскольку полагала, что они зарятся только на ее деньги. Она все больше и больше отказывала себе в общении с людьми и в партнерствах, ее стали преследовать страхи, депрессии, плохое настроение и мысли о самоубийстве.
После курса психотерапии у пациентки появилось другое отношение к деньгам и бережливости; она научилась правильно распоряжаться ими, не порабощать себя деньгами и идеей бережливости.
Толкование: «Ты стоишь чего-то, если что-то имеешь!'»
В жены себе берут женщину, потому что от нее ждут практической пользы в деле или в своей профессии, потому что благодаря ей может быть выгода в отношении налогов или потому что ее внешность и манеры привлекательны, как вывеска для офиса. Одна пациентка говорит: «Для моего мужа я только вывеска. Он берет меня повсюду с собой, и я имею честь его представлять. Дома же он совсем иначе относится ко мне, чем при посторонних».
Нередко можно наблюдать и такие метаморфозы: когда предприятие построено, курс обучения закончен, практика налажена, муж теряет интерес к жене и находит себе другую партнершу. В наше время эмансипации подобное может исходить и от женщины: закончив свое образование, она вдруг начинает чувствовать необходимость свободы и требует развода, после того как муж оплачивал стоимость ее обучения.
Другие культуры
Одна из самых запоминающихся публичных сцен спектакля «партнерство как деловой интерес» - это свадьба. Вот где можно показать, кто ты, предстать перед другими во всем блеске! Как не вспомнить и о давно позабытых родственниках, о друзьях семьи, чтобы вновь оживить с ними отношения! Часто все это разыгрывается по одному и тому же сценарию: «Посмотрите, какой я богатый. Красота очень подходит к богатству».
В Центральной Европе не устраивают таких дорогостоящих шоу, там придерживаются подчеркнутой скромности: «Мы не придаем значения ничему внешнему. Мы заключаем наш союз на основе внутренних ценностей».
На Востоке другие обычаи. Выбором партнера вплоть до самой свадьбы озабочена вся расширенная семья. Но здесь не занимаются тщательным продумыванием того, подходит ли родня жениха родне невесты, стоит ли их приглашать вместе; может быть, лучше отказаться от свадебного торжества, чтобы избежать ненужных конфронтации и разочарований. Все эти вопросы были выяснены заранее окольными путями. Свадебные торжества поглощают массу денег, причем родители и родственники жениха и невесты стараются перещеголять друг друга в затратах.
В «партнерстве из делового интереса» приданое становится стартовым капиталом общего предприятия, по крайней мере это - «участие в деле» со стороны жены. Очень часто из этой доли вкладываются деньги в будущее поле деятельности жены: заботы по дому и по хозяйству. На Востоке женщины любят откладывать средства из части приданого на воспитание и образование детей. Полученное ими образование - это уже ее гордость, ее материально выраженная материнская любовь, укрепляющая также семейные узы. Другое назначение приданого — это социальное обеспечение, которое гораздо в большей степени берут на себя семьи, чем общество из своего бюджета. С этой целью родители делят свое имущество между своими уже женившимися или вышедшими замуж детьми, не дожидаясь того дня, когда те смогут войти в права наследства только по смерти родителей.
В Германии мы наблюдаем другое положение.
В обеспеченных семьях детей с малых лет приучают к скромным условиям жизни, «они должны сами испытать, что значит зарабатывать деньги».
Достигнув «самостоятельности», в начале супружеской жизни оба работают и создают свое благополучие, имея в своем распоряжении скромный капитал. Только тогда, когда упрочится их финансовое положение, они получают право наследовать дом и имущество своих родителей, с которым они нередко не знают, что делать. Родители же наряду с желанием как можно дольше оставаться независимыми и не быть в тягость детям, по всей вероятности, испытывают страх, как бы не попасть в полную зависимость от детей и их партнеров после того, как передадут им имущество. Очень часто возникают натянутые и даже плохие отношения между невесткой и свекровью, зятем и тещей; и в том, что родители удерживают за собой имущество, дети видят по отношению к себе злой умысел.
По сравнению с восточным, западноевропейское приданое напоминает скромный «цветочек». И не столько потому, что это приданое меньше. Просто об этом не любят говорить. Польза от него не создана их руками, а это нарушает иллюзию самостоятельности.
Практические выводы
Значение материальной основы в отношениях партнеров можно понять, ответив на следующие вопросы.
Имеет ли материальная сторона в отношениях главное или второстепенное значение? Что означает для меня финансовая обеспеченность, финансовая выгода или убыток? Что я стану делать, если у меня не будет никаких денежных затруднений? Могу ли я за счет своей работы полностью не зависеть от партнера или эта зависимость есть? Что могло бы произойти, если бы я/мой партнер вдруг оказались на грани нищеты? Как меня учили обходиться с деньгами, финансами и имуществом? Для чего мне нужно имущество? Для меня самого/самой? Для моих детей и потомков? Для тех людей, за кого я чувствую свою ответственность? Для социального развития общества? (Здесь возникает вопрос о собственном отношении к уплате налогов.) Для нуждающихся в своей стране и в развивающихся странах? (Отношение к пожертвованиям.) Появлялись ли у меня мысли о том, что будет с моим имуществом и с моим творческим наследием после моей смерти?
Иногда есть смысл в том, чтобы проанализировать свое отношение, сравнить его с отношением других людей и с традициями в других культурах.
Что из моей собственности носит отпечаток моей неповторимости, без которой я не могу или не хочу обходиться, а что из этого - лишнее, что мешает мне и моему партнеру идти в ногу со временем? Каким образом мы в течение жизни приобрели собственность, какое значение она имеет для меня и моего партнера, для других людей и для моей совести, и как я могу найти новые решения и компромиссы?