Установить причины этих недостатков
Нетрудно рассмотреть причины недостатков в системе, используя так называемый метод "зачем — отчего — почему?" Он хорошо иллюстрируется притчей Тито Сасаки о разговоре отца с ребенком (Сасаки [109]):
- Сынок, ты должен доесть суп.
- Почему?
- Потому что тебе нужно достаточное ко
личество пищи.
- Зачем?
- Чтобы ты мог делать все, что захочешь.
- Ну, так я хочу вылить этот суп.
Цель постановки вопросов "Зачем? Отчего? Почему?" состоит в том, чтобы выявить скрытые противоречия, которые, возможно, будет тем легче разрешить, чем более очевидны аспекты проблемы, например:
системы (например, автомобили и дороги), так и на события, возникающие независимо от системы транспорта (например, час "'пик"). Следующая задача состоит в том, чтобы найти или придумать взаимно согласованную систему эксплуатационных требований и компонентов системы, которая не только позволила бы ликвидировать присущие системе недостатки (такие, как заторы И недостаточное количество стоянок), но и обеспечила бы потребителям максимум прямых и косвенных преимуществ в результате ликвидации этих недостатков.
Маловероятно, чтобы проектировщики сразу могли найти такие новые компоненты системы, которые уже на этапе анализа показали бы, что они не только способны ликвидировать недостатки системы, но и вполне осуществимы.
Вероятнее всего, некоторые из присущих системе недостатков не смогут быть ликвидированы до разработки новых компонентов системы, не существующих в данный момент. Выработка новых эксплуатационных требований и соответствующих им компонентов должна быть намечена на тот период времени, для которого все компоненты практически осуществимы. Пример с движением транспорта был описан в 1959 г. Тогда было выдвинуто предположение, что определяющие новые компоненты, а именно автоматически управляемый автомобиль и автоматическая система управления городским движением, не могут быть реализованы до 1980 г. Поэтому эксплуатационные требования были составлены так, что они предусматривали значительно лучшие условия эксплуатации, чем это было возможно в 1959 г.; например, средства транспорта должны быть доступны в пределах 9 м в любой точке города в течение 2 мин независимо от погодных условий (снега, льда, гумана). Ниже приводятся выдержки из технических условий 1959 г. для свобод-от заторов системы городского транспорта.
..Удобства, предоставляемые пассажирам в 198Ur.
а) Поездки между пунктами, очень б.шз-кими к пунктам отправления и назначения.
Глава 11 Методы исследования структуры проблемы (трансформация)
Перевозка людей или грузов должна производиться из пунктов, расположенных очень близко к пунктам их отправления, в пункты, расположенные очень близко к пунктам их назначения. Эта близость будет одним из главных преимуществ дорожного движения. Для максимального использования данного преимущества это расстояние должно быть порядка 9 м. Пункты отправления и назначения могут лежать в любой точке в черте города.
б) Весьма кратковременные задержки в
начале и конце поездки.
Поездку должно быть возможно начать через очень короткий промежуток времени после принятия решения об этом, а люди или грузы должны иметь возможность попасть в пункт их назначения через очень короткое время после окончания поездки. Это второе важное преимущество дорожного транспорта. Для максимального использования этого преимущества разрыв во времени между принятием решения и началом его осуществления должен быть не более одной минуты.
в) На предоставление услуг не влияют
погода, видимость и т.д.
Все указанные здесь услуги должны быть обеспечены независимо от погодных условий, видимости и т.п.
г) Общее время поездки не превышает
длительности визита или времени между
доставками груза.
Общее время нахождения в пути должно быть не больше или даже меньше времени, необходимого для выполнения деятельности, ради которой пассажир отправляется в пункт назначения. В случае транспортировки грузов общее время должно быть порядка или меньше интервала между очередными доставками товаров в соответствующем пункте назначения (предполагается, что эти два критерия должны быть подтверждены операционным анализом транспортных затрат).
д) Общее время поездки не превышает
того, что ожидает пассажир.
Общее время поездки никогда не должно превышать ожидаемого, т.е. всегда
должно быть возможно точное определение времени прибытия в пункт наз- ' начения.
2. Учет требований потре- ] бителей в 1980г.
а) После поездки не остается физическо
го или нервного напряжения.
Никто из пассажиров не должен испы- I тывать стрессов, которые не могут быть сняты во время самой поездки, т.е. не должно возникать остаточного физического или нервного напряжения. (Предполагается, что этот критерий должен подтвердиться в результате психологических и физиологических исследований утомления во время поездки, явно ' выраженных неудобств для водителей и пассажиров и таких долговременных последствий, как нервные срывы и стрессовые расстройства.)
б) Не требуется обучения потребителей.
Действия, выполняемые водителями и пассажирами, не должны требовать от них специальной подготовки, должны соответствовать навыкам поведения, приобретенным с раннего детства, и должны быть в пределах возможностей наименее способных членов общества.
в) Низкая вероятность несчастны
чаев.
Вероятность несчастных случаев с пассажирами или пешеходами должна быть минимальной.
3. С т о и м о с т ь эксплуатации дорог в 1980 г.
а) Высокий коэффициент использования
ресурсов.
Для получения максимальной прибыли от капиталовложений в систему коэффициент использования ресурсов должен быть очень высок. Следует стремиться к тому, чтобы он был близок к 100
б) Способность адаптации к изменяющи
мся условиям во избежание морального
старения.
Система должна быть адаптируемой к изменениям интенсивности движения и технических характеристик транспортных средств, чтобы элементы системы не
Определить последовательность изменении (путь трансформации, или эволюционная траектория), которая позволит существующим компонентам системы эволюционировать в качественно новые.
Описанная выше система была выбрана не только потому, что она представлялась физически и экономически осуществимой к 1980 г., но также и потому, что, по всей видимости, имелся по меньшей мере один способ последовательной трансформации компонентов системы 1959 г. до превращения ее в эту новую систему. Кроме того, каждый из промежуточных этапов эволюции был выбран так, чтобы он обеспечивал существенные, а не побочные эксплуатационные усовершенствования, с тем чтобы потребители с самого начала извлекали из этого пользу и на всех этапах обеспечивался экономический стимул. Этапы эволюции можно кратко описать следующим образом:
Этап 1 (1960-1963?)
Использование модели системы человек-машина для быстрого определения модели поведения и стоимости системы городского транспорта (разд.9.7).
3ian 2 (1463 - 1969?)
Непосредственная ликвидация заторов и облегчение трудностей со стоянками пу-использования системы данных этапа 1 для управления дорожными световыми сигналамии передачи автомобилистам по радио информации о состоянии движения ио наличии мест на стоянках.
Этап 3 (19 70 - 19 7 9?)
Снятие с эксплуатации старых автомобилей и ввод новых (с автоматическим иручным управлением).
В существующих автомобилях может использоваться радиосвязь для получения индивидуальных предписании относительно пути следования и наличия мест «а стоянкахиз центра управления движением. Вводимые в эксплуатацию „овые автомобили включаются в систему
Глава 11 Методы исследования структуры проблемы (трансформация)
проката; они вызываются при наборе номера на любом счетчике в местах стоянок или по телефону; постепенно они вытесняют из обращения индивидуальные автомобили, такси и автобусы. На этапе 3 они управляются вручную, но могут использоваться и с автоматическим управлением на этапе 4.
Этап 4 (1980?)
Теперь в эксплуатации находятся только автомобили нового типа и большинство дорог оборудовано системой автоматического управления скоростным односторонним движением. Полная автоматизация позволяет осуществлять непрерывное движение потоков на перекрестках на одном и том же уровне и обеспечивает высокий коэффициент использования автомобилей, автоматически подаваемых в пункты наибольшего спроса. Окончательная система обеспечивает быструю поездку при незначительных задержках с точно известной продолжительностью нахождения в пути и в условиях безопасности. Система используется большей частью населения, включая детей, стариков и людей с физическими и умственными недостатками.
На каждом этапе разрабатываются проектная документация и оборудование, позволяющие перейти к следующему этапу, и меняется экономический баланс для осуществления такого перехода.
Этот пример "эволюционного планирования" более подробно описан Джонсом [108] , другой пример приводится Брюнингом [ПО].
Замечания
Трансформацию проектной ситуации представить себе нетрудно, но гораздо труднее ее осуществить. Это объясняется тем, что изменения компонентов системы приводят к изменениям тех вещей, от которых зависит стабильность системы, а вместе с ней и стабильность убеждений людей, их работы и их ожиданий. Если мы заглянем в будущее обрисованной здесь автоматической системы транспорта, мы увидим, что последствием ликвидации заторов движения будут радикальные структурные изменения, затрагивающие многие организации и профессии, появившиеся
в начале нашего века в результате изо-1 бретения двигателя внутреннего сгорания и автомобиля. Эти изменения коснутся:
— общественного маршрутного и так-!
сомоторного транспорта;
— частных владельцев автомобилей;
— производства и сбыта автомобилей;
— политики планирования городов;
— инженерных профессий, обслуживаю-1
щих городской транспорт;
— дорожного законодательства и авто-1
мобильной инспекции.
В каждом случае существуют глубоко! укоренившиеся убеждения, взгляды и профессиональные интересы, а также! крупные капиталовложения, которые! должны быть списаны или передисло-| цированы, прежде чем появится новая! система. Главным препятствием являет-! ся не столько стоимость или трудность] создания достаточно большого административного аппарата для координации всех изменений, хотя и это представляет! собой немалую проблему. Подлинная! трудность заключается в необходимости! перестройки взглядов специалистов и] общественного мнения, чтобы они поня-1 ли новый принцип планирования и пове-j рили в него. А принцип этот состоит в том, чтобы планировать не то, что осу-1 ществимо в данный момент, а то. что станет осуществимым к моменту, когда планы начнут претворяться в жизнь.
Применение
Этот метод пригоден: а) когда сущест-| вующая система очевидным образом! неспособна обеспечивать удовлетворение потребностей и б) когда инициатор проекта обладает достаточной властью, чтобы оказать влияние на множество I организаций, которые будут затронуты проектируемым изменением компонен-1 тов системы, призванным обеспечить ее удовлетворительное функционирование.
Обучение
Как указано выше, основная трудность состоит не в том, чтобы найти путь трансформации, а в том, чтобы перевоспитать людей, на которых скажутся вводимые изменения. В случае с автоматизацией движения прежде всего еле-
(15 Проектирование нововведений путем смещения границ
функций в рамках предполагаемых гра
ниц проблемы. F
3. Выявить знания, выходящие за предпо
лагаемые границы проблемы, которые
можно было бы использовать при транс
формации проблемы.
4. Найти сопоставимые промежуточные
решения проблемы, которые проложили
бы путь к частичному или полному
использованию знаний из смежных об
ластей.
Пример
Найти способ, позволяющий слепым читать книги и газеты. (Этот пример приводится также в разд. 8.1.)
1. Выявитьсущественные функции какого-либо устройства, которое способствовало бы достижению поставленной задачи.
Устройстводля слепых должно иметь средства для:
а) сканирования печатного текста;
б) преобразованиясканируемого печат
ного гекстав сигналы, воспринимаемые
без участия зрения.
2. Выявитьпротиворечия между существующими средствами выполнения этих функций в рамках предполагаемых границ проблемы.
Важными аспектами, связанными с чтением вслепую и с участием зрения, были признаны следующие:
а) Существующие вспомогательные сред
ства для чтения вслепую используются
мало,так как даже при большой прак-
гикеслепым удается читать всего лишь
соскоростью 5- 10 слов в минуту.
б) Скорость речи 100-200 слов в мину-
iy. акниги можно читать соскоростью
300-1000 слов в минуту.
в) Для преобразования текста в речь по-
гребовалосьбы распознающее устройст
во, которое стоило бы дороже крупной
цифровой ЭВМ
1 ) Слепые зарабатывают малои не могут позволитьсебе приобретать дорогие приборы. Главное противоречие состоит в гом,
Глава 11 Методы исследования структуры проблемы (трансформация)
что стоимость распознающих текст устройств очень высока (включает стоимость вмонтированного в прибор блока памяти), а заработок слепых очень мал. Второстепенное противоречие состоит в том, что скорость чтения зрячих очень высока, а чтения слепых с помощью существующих вспомогательных средств (без использования распознающих устройств) очень низка.