Вводные замечания. Динамическая модель ревности: концептуальные, клинические и функциональные аспекты

Динамическая модель ревности: концептуальные, клинические и функциональные аспекты

Вводные замечания

Специфика психоаналитического знания позволяет рассматривать любое психологическое явление столь многомерно, насколько это возможно. При этом рассматриваемый контекст не имеет ограничительных линий и, более того, содержит выраженный эвристический потенциал для последующих исследований. Все это кроется в самой природе бессознательных процессов, которая неизменно и неизбежно будоражит познавательную потребность человека, порождая все новые и новые вопросы, требующие своего ответа. Особенно занимательные вопросы и еще более занимательные ответы порождает плоскость взаимоотношений. Наше исследование посвящено анализу ревности,— прежде всего, с позиции структурно-динамических составляющих, лежащих в основе этого сложного и неоднозначного явления.

Проблема ревности занимает исключительную роль в контексте проблематики отношений. Это проявляется как в социокультурных и художественных аспектах, так и в аспектах сугубо клинического характера. Вместе с тем, несмотря на понимаемую всеми актуальность данной проблематики, можно недвусмысленно наблюдать диссонанс выраженной частоты публикаций «популярного» (психологии ревности даже посвящены отдельные сайты) толка и практически отсутствия системных исследований ревности. Особенно удивительным является отсутствие системных психоаналитических разработок ревности. Ведь именно контекст психоаналитического знания, в различных вариациях, казалось бы, в первую очередь наиболее герменевтичен в раскрытии структурных, функциональных и, особенно, динамических закономерностей ревности. Однако со времен З. Фрейда (1921) системных концепций ревности почти нет. Несмотря на то, что само понятие употребляется очень часто, являясь элементом структуры иных понятийных образований и концепций (в частности, ревность занимает центральное место в структуре Эдипова комплекса). При этом создается иллюзия, что оно и так уже понятно. Эта иллюзия кроется в особенностях человеческой ментальности, которая часто прибегает к семиотическому обозначению круга явлений в попытках этот круг явлений контролировать — «если я знаю, как это называется, стало быть, я знаю что это». Действительно, повторимся, парадоксален факт расхождения частоты употребления понятия ревности с частотой психологических исследований ей посвященных. Стоит отметить, что на все вышеотмеченное накладываются социальные мифы ревности, делающие ее еще более «понятной».

Наши рекомендации