Как вид исследовательской деятельности
С логико-методологической точки зрения научная работа представляет собой «правильно организованное обоснование некоторого утверждения (положения, тезиса), являющегося определенным научным результатом (или результатом научного исследования)» [14. С. 74].
Курсовая и выпускная квалификационная работы являются одним из видов научных исследований, так как их структура и оформление максимально приближаются к стандартам научного текста и содержат следующие признаки научного исследования:
· во-первых, работа над курсовой и дипломом представляет собой целенаправленный процесс поиска неизвестного, освещение оригинальных нестандартных идей;
· во-вторых, процесс деятельности над научной проблемой характеризуется системностью и упорядоченностью результатов;
· в-третьих, работам присущи строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов;
· в-четвертых, содержание работы отражает проникновение в сущность изучаемых явлений и процессов, носит поисковый характер, является объективным.
В процессе написания курсовых, а в последствии и выпускной квалификационной работ студент овладевает не только конкретными навыками действий в рамках определенных технологий, методов, но и осваивает исследовательскую культуру в целом, развивает творческую активность, формирует собственную профессиональную позицию психолога.
По сложившейся на психологическом факультете традиции выполнение КР и ВКР предусматривают интегрированное исследование одной из проблем психологии. Такой подход позволяет целостно оценить изучаемую проблему, максимально приблизить учебную ситуацию к жизни, в комплексе проявить специфические навыки, сформированные в рамках различных учебных дисциплинах.
Отработка исследовательский навыков осуществляется последовательно по тематическим модулям согласно традиционно выделенным этапам психологического исследования.
Модуль 1.Разработка концепции исследования
Курсовая работа на данном этапе представляет собой многостороннее изучение состояния научной проблемы. Цель данного вида деятельности: развитие умений анализировать, оценивать, обобщать и систематизировать научные факты, сведения, формирование навыков самостоятельной работы с научной литературой.
Наиболее важными показателями при оценивании курсовой работы выступают:
· аргументированность в обосновании темы;
· содержательность и четкость в определении проблемы;
· многогранность представления различных подходов к изучаемой проблеме;
· анализ и систематизация указанных подходов к изучаемой проблеме;
· логичность, структурированность и цельность текста;
· научный язык текста.
Модуль 2.Проведение пилотажного эмпирического исследования
Работа носит опытно-экспериментальный характер и предусматривает собой проведение эмпирического пилотажного исследования. Цель данного этапа: демонстрация навыков работы с научной литературой; формирование навыков работы с методами психологического исследования (наблюдение, тестирование, опрос, беседа); формирование навыков планирования и реализации эмпирического исследования; формирование навыков работы с методами математической статистики; развитие навыков психологического анализа; развитие умения представлять результаты психологического исследования.
При оценивании курсовой работы на данном этапе наряду с указанными выше параметрами являются также следующие:
· обоснованность алгоритма эмпирического исследования;
· обоснованность выбора методов и методик эмпирического исследования;
· обоснованность выбора и грамотность в использовании методов математической статистики;
· адекватность характеристик выборки поставленным целям исследования;
· полнота описания результатов исследования; корректность, содержательность, логичность выводов оформление результатов исследования;
· внутренняя согласованность (согласованность темы, проблемы, предмета, цели, методов, выводов исследования).
Модуль 3.Выполнение эмпирического исследования с целью установления связей, закономерностей изучаемого психического явления, процесса
Курсовая работа предусматривает проведения исследования, в котором на ряду с глубоким теоретическим анализом проблемы представлено экспериментальное, корреляционное, факторное или др. эмпирическое исследование. В работе по результатам исследования могут быть представлены также рекомендации заинтересованным лицам (родителям, педагогам, учащимся и т. д.). Цель работы: демонстрация навыков работы с методами математической статистики, различными компьютерными программами; развитие навыков психологической интерпретации данных; формирование навыков представления данных в сложных схемах, графиках и пр; формирование навыков написания практических рекомендаций на основе данных исследования.
Критериями оценивания курсовой работы выступают параметры, указанные выше.
Выпускная квалификационная работа отражает более высокий теоретический и практический уровень исследовательской деятельности, может рассматриваться как логическое продолжение курсовых работ, основные идеи и выводы которых заново осмысливаются, обогащаются новыми фактами. ВКР должна представлять собой комплексное исследование того или иного аспекта психической реальности. Цели ВКР: развитие и/или закрепление навыков психологического, методологического анализа; систематизация, углубление, расширение теоретических и прикладных знаний по специальности; развитие и/или закрепление навыков планирования и проведения эмпирического исследования; развитие и/или кристаллизация собственной профессиональной позиции; развитие навыков представления результатов исследования в форме статей, пособий, рекомендаций и др.
Обобщенными критериями оценки ВКР являются:
· теоретико-методологическая проработанность темы исследования;
· обоснованность логики, методов и методик эмпирического исследования, соответствие их поставленной цели;
· полнота, грамотность и содержательность интерпретации результатов исследования;
· цельность, структурированность текста;
· научный язык текста;
· оформление всех разделов работы.
ВКР должна быть посвящена решению задач теоретического, методического, прикладного, проектировочного или опытно-экспериментального характера. ВКР исследовательского характера должна отражать полученные студентом в ходе ее выполнения новые теоретические и практические результаты.
При выполнении курсовой и выпускной квалификационной работ студенту необходимо помнить, что:
· по мере продвижения от КР к ВКР усиливается научная направленность, глубина изучения проблемы, повышается ответственность студента, его самостоятельность и инициативность;
· теоретическая часть КР и ВКР не является пересказом изученного материала, а представляет собой его творческую переработку в посредством анализа, сравнения подходов к изучаемому предмету;
· КР и ВКР не являются простой компиляцией фрагментов статей. Они должны иметь «структуру, которая наполнена научным содержанием, содержат нечто новое: обобщение изученной литературы, материалов эмпирических исследований, в которых проявляется авторское видение проблемы и ее решения» [1. С. 8].