Гуманистическая парадигма педагогического процесса
Гуманизм как мировоззрение — это социально-ценностный комплекс идей, утверждающих отношение к человеку как к высшей ценности, признающих его право на свободу, счастье, развитие и творческое проявление своих сущностных сил, выражающих его отношение к природной и социальной среде, оценку своего места в ней и связь с другими людьми.
Гуманность как качество личности есть совокупность нравственно-психологических свойств, выражающих осознанное и сопереживающее отношение к человеку ка°к высшей ценности.
Гуманизация как процесс есть формирование гуманистического мировоззрения и гуманистических качеств развития личностей субъектов взаимодействия — педагогов и воспитанников.
Гуманитарная культура педагога — это оптимальная совокупность общечеловеческих идей и ценностей, универсальных способов познания и гуманистических технологий педагогической деятельности.
Гуманизация педагогического процесса как целостной системы представляет собой организованную совокупность целей, содержания, условий, форм и методов, направляющих и преобразующих детскую жизнь {Б.Т.Лихачев). В качестве слагаемых целостности воспитательно-образовательного процесса выступают детский
коллектив как ее форма, обучение как ее содержание, труд как ее основа, внеурочная деятельность как органический элемент и воспитание в семье во взаимодействии со школой как условие объединения главных воспитывающих сил. Целостность педагогического процесса обеспечивает реализацию его главной цели — развитие личности, приводит к взаимному усилению и взаимосвязи сторон, процессов обучения, развития и воспитания; характеризует взаимосвязь между деятельностью его субъектов и объектов и приводит к слиянию педагогического и детского коллективов, балансу между возможностями личности воспитуемого и характером внешних влияний на нее. Идеи гуманизации обучения и воспитания провозглашались и реализовьтвались в той или иной плоскости во все исторические эпохи в разных странах, наиболее активно проявлялись в.послекризисные периоды развития общества.
Гуманистические идеи о цели, способе, формах, психологических условиях, отношениях воспитателя и воспитанника, принципах организации педагогического процесса были реализованы в XIX — XX вв. в системах «новых школ» в предреволюционной России (С.М.Ривес, Н.М.Шульман, B.H.QopoKa-Росинский, С.Т.Шацкий) и зарубежных авторских системах (Р.Штейнер, У.Глассер, Л. Кольберг, С. Френе). Они получили дальнейшее развитие в концепциях и моделях образования Нового времени, составляющих гуманистическую парадигму, наиболее ярким представителем которой является К.Роджерс.
Гуманистическая концепция обучения К. Роджерса возникла в конце 50-х — начале 60-х гг. как реакция на бездуховность и механистичность в системе образования, постепенно терявшей человека в ворохе знаний. Основатель так называемого недирективного обучения и воспитания полагал, что переход к новой парадигме вызван потребностью общества ^творческом человеке. В описываемой парадигме учитель не столько передает знания, сколько создает ребенку условия для самостоятельного их открытия, обнаружения. «Если я не доверяю человеку, то я должен напичкать его информацией по моему собственному выбору... Но если я доверяю способности индивида развивать собственную потенциальность, то я могу позволить ему выбрать свой собственный путь и свое собственное направление в процессе учения». Учитель как человек, создающий условия для учения (фасилитатор) и осуществляющий эмоциональную поддержку ученика (собеседник), ориентирован не на учебный предмет или свой статус, а на личность ребенка и личностно значимые задачи учения. Он должен быть готов выслушать и услышать проблему другого человека — своего ученика, соучаствовать в его жизни, не нарушая автономии и «жизненного пространства».
Психологические позиции представителей современной гуманистической психопедагогики (Ш. А. Амонашвили, А. Г. Асмолов, Д. А. Белу-Хин, И.А.Зимняя, В.А. Караковский, А. В.Петровский, И.С.Яки-
манская, А. Маслоу, Р.Барт, Т.Грин, К.Патерсон и др.) характеризуются следующим образом:
1. Школьная программа предусматривает создание эмоционально стимулирующей учебной среды. При этом особое значение придается инициативности учащихся в познавательной деятельности и саморегуляции, проявляющейся в свободе выбора и чувстве ответственности.
2. Учение должно происходить в позитивной обстановке ив атмосфере теплоты, эмоциональной искренности, взаимной приязни, отсутствия пристрастных суждений и угроз. Необходимым условием считается установление конструктивных отношений в классе и доверие между учителем и учащимися.
3. Учебный процесс структурируется на солидарной основе (общее согласие в намечаемых целях). Учитель не должен выступать в неблагоприятной роли контролера, доминирующего над учебным процессом. Он — консультант, ценный источник знаний, готовый всегда помочь словом и делом. .
4. Каждый ученик получает реальную возможность выбора познавательных альтернатив, а учитель поощряет детей к самореализации в той или иной форме в зависимости от уровня развития.
5. Основным критерием оценки образовательной программы являются ее возможности в развитии потенциала ребенка и стимулировании его творческих способностей.
6. Сущность процесса учения рассматривается как накопление субъективного опыта познаний, пронизывающих человеческую жизнь, обогащение его все новыми гранями и содержательными элементами.
7. Учитель не использует оценки как форму давления на учащихся, воздерживается от критических.суждений, если учащийся не просит об этом. Оценки совместно обсуждаются.
Основной целью и предназначением современной психологической службы является общая гуманизация воспитательно-образовательного процесса в семье, детском саду и школе при соблюдении принципа педагогической экологии. Отношения родителя, педагога к ребенку строятся на его безусловном принятии как необходимом условии развития исаморазвития, на безоценочном отношении независимо от преобладания в нем рильных или слабых сторон, на педагогическом оптимизме и доверии воспитаннику, глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод. Гуманистическая ориентация субъектов воспитания предполагает развитие их собственных личностных ресурсов, обновление форм общения с воспитанниками: от восприятия ребенка до взаимодействия с ним и оценки его успехов в щадящих и возвышающих личность формах.
Личностно ориентированный гуманистический воспитательно-образовательный процесс обязательно предполагает субъект-
субъектные отношения, взаимообмен и взаимообогащение, создание условий для саморазвития ребенка, проявления его разносторонней активности. Этот тип взаимодействия отличается от функционально-ролевой ориентации деятельности педагогов, при которой педагогическое воздействие направлено главным образом на преобразование когнитивной сферы воспитанников. Критериями успешной деятельности педагогов и родителей в данном случае служит соответствие детей заданным эталонам. При личностной ориентации воспитателей (в широком смысле этого слова) затрагивается мотивационно-смысловая сфера воспитанников, а научное знание выступает средством преобразования этой сферы. Гуманистическая ориентация педагогов и родителей способствует формированию положительного образа «Я» каждого ребенка, который включает твердую убежденность в импонировании другим людям, уверенность в способности к той или иной деятельности, чувство собственной значимости. Такой образ «Я» делает его субъектом деятельности и общения, постоянно создает ему ситуацию успеха.