Исследование социально-психологической самооценки студенческого коллектива в вузе
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям [18].
В психологии принято различать общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе.
Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности [32].
Также такие психологи, как Петровский и Ярошевский различают самооценку личности и самооценку коллектива (которая включает в себя оценку каждым членом коллектива таких характеристик, как стремление к сохранению целостности группы, единство, ответственность и открытость других членов по отношению друг к другу).
Процесс формирования самооценки коллектива противоречив и неравномерен. Это обусловлено тем, что частные оценки, на основе которых формируется глобальная самооценка, могут находится на разных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять друг друга или противоречивыми, конфликтными. В такой самооценке отражается сущность коллектива и его психологический климат [33].
Итоговым измерением высокого уровня социально-психологической самооценки коллектива, формой его существования является уважение каждого из членов этого коллектива друг к другу.
Функции самооценки коллектива и уважения состоят в том, что они выступают внутренними условиями регуляции поведения и деятельности каждого из участников коллектива. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с возможностями и психическими ресурсами своих коллег, а также с общими целями и средствами деятельности [33].
Самооценка коллектива - отношение людей к способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику друг друга [5]. Она может быть правильной (адекватной), когда мнение человека совпадает с тем, что коллектив в действительности собой представляет. В тех же случаях, когда человек оценивает коллектив, в который он входит, не объективно, когда его мнение резко расходится с тем, каким данный коллектив считают другие, самооценка чаще всего бывает неправильной, то есть неадекватной [13].
Коллектив – это высшая форма развития малой группы, которая помогает развиваться каждому члену этой группы. Так и личность каждого студента формируется и развивается в коллективе. Хороший психологический климат в коллективе студенческой группы способствует уверенности, взаимной требовательности, товариществу, дружбе, достижению успехов в обучении [37].
Одной из важных целей студенческого коллектива является содействие подготовке каждого его члена к предстоящей профессиональной деятельности, влияние на формирование необходимых для этого личных качеств.
Студенческий коллектив, по мнению В.Г.Абрамовой, отличается от других следующими особенностями: основным видом деятельности (учение, направленное на получение высшего образования); однородностью состава по возрасту, образованию и т. д.; стабильностью состава; строгой последовательностью и планомерностью учебной работы; сравнительно высокой степенью самоуправления (староста группы, профорг и т. д.); единством цели — стремление членов коллектива приобрести специальность [1].
Хотя студенческий коллектив по ряду показателей однороден, он объединяет людей различных национальностей, с различными индивидуальными психологическими качествами, отчасти уже получивших до вуза различные специальности и имеющих неодинаковое семейное положение. Так, по данным группы социологов, среди студентов холостяки составляют 90,7%, женатые без детей — 5,6%, женатые с детьми — 3,7% [45].
Психология студенческого коллектива включает как общую атмосферу его жизни и деятельности, так и взаимоотношения, общественное мнение, коллективное настроение, традиции и т. д.[40] Студенческий коллектив характеризуется социальной направленностью на овладение профессией, общностью социально обусловленных потребностей, интересов, целей и задач, перспектив и обязательств, предусматривающих достижение высоких результатов в учебной и другой деятельности, наличием общих дел, в которых принимают участие все члены группы, отношением членов коллектива к избранной профессии как к призванию, определенным уровнем сплоченности [26].
Исследования академика А.В. Петровского свидетельствуют, что сплоченность как ценностно-ориентационное единство показывает степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для дел группы в целом. Показателем (индексом) сплоченности служит частота совпадений оценок или позиций членов группы по отношению к объектам, существенно значимым для группы в целом [22].
В структуре взаимоотношений в студенческом коллективе, согласно И.Ю.Кулагиной, можно выделить несколько сфер: официальную, общественно-политическую и бытовую, а также их неотъемлемый аспект - систему личностных психологических отношений.
Официальные взаимоотношения определяются уставом вуза, общими и частными положениями о вузах. Общественно-политические взаимоотношения связаны с контактами студентов в период проведения различных собраний, диспутов, бесед, на спортивных соревнованиях и т. д. [24]. Бытовая сфера взаимоотношений тоже весьма важна, поскольку многие студенты живут с родными и близкими, имеют друзей и часто с ними встречаются [39].
Ориентация коллективов учебных групп на идеологические, профессиональные, культурные и моральные ценности на всех курсах примерно одинакова, но варьирует в зависимости от специальности. Студенты технических вузов по сравнению с гуманитариями более ориентированы на сплоченность группы, умение работать и отдыхать (соответственно 58,8 и 49,1%; 48 и 34,8%), т. е. на такой коллектив, в котором органично сочетаются формальная и неформальная структуры, а студенты-гуманитарии — на идеологические (соответственно 32,8 и 13,6%), профессиональные (31,4 и 20,4%) ценности и на высокую общую культуру коллектива (45,5 и 35,4 %) [43].
Студенческая академическая группа является основным первичным коллективом в системе коллектива вуза. Характер и сила влияния группы на студентов зависят от того, какой психологический климат сложился в академической группе под влиянием общественно значимой деятельности студентов: учения, производственной деятельности, работы в системе общественных организаций, а, следовательно, и от уровня социально-психологической самооценки коллектива [22].
Исследования социологов показывают, что студенты, имея высокую ориентацию на сплоченный коллектив, в то же время оценивают эту характеристику своих групп невысоко. Это объясняется тем, что деловые отношения в студенческих группах не приобрели многостороннего характера, и если взаимопомощь развита в группах относительно высоко, то взаимная требовательность нуждается в дальнейшем развитии.
Первокурсники дают самую высокую оценку как межличностным, так и деловым отношениям в группах. Оценка межличностных отношений в группах снижается с увеличением возраста студентов. Соответствие между возрастом и курсом позволяет утверждать, что фактор совместной учебы влияет на оценку взаимоотношений не сам по себе, а преломляясь через систему факторов, среди которых ведущая роль принадлежит возрастному.
Л.Р.Ярулиной и её помощниками также установлено, что усредненная оценка взаимоотношений изменяется в зависимости от состава группы. Выше всего оценивают взаимоотношения в «мужских» группах (группы, в которых около 75% составляют юноши). Несколько меньшую оценку получили взаимоотношения в «женских» группах (группы, в которых юношей не более 25%). Самая низкая оценка взаимоотношений в «смешанных» группах. Установлено также, что во взаимоотношениях в «женских» группах преобладают эмоциональные компоненты, а в «мужских» — рациональные.
Важнейшим компонентом процесса становления личности в период обучения в вузе является формирование нравственных норм поведения в сфере отношений между полами. 89,7% девушек и 65,6% юношей имеют общение в сфере отношений между собой. В том числе 44,6% юношей встречаются с девушками из студенческой среды и 64,7% девушек встречаются с юношами-студентами, причем 30,8% из них — со студентами того же вуза, где учатся сами. 21% юношей и 25% девушек встречаются с представителями других социальных групп [45].
Молодежь студенческого возраста испытывает особую потребность в крепкой дружбе, близком человеке, откровенности и доверии, ищет пример для подражания [6]. Взаимодействие студента с группой связано с установлением дружеских взаимоотношений. Данные исследования психологов свидетельствуют о том, что больше всего ценятся жизнерадостное настроение, юмор, оптимизм (на это указали 71,3% опрошенных), высокий уровень культуры (63,1%), умение понять другого человека и оказать помощь в трудную минуту (62,8%), самостоятельность суждений (61,5%), высокие моральные качества (60,6%). Менее значимы высокий уровень общих профессиональных знаний (35,4%), инициативность, энергичность (31,2%) и др. [27].
Интересно сопоставить ценность примерно этих же качеств, но уже в зависимости от возраста студентов.
Анализ исследования, представленного в книге под редакцией Г.М. Андреевой и А.И. Донцова, показал, что: а) высокий уровень профессиональных знаний у своих друзей более всего ценят студенты 25—28 лет, т. е. имеющие уже жизненный опыт (36,4%), менее всего — 18—20-летние (20%); б) широкий круг политических знаний и интересов значим в большей степени для студентов возрастной группы 25—28 лет (35%); в) на высокий уровень культуры менее всего ориентированы студенты 23—24 лет (26%), в остальных возрастных группах это качество занимает одно из ведущих мест (50%); г) самостоятельность суждений, высокие моральные принципы, инициативность и энергичность менее всего ценят в своих друзьях опять-таки студенты в возрасте 23—24 лет; д) активное участие в общественной жизни имеет одинаковое значение для студентов всех возрастных групп; е) на умение понять и оказать помощь в трудную минуту, юмор, оптимизм в значительной степени ориентированы студенты всех возрастов, кроме 23—24-летних [27].
Таким образом, эти эмоциональные компоненты приводят к появлению «неофициального лидера», который оказывает заметное влияние на товарищей благодаря своим определенным личным качествам, в большинстве случаев положительное (но бывает и отрицательное). Поэтому вопросы психологической самооценки студенческого коллектива нельзя рассматривать без учета лидерства [28].
В социальной психологии проблема лидерства занимает одно из важных мест. Многие авторы отмечают, что все лидеры превосходят других членов группы, по крайней мере, в одном из качеств, значимых для данного вида групповой деятельности, но конкретные качества зависят от коллективных целей, традиций и вида совместной деятельности [23].
Кратко можно сказать, что руководство — это процесс внешней социальной организации и управления общением и деятельностью членов группы, а лидерство — процесс внутренней социально-психологической самоорганизации и самоуправления общением и деятельностью членов малой группы [29].
Имеет свои особенности и общение студентов, которое ориентировано на все социальные группы общества. Наиболее интенсивно связи и контакты с группами устанавливаются на четвертом и пятом курсах. Здесь объем общения, например, с учеными увеличивается вдвое. На старших курсах возрастает объем общения и с другими социальными группами (рабочими, служащими и т. д.), что обусловлено началом трудовой деятельности (производственная практика) [36].
В результате ответов на вопрос, который задавали в рамках исследования, проведенного Чирковым В.И. в 1997 г. «В окружающих меня людях я прежде всего замечаю...» студенты с низкой самооценкой коллектива отмечали обычно их равнодушие, занятость своими интересами, безразличие к другим, холодность в отношениях, ограниченность интересов, эгоизм, неискренность. Положительно настроенных студентов привлекает доброта, простота, справедливость, искренность, ум и доброжелательность к людям. Нередко встречаются студенты, у которых повышен интерес к самым различным свойствам личности [21]. Разумеется, легче найти общий язык, общаться с теми, у кого преобладает высокий уровень оценивания коллектива в человеке.
Таким образом, межличностные психологические отношения и общение являются одной из сторон деятельности коллектива, оказывающей исключительно большое влияние на поведение студентов.
В процессе деятельности возникают и другие социально-психологические явления, которые также оказывают существенное влияние на поведение студенческой молодежи: подражание, самоутверждение, общественное мнение, коллективные настроения, традиции и т. д. [38].
Знать то, как каждый из студентов оценивает психологический климат той группы, в которой он учится и взаимодействует с другими студентами, очень важно для установления отношений с этой группой в целом и каждым студентом в отдельности, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются [7].
Итак, самооценка коллектива включает в себя оценку каждым членом коллектива таких характеристик, как стремление к сохранению целостности группы, единство, ответственность и открытость других членов по отношению друг к другу. Процесс формирования самооценки коллектива очень противоречив, т.к. частные оценки, на основе которых формируется глобальная самооценка, могут находится на разных уровнях устойчивости и адекватности. Функции самооценки коллектива и уважения состоят в том, что они выступают внутренними условиями регуляции поведения и деятельности каждого из участников коллектива.