Исследования общения в отечественной социальной психологии: понимание, структура и функции

Категория «общение», проблема обще­ния является одной из центральных в пси­хологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения». За последние 20-25 лет изу­чение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в пси­хологической науке в целом, социальной психологии прежде всего.

«Сквозной» характер проблемы станет понятным, если дать одно из определений межличностного общения: процесс взаи­модействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, ус­тановление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуля­цию их совместной деятельности*.

В общении как процессе последо­вательных взаимноориентированных во времени и пространстве действий, пове­денческих актов (как вербальных, так и невербальных, физических) происходит обмен информацией, ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаи­мооценка, сопереживание, формирование симпатий и антипатий, характера взаимо­отношений, убеждений, взглядов, психо­логическое воздействие, разрешение про­тиворечий, осуществление и регулирование совместной деятельности.

Проблема общения в отечественной психологии имеет давнюю традицию, но ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия: «... с пери­ферии в центр психологического анализа переместилась проблема общения, а осо­бенности общения стали одним из важней-

*Это определение легко «расширить» в смысле его социальности, если вместо слова «лиц» поста­вить выражение «социальных субъектов».



6.3. Психология межличностного взаимодействия

ших фокусов психологического знания. Из специфического объекта, предмета исследо­вания{в социальной психологии) общение одновременно превратилось и в способ, и принцип изучениявначале познавательных процессе», а затем и личности человека в целом... Этот принцип применяется сей­час при изучении двух основных форм данного феномена: общения как средства организации деятельности и как удовлетво­рения духовной потребностичеловека в другом человеке» [Знаков, 1994; Ломов (ред.), 1981].

Категория «общение» в психологии.Пси­хологии, исследуя психическое как субъ­ективное отражение объективной действи­тельности, с необходимостью связывает изучение с анализом социального бытия человека как системы отношений человека к миру.

Общение, так же как деятельность, сознание, личность и ряд других катего­рий, не есть предмет только психологи­ческого исследования. Поэтому первосте­пенной становится задача выявления спе­цифически психологического аспекта этой категории [Ломов,1984]. При этом вопрос о связи общения с деятельностью счита­ется принципиальным.

В отечественной психологии одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности [Андреева, 1996]. Исходя из этого принципа, обшение по­нимается как такая реальность человечес­ких отношений, которая предполагает любые виды обшения как специфические формы совместной деятельности людей.

Сторонники деятельности о го подхода в психологии при анализе процессов об­щения стремятся распространить и ис­пользовать теоретические схемы, прису­щие изучению предметно-практической деятельности. При этом возникает вопрос: правомерно ли" рассматривать общение как частный случай деятельности? Конечно, общение является видом активности. Если понимать активность как деятельность, то можно отнести общение к категории дея­тельности.

Однако необходимо отметить, что в подавляющем большинстве психологичес­ких трактовок деятельности основу ее определений и категориально-понятийного аппарата составляют отношения «субъект-объект», охватывающие лишь одну сторону социального бытия человека. Такой под­ход, конечно, правомерен и продуктивен, но деятельность человека существует не сама по себе. Она необходимым образом связана с деятельностью других людей.

В связи с этим возникает необходи­мость разработки категории общения, рас­крывающей другую, не менее существен­ную сторону социального бытия человека, а именно — отношении «субъект—субъ-ект(ы)». И это вполне понятно, поскольку социальное бытие человека включает в себя не только отношения к предметному миру, но и людям, с которыми человек постоянно вступает в прямые или опосре­дованные контакты.

Такой подход к проблеме взаимосвязи общения и деятельности преодолевает одно­стороннее понимание деятельности лишь как субъект-объектного отношения. В оте­чественной психологии этот подход реа­лизуется посредством методологического принципа общения как субъект-субъект­ного взаимодействия, теоретически и экс­периментально разрабатываемый Б.Ф. Ло­мовым [1984] и его сотрудниками, «Данный принцип открывает новые возможности для более глубокого изучения всегда неразрыв­ных взаимосвязей между субъект-объект­ными и субъект-субъектными взаимодей­ствиями* [Брушлинский, Поликарпов, 1990].

Рассматриваемое в этом плане обще­ние выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта. Ее результат не столько преобразованный предмет (ма­териальный или идеальный), сколько от­ношения человека с другими людьми. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностями, но и представлениями, идеями, чувствами; проявляется и развивается система отно­шений «субъект-субъект(ы)».

В целом, теоретическая и эксперимен­тальная разработка принципа общения в отечественной социальной психологии представлена в ряде коллективных работ, цитируемых выше, а также в работах «Психологические исследования обшения» [1985], «Познание и общение» [1988].




В монографии А.В. Бру шли некого, В.А. По­ликарпова [1990| наряду с этим дано кри­тическое осмысление данного методо­логического принципа, а также перечис­лены наиболее известные циклы иссле­дований, в которых проанализирована вся многоаспектная проблематика обшения в отечественной психологической науке.

Заканчивая краткое обсуждение кате­гории общения в системе других базовых категорий психологии, можно привести мнение (В.В. Знакова [1994], которое отра-'жает современное представление на катего-рию обшения в отечественной психологии.

Признавая справедливость тезиса «Нет деятельности.без йбшения.и^бшс^ия без деятельности»., _ высказанного А.В. Бруш-линским [1990], он в то же время отмечает: «...любая деятельность всегда явно или опосредованно включает субъект-субъект­ные отношения, а процесс обшения детер­минируется предметом {например, пред­метом разговора). Тем не менее ограничен­ность языковых средств для лаконичного обозначения обсуждаемых понятий побуж­дает меня обратиться к тому условному их различению, которого придерживался Б.Ф.Ломов [1984]. Общением я буду на­зывать такую форму взаимодействия субъ­ектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические ка­чества друг друга и в ходе которой форми­руются межличностные отношения между ними... Под совместной деятельностью далее будут подразумеваться ситуации, в кото­рых межличностное обшение людей под­чинено обшей цели — решению конкрет­ной задачи» [Знаков, 1994].

Структура общения. Из анализа катего­рии обшения в системе психологии следу­ет, что общение является сложным, много­уровневым социальным явлением, отража­ющим различные стороны социального бытия человека, т. е. оно как объект ис­следования имеет свою структуру.

Исследуя структуру общения и учитывая неразрывную связь обшения с деятель­ностью, социальными, общественными отношениями, обычно выделяют три уровня анализа [Ломов, 1984].

Перный уровень — макроуровень: обще-ние индивида с другими людьми рассмат­ривается как важнейшая сторона его об-

раза жизни. Процесс обшения изучается в масштабах времени, сопоставимых с дли­тельностью человеческой жизни, при этом акцент ставится на анализ психического развития индивида. Обшение здесь высту­пает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами. Учитывается система общественных отношений обще­ства и место или позиция индинида в этой системе. Общественные институты, про­фессиональные, идейно-политические, национально-этнические, семейные пред­ставления, традиции, нормы и т.д. детер­минируют общение индивида с другими людьми. Здесь социально-психологичес­кий анализ неизбежно смыкается с социо­логическим.

Круг психологических проблем, свя­занных с исследованием личности, его мотивационной сферы, изучаемых на этом уровне анализа общения, достаточно ши­рок. Это — развитие форм общения и их связь с социально-культурными нормами, традициями и правилами поведения; взаи­мосвязи общественного и индивидуального сознания; возрастные особенности психики; развитие способностей, потребностей и мотивов; формирование жизненных планов индивидов и т. д.

Второй уровень — мезауровень (средний уровень): общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправ­ленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных времен­ных отрезках своей жизни.

Главный акцент делается на содержа­тельных компонентах ситуаций общения — по поводу «чего» и «с какой целью». Во­круг этого стержня («темы», «предмета» общения) рассматривается динамика об­щения, анализируются используемые сред­ства (вербальные и невербальные), фазы или этапы, в ходе которых осуществляется обмен представлениями, идеями, пережи­ваниями. Ситуации или периоды обшения могут быть завершенными или незавер­шенными в зависимости оттого, насколько исчерпана тема или достигнута цель об­шения. В результате либо создается «сово­купный субъект» для решения проблемной



6.3. Психология межличностного взаимодействия



ситуации, либо обнаруживаются противо­речие и несовместимость, т. е. возможно развитие конфликтных взаимоотношений.

В целом, на этом уровне анализа круг психологических проблем относится к исследованию особенностей динамики психических процессов и состояний чело­века наряду со средствами и способами, используемыми людьми для реализации «тем» или «целей» ситуаций общения.

Третий уровень — микроуровень. Глав­ный предмет исследования — элементар­ные единицы общения как сопряженные акты или транзакции. Важно подчеркнуть, что элементарная единица общения — это не смена перемежающихся поведенческих актов, действий участников, а их взаимо­действие. Она включает не только дейст­вие одного из партнеров, но и связанное с ним содействие или противодействие другого партнера. (Например, «вопрос-ответ», «побуждение к действию—дейст-иие», «сообщение информации—отноше­ние к ней» и т. п.)

Исследование единиц общения, дина­мика их взаимосвязи, цикличности в про­цессе общения являются традиционным предметом анализа в психологии речи (см. подразд. 3.8). Но поскольку общение не исчерпывается только речевыми цик­лами, то на этом уровне изучаются также и сопряженные эмоциональные реакции, мимические и пантомимические движения (невербальные компоненты поведения).

Основной задачей исследований на этом уровне является изучение механизмов формирования единиц общения, их типо­логии, используемых средств и их взаимо­связи, динамики экстериоризации и ин-териоризации психического.

Под функциями общенияпонимаются роли или задачи, которые выполняет об­щение в процессе социального бытия че­ловека.

Функции общения многообразны, и есть разные основания для их классифи­кации. Одним из общепринятых в отечест­венной социальной психологии оснований классификации является выделение в об­щении трех взаимосвязанных сторон, или характеристик: информационной, интерак­тивной и перцептивной(Андреева, 1996]. Различают три функции общения; инфор-

мационно-коммуникативную, регуляцнонно-коммуникативную и аффективно-коммуни­кативную[Ломов, 1984].

Информационно-коммуникативная функ­цияобщения в широком смысле заклю­чается в обмене информацией или ее приеме—передаче между взаимодейстную-шими индивидами. Описание общения как процесса передачи-приема сообщений является правомерным, но позволяет рас­смотреть только одну из его характерис­тик.

Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику. Во-пер­вых, мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от техни­ческого устройства). Во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает (взаимно) воздействие на мысли, чувства и поведение партнеров. В-третьих, они должны обладать единой или сходной си­стемой кодификации/декодификации со­общений. Передача любой информации возможна посредством различных знако­вых систем. Обычно различают вербальную(в качестве знаковой системы использует­ся речь) и невербальнуюкоммуникацию (различные неречевые знаковые системы). В свою очередь невербальная коммуника­ция также имеет несколько форм: кине-сику(оптико-кинетическая система, вклю­чающая жесты, мимику, пантомимику); паралингвистику(система вокализации голоса, паузы, покашливания ит. п.); прок-семику(нормы организации пространства и времени в общении); визуальноеобще­ние (система «контакта» глазами). Иногда отдельно рассматривается как специфи­ческая знаковая система совокупность запахов, которыми могут обмениваться партнеры по общению.

Одна из актуальных проблем, возника­ющих в исследовании информационно-коммуникативных функций, — влияние общения на динамику когнитивных про­цессов.

Регуляторно-коммуникативная (интерак­тивная) функция общения,в отличие от информационной, заключается в регуля­ции поведения и непосредственной орга­низации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействий.


5G2

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ



Несколько слов о традиции использо­вания понятий взаимодействия и общения в социальной психологии. Понятие взаи­модействия используется для 1) характе­ристики действительных реальных контак­тов людей (действий, контрлействий, со­действий) в процессе совместной деятель­ности; 2) для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе совмест­ной деятельности или шире — в процессе социальной активности.

Однако взаимосвязи взаимодействия и общения, так же как общения и деятель­ности, не однозначны и имеют противо­речивую традицию их трактовки. С одной стороны, можно интерпретировать и взаи­модействия, и обшение как тождествен­ные понятия и явления, понимая их как обмен информацией. С другой стороны, можно рассматривать соотношение между ними как отношение формы некоторого процесса и его содержания. Иногда гово­рят о самостоятельном существовании общения как коммуникации (обмене ин­формации) и взаимодействии (как инте­ракции). Причина подобных разночтений коренится в объеме понимания самого термина «обшение» (узкое и широкое).

Если понимать обшение как много­уровневое явление (реальность межлич­ностных и общественных отношений), то наряду с информационной стороной, оно имеет и другую — фиксирующую не только обмен знаками, но и организацию сов­местных действий.

В процессе обшенин как взаимодейст­вии (вербальном, физическом, невербаль­ном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятия ре­шения, на выполнение и контроль дейст­вий, т. е. на все составляющие деятель­ности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения. Дру­гими словами, можно сказать: не бывает общения без взаимодействия и регуляции, так же как взаимодействия — без общения.

С регуляционно-коммуникативной функ­цией общения связаны многие явления, характерные для совместной деятельности: совместимость людей, подражание, внуше­ние, убеждение. Процесс регуляции пове­дения людей в группе приводит к превра-

щению группы в совокупного субъекта деятельности.

Аффективно-коммуникативная функция общениясвязана с регуляцией эмоциональ­ной сферы человека. Обшение — важней­шая детерминанта эмоциональных состоя­ний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и разви­вается в условиях общения людей — про­исходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаим­ное усиление или ослабление.

Приведем другую классификационную схему функций обшения, в которой наряду с перечисленными отдельно выделяются следующие функции: организация совмест­ной деятельности; познание людьми друг друга; формирование и развитие межлич­ностных отношений(отчасти такая класси­фикация дана в монографии В.В. Знакова, 1994; познавательная функция в целом входит в перцептивную функцию, выде­ленную Г.М. Андреевой, 1988).

Сопоставление двух классификацион­ных схем позволяет, конечно в определен­ной мере условно, объединить (включить) функции познания, формирования меж­личностных отношений и аффективно-коммуникативную в перцептивную функ­цию общения как более емкую и много­мерную [Андреева, 1988].

Наши рекомендации