Подготовка руководителей и обучаемых
Теоретическая и методическая подготовка руководителей групп осуществляется в организованных формах обучения и самостоятельно.
К организованным формам подготовки руководителей групп ОГП относятся:
- 2-х дневные учебно-методические сборы перед началом каждого периода обучения;
- ежемесячные 2 - 3-х часовые инструктивно-методические занятия.
Двухдневные учебно-методические сборы с руководителями групп ОГП планируются и проводятся в соединениях (частях) или гарнизонах перед началом каждого периода обучения. План проведения сборов утверждается командиром соединения (части) или начальником гарнизона по представлению заместителя по воспитательной работе.
В ходе проведения сборов предусматриваются:
- подведение итогов ОГП за прошедший период обучения и постановка задач на очередной период обучения;
- выступление вышестоящих командиров (начальников), представителей местных органов государственной власти, ученых-обществоведов, деятелей культуры и искусства по актуальным теоретическим и практическим вопросам жизнедеятельности государства и общества, Вооруженных Сил и т.п.;
- обмен опытом лучших методистов;
- показные занятия;
- обзорные и инструктивно-методические лекции, доклады по тематике ОГП на предстоящий период обучения и другие мероприятия.
Инструктивно-методические занятия (ИМЗ) проводятся в воинских частях не реже одного раза в месяц по 2 - 3 часа под руководством заместителей командиров частей по воспитательной работе.
Главная задача ИМЗ - оказать практическую помощь руководителям групп ОГП в их самостоятельной подготовке к очередным занятиям. Основу плана ИМЗ составляют инструктивно-методические лекции по тематике ОГП на следующий месяц, обсуждение их содержания и методики проведения, подготовки и использования ТСВ и наглядных пособий, обзор рекомендуемой к темам учебно-методической, художественной и мемуарной литературы, информация о положительном опыте и недостатках в организации ОГП в истекшем месяце.
Самостоятельная подготовка руководителей групп осуществляется с использованием материальной базы и возможностей библиотек, имеющихся методических кабинетов и информационно-методических центров. Для подготовки к занятиям руководителям групп ОГП предоставляется не менее 4 часов служебного времени в неделю. Выделяемые для этой цели дни и время определяются в приказе командира части об организации ОГП на период обучения.
Самостоятельная подготовка руководителя группы строится в зависимости от конкретной темы и формы предстоящего занятия. Она включает:
- подготовку к учебной лекции (рассказу);
- подготовку к проведению самостоятельной работы в учебной группе;
- подготовку к семинару (беседе).
План-конспект руководителя группы ОГП.
План-конспект является основным содержательным и организационным документом каждого занятия, элементом контроля готовности руководителя группы к его проведению. План-конспекты лекции (рассказа), семинара (беседы) и других форм проведения занятий по каждой теме утверждаются непосредственным командиром (начальником) руководителя группы за 1 - 2 дня до проведения занятия. Руководитель группы обеспечивает сохранность план-конспектов в течение всего учебного года.
Структура план-конспекта лекции (рассказа)
План-конспект лекции (рассказа) состоит из 3 частей: вступления, основной части и заключения.
1. Вступление включает в себя:
- название темы, количество часов, отводимое на нее и распределение их на лекцию (рассказ), самостоятельную работу и семинар (беседу);
- обоснование актуальности и важности изучения темы;
- связь данной темы с предыдущим занятием;
- учебные цели лекции(рассказа). (Воспитательные цели занятия руководитель определяет, но до группы их не доводит);
- учебные вопросы;
- рекомендованную литературу.
2. Основная часть:
- содержание каждого вопроса и распределение времени на них;
- фактический материал, в том числе - из жизни подразделения, части, а также примеры, авторитетные высказывания, цитаты для лучшей связи теоретических положений с практикой;
- вопросы, с которыми необходимо обратиться к слушателям в процессе рассказа (лекции), для того, чтобы завязать дискуссию, диалог;
- где и как использовать технические средства обучения, наглядные пособия, художественную и мемуарную литературу;
- выводы по каждому вопросу.
3. Заключение:
- краткие выводы по теме;
- ответы на вопросы слушателей;
- необходимые указания и советы по изучению рекомендованной литературы;
- вопросы для предстоящего семинара или беседы по теме лекции (рассказа).
Завершающим этапом изучения темы на занятиях по ОГП является семинар или развернутая групповая беседа. Их цель - помочь слушателям глубже усвоить изучаемый материал, расширить их кругозор, развить умение самостоятельно анализировать и обобщать явления жизни, увязывать теорию с практикой, оценить уровень усвоения изученной темы и, в конечном счете, сформировать убеждения, устойчивые позиции по рассматриваемым вопросам в соответствии с воспитательными целями занятия.
Типовой план-конспект семинара (беседы) включает:
- вступительное слово;
- учебные (доводятся до группы) и воспитательные (не доводятся до группы) цели занятия;
- основные и дополнительные вопросы и их краткое содержание;
- тема реферата (доклада) и фамилия докладчика, а также выступающего с информацией по материалам периодической печати;
- методическое обеспечение рассмотрения каждого вопроса: примеры и факты из жизни части и Вооруженных Сил, наглядные пособия и ТСО, художественная и мемуарная литература и порядок их использования;
- примерный расчет времени;
- приемы и способы раскрытия отдельных вопросов и краткие выводы по ним;
- фамилии слушателей, которых предполагается опросить;
- заключительное слово и проект подведения итогов занятия, предусматривающий выставление оценок;
- объявление следующей темы занятия.
Важную роль в совершенствовании методического мастерства руководителей групп, повышении качества подготовки слушателей к занятиям играют военные учреждения культуры.
Работа клуба воинской части по обеспечению ОГП личного состава осуществляется по следующим основным направлениям:
В рамках культурно- досуговых мероприятий по повышению эффективности ОГП учреждениями культуры воинских частей активно используются возможности радиоузлов, а также имеющихся в ряде гарнизонов радиотелевизионных центров.
При всей важности использования клубных форм работы в обеспечении ОГП они играют хотя и существенную, но вспомогательную роль. Центральное место в подготовке руководителей и слушателей групп к очередным занятиям принадлежит библиотекам воинских частей.
Именно библиотеки офицерских (солдатских) клубов с их книжным фондом и читальными залами, оборудованными каталогами, являются главным союзником руководителя ОГП в работе с книгой, тем настоящим банком данных, в котором он черпает необходимую информацию.