Предварительный анализ объекта исследования
Основные понятия.
На мой взгляд, изучение пристрастия молодежи к азартным играм, не возможно без трактовки следующих понятий:
· Лудомания - патологическая страсть к азартным играм. Внесена в реестр психических заболеваний сравнительно недавно. На Западе больных с таким диагнозом лечат в условиях стационара. В нашей стране терапия осуществляется амбулаторно.
· Игромания – разновидность наркомании в очень тяжелой социальной форме. Но при этом она не находит сочувствия в обществе, и общество еще не научилось и не хочет помогать таким людям.
· Игроманы– очень часто, это люди, испытывающие сложности в межличностных отношениях.
Основная гипотеза.
Студенты достаточно легко «подсаживаются» на игровые автоматы.
Гипотезы психологов.
1. Основная категория подсевших на автоматы – таксисты, милиция, работники торговли, коммерсанты.
2. Зависимый человек может избавиться от своей проблемы только за счет другой зависимости.
3. Главное – это вовремя остановиться.
4. Студенты, не зарабатывающие денег сами, достаточно легко проигрывают их в автоматы.
5. Большинство играющих студентов – это юноши.
6. Азарт является основным побудителем студентов к игре.
III. Логический анализ основных понятий.
3.1. Операционализация-процесс определения понятий эмпирическим образом с целью возможности им измерения и проведения повторных наблюдений, которые были бы достоверными.
Таким образом, зависимость под названием игромания, или же ее отсутствие, может быть определена путем тестов, другими словами- данной анкетой и последующим анализом данных , полученных в результате опроса.
Первый фактор в моей работе- это, есть ли зависимость от игровых автоматов у подростков.
Второй фактор - душевные проявления зависимости и материальные убытки.
Нахождение индикаторов.
Нахождение «индикаторов» помогает уяснить, как и в какой форме нужно подойти к ее сбору. «Индикатор» в социальном исследовании называют разнообразные предметы, событие, признаки явлений и процессов, поведенческие акты, поступки, оценки и суждения людей, т.е.- все факты, которые используются для социологического измерения. В то же время индикаторы позволяют правильно сформулировать впоросы для анкеты и других видов инструментария, а также определить структуру ответов на них. Всем индикаторам присущи различные характеристики , которые в инструментарии выступают в качестве вариантов ответов на вопросы. Они расположены в той или иной последовательности по позициям, и образуют «шкалу измерения».
Индикатором первого фактора выступают: время, цель, мания связанная с игровыми автоматами.
Индикаторами второго фактора выступают: осознание (или же нет) зависимости, финансовые проблемы, связанные с игровыми автоматами, душевные переживания по этому поводу.
IV. Организационно – методический раздел.
Определение выборочной совокупности.
На улицах города Санкт-Петербурга был проведен социалогический опрос случайно выбранных молодых людей и девушек, учащихся в разных ВУЗах города. Общее число респондентов составляет 110 человек.
В городе Санкт-Петербурге был проведен телефонный опрос, имеющий политический уклон, случайно выбранных юношей и девушек, учащихся в разных ВУЗах города.
Общее число респондентов составляет 40 человек.
Рабочий план исследования.
Исследование включает в себя следующие этапы:
1. Определение поля и объекта исследования - подбор студентов - респондентов;
2. Разработка программы исследования, предмета анализа, гипотез, анкет;
3. Тиражирование анкет для анкетеров (в I – ой части);
4. Подготовка методик и процедур;
5. Сбор первичной информации и ее обработка;
6. Анализ итогов предложения, выводы и рекомендации.
Время составления программы и методического отчисления – май 2014
V. Итоги исследования.
Анализ данных.
Часть I.
Вопрос 1: Ваш пол?
Мною было опрошено 110 человек: 65 юношей и 45 девушек. Это было сделано не случайно, так как психологами подтверждено, что большинство играющих – это мужчины.
Итак, соответственно на первый вопрос вариант а выбрало 65 человек, что составило 59,09%, вариант б – 45 человек, что составило 40,9%
Вопрос 2: Вы играете в игровые автоматы?
На этот вопрос положительно ответили 50 человек (15 девушек и 35 молодых человека), что составило чуть менее 50% всех опрошенных. На мой взгляд – это достаточно печальный показатель, так как, на основе этих данных, мы можем сделать вывод, что почти каждый второй студент играет в игровые автоматы, что отрицательно сказывается на состоянии кошелька и здоровья.
Далее 50 человек, ответивших утвердительно на второй вопрос, будут составлять 100% опрошенных.
Вопрос 3: . Как часто вы играете?
Составляя этот вопрос, я решила включить в него такой вариант ответа как: свой вариант. Мне хотелось, чтобы молодые люди как можно точнее ответили на этот вопрос.
У 10% опрошенных существует настоящая зависимость от игровых автоматов, и из этого числа 8% составляют юноши, что подтверждает гипотезу о том, что молодые люди быстрее «подсаживаются» на игровые автоматы, чем девушки. 60% играют от 1 до 4 раз в две недели, что составляет больше половины всех опрошенных, и, на мой взгляд, с одной стороны, это достаточно оптимистический показатель, но с другой – частота игрального процесса ведь может и возрасти. Свой вариант предложили 30% студентов. Среди них встретились такие как: раз в месяц, два раза в три месяца, раз в полгода и т.д.
Вопрос 4: Что побуждает Вас играть?
Мне кажется, неудивительным то, что на этот вопрос 48% студентов выбрали вариант а). Азарт. Причем от всех опрошенных девушек этот показатель составляет 60%, в то время как у юношей – 42, 9%. Значит, мы можем сделать вывод о том, что в настоящее время молодые особы более азартны, чем юноши. Однако ни одна из девушек не выбрала вариант в). Скука, в отличии от 9 молодых людей. Наверное юноши более склоны к такому понятию и состоянию как скука.
Вопрос 5: Откуда вы берете деньги на игру?
Составляя этот вопрос, я также, как и в вопрос №3, решила включить в него такой вариант ответа как: свой вариант, чтобы наиболее точно ознакомиться с результатами опроса.
Опрос показал следующее: большинство опрошенных зарабатывают деньги сами, что довольно похвально. И я считаю, что это их право распоряжаться данными деньги по своему усмотрению. Однако трата, заработанных собственным трудом денег, говорит о достаточно серьезной зависимости 36% студентов, среди которых 30% всех опрошенных составляют юноши, от игровых автоматов. Большенству же девушек (40%) деньги дают родители. Свой вариант предложили 22% студентов (деньги дают родственники, получаю стипендию и т. д.)
Вопрос 6: Какое количество денег вы тратите на игровые автоматы в месяц?
По поводу данного вопроса наибольший процен (48%) студентов тратит на игровые автоматы около 500 рублей, причем девушки намного легче расстаются с деньгами, что показал процент (53,3%) выбора этого варианта ответа среди молодых дам.
Немного меньше денег «уходит» на игру у 32% всех опрошенных студентов, среди которых 26% составляют юноши, что говорит об их умении задумываться о растратах. Болеее 2000 рублей тратит два студента, и здесь интересен тот факт, что этими двумя студентами являются одна девушка и один юноша.
Вопрос 7: Во время игры ваше эмоциоманальное состояние остается стабильным?
На вариант а) и на вариант б) ответили по 50% респондентов, что составляет по 25 человек. Мы видим, что эмоциональное состояние половины опрошенных остается не стабильным во время игры, и говорит о психических расстройствах, происходящих в сознании и мозгу играющих. Все это подтверждает заключение психологов о том, что игромания – это разновидность наркомании в очень тяжелой социальной форме.
Вопрос 8: Вы играете до тех пор, пока ...
Огорчает тот факт, что, отвечая на данный вопрос, 38% студентов выбрало вариант а). А это значит, что сколько бы денег не лежало в кармене играюшего, он все равно все их проиграет, отсюда можно сделать вывод - мы столкнулись с 19 опрошенными, которые настолько зависят от игры, что не могут в нужный момент остановиться и сказать себе «хватит», «стоп». Всего 4% студентов, среди которых одна девушка и один юноша, играют до тех пор, пока не выиграют. Также анализ ответов на данный вопрос показал, что молодым дамам быстрее надоедает играть в автоматы (26,7% от всех опрошенных девушек), чем молодым людям (34, 3% от всех опрошенных юношей).
Вопрос 9: Часто ли вы выигрываете?
Статистика ответов на этот вопрос показывает, что постоянно выигрывать нельзя, такого просто не бывает и не может быть, т.к все игровые автоматы запрограммированны на определенное количество выигрышей. К тому же в течение дня администрация любого зала обязательно не один раз перепрограммирует автоматы в зависимости от того, как складывается день, чтобы быть в выигрыше. Все это подтверждают и доказывают ответы опрошенных студентов, среди которых 66% выигрывают лишь иногда; 16% студентов вообще никогда не выигрывали, по всей видимости они «отправляют деньги» в игровые автоматы, расположеные у дорог, вокзалов и рассчитаные на случайных, «одноразовых» посетителей. В этих автоматах, как правило, вероятность выигрыша сводится к нулю.
Вопрос 10: На что обычно вы тратите выгранные деньги?
Этот вопрос был задан неслучайно, мне очень хотелось выяснить куда обыкновенные студенты тратят деньги в случаи выигрыша; результат ответов полностью оправдал мои ожидания и предположения. Ни на что не тратит выигранные деньги лишь одна девушка, в то время как 22,9% юношей откладывают деньги на «черный день». Это говорит о том, что молодые дамы намного легче расстаются с деньгами и готовы потратить их ни на вещи первой необходимости, а на что-то второстепенное, о чем свидетельствует факт выбора 60% девушек, от всех опрошенных молодых дам, варианта в). 18% студентов тратит свой выигрыш на продолжение игры, что достаточно печально.
Вопрос 11: Как ваши родители относятся к вашему увлечению?
Никто из родителей, опрошенных студентов, не одобряет увлечения своего ребенка игровыми автоматами; 72% относятся к этому отрицательно. Однако удивляет тот факт, что среди людей старшего поколения находятся и те, кто не прочь поиграть в автоматы вместе со своими детьми.
Часть II.
Вопрос 1: Как вы относитесь к развитию игорного бизнеса в РФ?
Вариант ответа | Всего ответило |
а). Отрицательно | 26 чел. (65%) |
б). Положительно | 3 чел. (7,5%) |
в). Не знаю | 5 чел. (12,5%) |
г). Мне все равно | 6 чел. (15%) |
Вопрос 2: Стоит ли принимать закон «О запрете игорного бизнеса в РФ»?
При ответе на данный вопрос голоса респондентов разделились поровну, т. е. 50% опрошенных считает, что такой закон нужно принимать, другая же половина говорит о том, что такого закона не должно быть в законодательстве РФ. На мой взгляд, статистика ответов на данный вопрос может помочь нам в дальнейшую сформировать правильную политику нашей страны.
Вопрос 3: Должно ли законадательство РФ ввести возрастные ограничения для игры в игровые автоматы? (Если да, то с какого возраста можно играть?)
Вариант ответа | Всего ответило |
а). Нет | 2 чел. (5%) |
б). С 14 лет | 4 чел. (10%) |
в). С 18 лет | 21 чел. (52,5%) |
г). С 21 года | 13 чел. (32,5%) |
Вопрос 4: Существует ли необходимость в размещении игровых автоматов в специальных заведениях?
Меня приятно удивили результаты ответов на данный вопрос. 97,5% студентов считают, что такая необходимость действительно существует. Наверное мое ровесники, как следующее поколение, которое будет находиться у власти, все-таки задумываются о проблемах современной России.
VI. Заключение.
Вывод.
В результате проведенного социологического исследования установлено, что большинство студентов отрицательно относится к развитию игорного бизнеса в РФ. Нам не безразлично кто, где и на каких условиях будет содержать тотализатор и игорные заведения. Большинство респондентов считает, что необходимо усовершенствовать законодательную базу, а в частности ввести более жесткие возрастные ограничения для игры в игровые автоматы (21 год), а также установить новые требования к размещению игровых автоматов. При этом фискальные органы должны обеспечивать соблюдение законов.
Студенческая молодежь понимает, что существует зависимость от игровых автоматов, и поэтому, я считаю, надо активно проводить разъяснительные работы не только среди студентов, но и среди школьников. Надо рассказывать о болезненной зависимости от игровых автоматов, о психических заболеваниях, связанных с игроманией и т. д.
При проведении исследования меня удивило отношение родителей, опрошенных студентов. Большинство родителей изъявляют желание присоединиться к своим играющим детям, по-моему, это страшно и должно насторожить не только руководителей нашего государства, но и общество в целом.
Игорный бизнес в нашей стране развивается хаотично. Мы, как всегда проходим путь проб и ошибок, хотя, на мой взгляд, могли бы изначально, при организации деятельности тотализаторов и игорных заведений, использовать положительный опыт других стран. Например, ограничить размещение игровых автоматов (не выделять «красные» линии для этих заведений, учитывать количество жителей города и количество автоматов на душу населения); установить предельный режим работы игорных заведений; установить возрастной ценз для играющих и т. д.
Каждый бизнес в нашей стране имеет право на существование, но любой бизнес должен быть цивилизованным и контролируемым со стороны государства.