Нет ничего такого, что можно делать лишь одним способом
Обретение творческого интереса к жизни подразумевает среди прочего и отказ от жестких, безвариантных подходов к чему бы то ни было. Если вы убеждены, что для каждой цели существует лишь один правильный способ ее достижения и в каждой ситуации нужно действовать строго определенным образом, значит, вам недостает спонтанности поведения, равно как и творческого начала. Если вы придерживаетесь определенных стандартов и пытаетесь навязывать их другим людям, то всегда будете оказываться жертвой в тех случаях, когда неизбежны перемены и альтернативные подходы. Но если ваш разум открыт для изменений и вы допускаете множество решений одной задачи, то вполне можете иметь определенные предпочтения и не превращаться в их раба, придавая им статус обязательных либо абсолютных.
Стюарту было всего двадцать шесть лет, а он уже оказался закоренелым приверженцем системы «единственного подхода». Будучи исключительно компетентным бухгалтером, он испытывал все возрастающие трудности во взаимоотношениях со своей женой и коллегами по работе.
Во время консультаций Стюарт признался мне в своей непреклонной убежденности в том, что людям ни в коем случае нельзя прощать неправильных действий. Кстати, слова «верный», «целесообразный», «правильный», «точный» и так далее составляли немалую часть его лексикона, и Стюарт был полон решимости доказать, что его жена и дети многое постоянно делают неправильно. Он жаловался, что часами обучает сына простым вещам, а тот, по всей видимости, нарочно все делает совсем по-другому. Аналогично, его жена, можно сказать, демонстративно отказывается вести хозяйство и жить по его правилам – хотя Стюарт регулярно настаивает на том, чтобы все делать правильно (то есть так, как он считает нужным). Он зашел так далеко, что установил для жены строгие правила ведения чековой книжки, впадая в ярость всякий раз, когда она неправильно выписывала чек, заполняла дату либо совершала другие мелкие оплошности, которые были способны свести с ума ее супруга.
На консультациях я попытался сместить фокус внимания Стюарта от обвинений жены в несговорчивости к критическому анализу жесткости собственной позиции. Мой клиент вскоре признал, что всю свою жизнь он строит по принципу «единственного подхода» и что лишь очень немногие из его окружения способны выносить занудные требования действовать в соответствии с его стандартами. Стюарт сознался, что всегда читал правила, прежде чем приступать к таким исключительно развлекательным играм, как крокет или «Монополия», и настаивал на строгом их соблюдении, тем самым лишая детей всякого удовольствия. Стюарт вовсе не запрещал развлечения, но требовал веселиться только по правилам – он не мог себе представить, как можно получать удовольствие, не следуя предписаниям, инструкциям либо каким-то собственным правилам.
Стюарт начал работать над определенными «уступками», делающими его поведение более гибким. Давалось ему это нелегко, что не явилось для меня сюрпризом, но через несколько месяцев мой клиент добился определенных успехов, избавившись от чрезмерной пунктуальности и внося в свою жизнь (особенно во взаимоотношения с семьей) определенную долю спонтанности и готовности к различным вариантам развития событий. Произошедшие в нем перемены в конечном итоге привели и к большей гибкости при выполнении профессиональных обязанностей, хотя после пяти месяцев консультаций Стюарт был еще не готов идти на какие-либо «послабления» в своих подходах к бухгалтерскому учету.
Фридрих Ницше как-то сказал:
Это мой путь…
А что такое твой?
Такого пути нет!
Эти слова могут стать девизом для желающих повысить творческий интерес к жизни и избавиться от излишней жесткости во взглядах и поведении.
Если вам приходится поддерживать деловые отношения со специалистом, который превращает вас в жертву своего косного менталитета, вы будете последним глупцом, если при первой же возможности не прекратите эти отношения. Представьте только, сколько бед может натворить адвокат, не желающий вносить коррективы в тактику ведения дела при возникновении новых обстоятельств! А что говорить о хирурге, который будет закрывать глаза на новые симптомы болезни, продолжая утверждать, что все проблемы связаны с аппендицитом, и настаивая на запланированной операции. Узость взглядов несовместима с подлинным профессионализмом, и ни в коем случае не стоит доверять свою жизнь подобным «специалистам».
Рассмотрим подробнее проблемы узости взглядов и жесткости в поведении, которые по аналогии можно назвать «нетворческим равнодушием», на примере медицины. В последние годы серьезное внимание уделялось ужасающему количеству необязательных хирургических операций, которые, словно по привычке, проводят в нашей стране. Скольким женщинам удаляли матку, яичники, проводили другие мучительные операции, когда в этом не было особой необходимости! Если вы все еще не верите в серьезность данной проблемы, подумайте над следующим рекламным объявлением медицинской страховой компании «Блю кросс/Блю шилд» в Нью-Йорке, которое было напечатано 10 ноября 1976 года в «Newsday». Объявление было выпущено под заголовком «Без операций: семь раз отмерь, один отрежь». Далее в нем говорилось: «Без операции. На вашем теле не появится шрам, потому что вы не ляжете под нож. Без операции. Консультация со вторым хирургом, который скажет, что в операции нет необходимости. Без операции. За консультацию с хирургом вам не придется платить – это сделает за вас «Блю кросс/Блю шилд». Далее в нем описывалось, как можно получить повторную бесплатную консультацию у хирурга, и, что самое интересное, приводились убедительные свидетельства того, что многие врачи непреклонны в решимости поступать «по-своему», они и слушать не хотели о мнении других специалистов. В рекламе прямо говорилось: «Ваш первый хирург ничего не узнает о повторной консультации».
Почему же медицинская страховая компания предлагает оплатить независимую консультацию и обещает сохранить эту информацию в тайне от первого хирурга?
Да просто потому, что косность подходов многих врачей не допускает даже и мысли о том, чтобы выслушать мнение другого специалиста. Узость взглядов, похоже, их абсолютно не смущает, хотя по ее милости вас могут безо всякой нужды лишить нескольких органов!
Безусловно, многие врачи сами стремятся организовать несколько независимых консультаций, поскольку каждый компетентный и ответственный хирург должен всеми возможными способами проверить и перепроверить поставленный диагноз, требующий хирургического вмешательства. Но в то же время все мы и сами отчаянно нуждаемся в защите от обосновавшихся в медицине приверженцев философии «единственного подхода». Доктор Арнольд Хатчнекер в своей книге «Воля к жизни», основанной на анализе литературы о состоянии хирургии в Соединенных Штатах, пришел к следующему выводу: «Сегодня можно говорить об огромном количестве жертв поспешных хирургических диагнозов».
Только жертва может согласиться на операцию, не получив по возможности исчерпывающую информацию о своей болезни от различных специалистов. А если лечащий врач возражает против таких действий, следует поискать другого, для которого жизнь и здоровье пациента важнее собственного тщеславия и профессиональной ограниченности. Подобная узость подходов процветает и в нашем образовании – диапазон примеров простирается от школьных учителей, которые убеждены, что существуют единственные способы арифметических вычислений, выполнения лабораторных работ, написания сочинений и рефератов, до профессоров колледжей, которые раздают студентам строгие руководства по написанию научно-исследовательских работ. Без сомнения, вы сталкивались со всем этим за многие годы учебы и часто соглашались с доводами педагогов, а если и не соглашались, то все равно выполняли их требования – в противном случае вас могли превратить в жертву с помощью плохих оценок, угрозы исключения и прочих аналогичных приемов. Но зачем потакать подобной ущербной логике? Тем более недопустима философия «единственного подхода» при обучении ваших детей.
Как только человека убеждают, что существует лишь один способ выполнения чего-либо, он оказывается в опасной близости к участи жертвы. Ни один талантливый писатель не станет штудировать учебник грамматики, пытаясь найти в нем рекомендации по использованию его родного живого языка. Точно так же, великим художникам даже в голову не приходило, что писать картины либо ваять скульптуры можно лишь каким-то одним способом. Великих людей на любом поприще отличала уникальность; они не похожи на своих предшественников, хотя, безусловно, могут иметь подражателей. Так что вдохновляйте себя и других тем, что каждая задача может быть решена мириадами различных способов, проявляйте гибкость и выбирайте тот из них, который лучше всего отвечает данному моменту, имея в виду, что завтра оптимальным может оказаться уже совсем другой подход.
В романе «Бремя страстей человеческих» Сомерсет Моэм дал краткую характеристику такого «непреклонного» героя: «Подобно всем слабым людям, он прилагал огромные усилия, ради того чтобы избегать каких-либо перемен».
Многие жертвы и их поработители выбирают для себя как раз подобную узость взглядов, которая препятствует их росту и становится серьезной помехой для роста других людей.
Проявляйте настойчивость
При серьезном давлении жертвы легко сдают свои позиции, оказываясь, как правило, во власти собственных эмоций, будь то страх, гнев или отчаяние. Свободная личность в аналогичных ситуациях проявляет упорство, не давая воли пагубным настроениям. Если вас не устраивает роль жертвы, необходимо искоренить свои слабости, заменив их солидной порцией упорства.
Как мы уже выяснили, стратегии значительной части поработителей строятся на предположении, что с помощью простой отсрочки решения можно сломить любую сопротивляющуюся жертву. Особенно ярко это проявляется при ведении судебных дел. Адвокаты поработителей знают, что, если «маленький человек» не видит выигрыша сегодня или в ближайшем будущем, он может просто махнуть рукой и заявить: «Ну и черт с ним». Одна из основных особенностей нашего законодательства состоит в том, что большинство людей отучают искать «повседневную справедливость» просто потому, что игра не стоит свеч. Человек должен сам принимать решение: настаивать на своем или использовать иную тактику, если дальнейшее упорство лишь усугубляет его состояние жертвы. Однако, обладая достаточным воображением, всегда можно найти способы не сдаваться, не действуя при этом себе в ущерб. А если вы не стеснены в средствах, то можно нанять профессионалов, которые будут проявлять упорство вместо вас.
Демонстрация решимости избежать статуса жертвы включает выбор позиций, которые вы действительно собираетесь упорно защищать, а не уступать при малейшем давлении, а также подачу окружающим сигналов о том, что вы готовы драться до победы. Если же подобная демонстрация не соответствует реальным намерениям или имеющимся ресурсам, она может только навредить вам. В жизни, как и в покере, – если сложилась репутация любителя блефовать, лучше подобной тактикой не увлекаться. В своей книге «Как я превратил обычные жалобы в тысячи долларов: дневник несговорчивого клиента» Ральф Чарелл весьма убедительно продемонстрировал положительные стороны упорства, рассказав, как настойчивость и готовность действовать помогали ему одолевать грозных, часто имеющих репутацию «непробиваемых» поработителей клиентов. Вы вполне можете взять на вооружение многие его рекомендации, если не хотите превратиться в жертву.
Пожалуй, важнейшее условие эффективной борьбы с порабощением состоит в том, чтобы добиваться поставленных целей, не давая воли отрицательным эмоциям – отчаянию, злости и тому подобному, – которые лишь поглощают время, забирают терпение и решимость. Относитесь к жизненным баталиям, как к игре: чтобы добиваться желаемых целей, привлекайте воображение и устанавливайте собственные правила – вы не обязаны действовать по чужой указке. Ральф Чарелл рассказывает о своих конфликтах с «Ма Белл», с домовладельцами, театральными менеджерами, банкирами и многими другими. Основная идея книги проста: подкрепленное конкретными действиями упорство, отказ от мысли отложить что-либо важное «на потом» не только способствуют достижению поставленных целей, но часто позволяют добиться того, о чем поначалу вы даже не мечтали.
Дело здесь в том, что компании и отдельные лица, преуспевающие на поприще превращения людей в жертву, как правило, не имеют в своем арсенале средств против упорствующих клиентов – таких просто очень мало. Столкнувшись с подобными забияками, они предпочитают ретироваться и переключаться на более покладистых. Не секрет, что, когда нужно постоять за себя, большинство из нас уподобляется овечкам. Мы изначально превращаем себя в жертву, убеждая себя в неспособности противостоять мощной организации, значимой личности или, скажем, муниципальному совету. Но все это не более чем мифы, на которые человек с творческим интересом к жизни просто не обращает внимания. Ваша победа в схватках с подобными монстрами не только возможна – вероятность ее достаточно велика. Главное здесь – преодолеть несколько препятствий в самом начале пути и далее действовать в соответствии с намеченным планом. Эти первые препятствия возводят, потому что они оказываются непреодолимыми для большинства людей. Но как только они окажутся позади, вы даже удивитесь тому, как мало серьезных помех останется на вашем пути к цели.
Однако упорство не следует смешивать с бездумным упрямством. Перед вами стоит благородная и простая задача – избежать участи жертвы. Вам необходимо всего лишь добиться требуемых результатов, а не становиться рабом никому не нужных принципов, изнурительных и бесполезных тяжб и склок. Здесь уместно вспомнить слова Генри Уорда Бичера:
Отличие упорства от упрямства состоит в том, что первое проистекает из сильного желания, тогда как второе – из сильного нежелания.
Маленькие дети часто берут на вооружение тактику нытья, поскольку они убедились в ее эффективности по отношению к родителям: «Если достаточно долго клянчить у мамы жевательную резинку, она в конце концов не выдержит и купит ее мне». Родители, которыми манипулируют подобным образом, часто забывают, что сами научили детей игнорировать первое «нет», равно как второе и третье, – часто потому, что они иногда автоматически говорили своим детям «нет» в ответ на все их просьбы, надеясь таким образом слегка облегчить себе жизнь либо продемонстрировать свою власть. Дети, в свою очередь, понимают, что, уступив даже на одну секунду, они рискуют оказаться ни с чем. Во взрослой жизни тактику таких родителей берут на вооружение многие потенциальные поработители, особенно в бюрократических организациях. И хотя вы можете считать, что обращать внимание на хныканье и нытье детей ниже вашего достоинства, такое поведение оказывается в подобных ситуациях чрезвычайно эффективным. Так что если вы не выносите хнычущих клиентов, не провоцируйте их на такие действия. Помните, что жертва и ее поработитель вполне могут поменяться местами – многие талантливые «нытики» успешно паразитируют на теле большого, но беспомощного перед ними бизнеса. Но это все частности, главное для вас – не сдаваться. Как только вашим оппонентам удастся сломить ваше сопротивление, вы потеряете очень многие шансы на успех и займете свое незавидное место в списке очередных жертв.
В своей жизни я следую доктрине, благодаря которой достиг того, что сейчас имею, – заурядный талант в сочетании с незаурядным упорством позволяет добиваться любых поставленных целей.
Сэр Томас Фауэлл Бакстон