Vi. опросник офдси (в.м. русалова).
Инструкция: «Вам предлагается ответить на 150 вопросов, направленных на выяснение вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить самые типичные ситуации и дайте первым естественный ответ, которым придет вам на ум. Против каждого утверждения поставьте число, которое наиболее правильно описывает наше поведение: 1 - не характерно, 2 - мало характерно, 3 - довольно характерно, 4 – характерно».
Опросник
151. Я часто испытываю потребность в движении.
152. Я не ищу новых решений известных проблем.
153. Я постоянно хочу приобретать новые знания.
154. В свободное время я с удовольствием занимаюсь физическим трудом.
155. Я быстро считаю «в уме».
156. Я сильно переживаю, когда сдаю экзамен менее успешно, чем ожидал.
157. Я предпочитаю уединение большой компании.
158. Мне легко одновременно выполнять несколько дел, например, смотреть телевизор и читать.
159. Мне легко выполнять умственную работу, требующую длительного
внимания.
160. Я пережинаю, когда выполняю задание не так, как следовало бы.
161. Я - легок (ка) на подъем.
162. Я огорчаюсь, когда обнаруживаю свои ошибки при выполнении интеллектуальной работы.
163. Я легко переключаюсь с одного дела на другое, занимаясь ручной работой.
164. Я быстро решаю арифметические задачи.
165. Я без труда включаюсь в разговор.
166. Я - подвижный человек.
167. Я устаю от длительной умственной работы.
168. Я легко переключаюсь с решения одном проблемы на другую.
169. Я предпочитаю быструю ходьбу.
170. Моя речь медленна и нетороплива.
171. Я часто высказываю свое мнение, не подумав.
172. Я огорчаюсь, если мне не удается что-то смастерить самому(ой).
173. Я люблю интеллектуальные игры, в которых требуется быстрое принятие решения.
174. Я испытываю неудобство из-за того, что у меня плохой почерк.
175. Я часто испытываю опасение от того, что могу не справиться с работой,
требующей умственного напряжения.
176. Я - ранимый человек.
177. Я неохотно выполняю срочную умственную работу.
178. Я часто не могу заснуть от того, что мне не удается найти решение какой-либо проблемы.
179. Я всегда выполняю свои обещания независимо от того, удобно мне это
или нет.
180. Я огорчаюсь, поспорив с друзьями.
181. У меня портится настроение, когда я долго не могу решить какую-либо
проблему.
182. Мне легко заниматься физическим трудом длительное время.
183. Я чувствовал(а) бы себя дискомфортно, если бы на длительное время
был(а) бы лишен(а) возможности общения с людьми.
184. Я никогда не опаздывал(а) на свидание или на работу.
185. У меня много друзей и знакомых.
186. Я регулярно читаю о новых достижениях науки и техники.
187. Я сильно волнуюсь перед предстоящим экзаменом.
188. Обычно мои мысли текут неторопливо.
189. Мне нравится мастерить веши своими руками.
190. Я успешно выполняю работу, требующую тонких некоординированных
движений.
191. Мне легко готовиться к нескольким экзаменам одновременно.
192. Бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.
193. Моя речь часто опережает мои мысли.
194. Я склонен(на) преувеличивать своп неудачи, связанные с умственной
деятельностью.
195. Я люблю участвовать в спортивных играх, требующих быстрых движений.
196. Во время беседы мои мысли часто перескакивают с одной темы на другую.
197. Мне легко было бы сдать два экзамена в один день.
198. Я чувствую в себе избыток интеллектуальной энергии.
199. Мне нравятся игры, требующие быстроты и ловкости движении.
200. Мне трудно говорить быстро.
201. Мне легко завязывать знакомства первым.
202. Я испытываю досаду, когда у меня не хватает ловкости для участия
в спортивных играх на отдыхе.
203. быстро думаю, находясь в любой ситуации.
204. Работа, требующая полной отдачи умственных сил, отталкивает меня.
205. Я огорчаюсь от того, что пишу медленно и иногда не успеваю записывать необходимую информацию.
206. Я переживаю, когда меня не понимают в разговоре.
207. Я говорю свободно, без запинок.
208. Я охотно выполняю физическую работу.
209. Мне легко выполнять одновременно несколько заданий, требующих в уме умственного напряжения.
210. Я предпочитаю заниматься работой, не требующей большой физической нагрузки.
211. Я сильно волнуюсь во время экзамена.
212. Мне требуется мною времени, чтобы разобраться в той или иной проблеме.
213. Как правило, я не вступаю в общение с малознакомыми людьми.
214. Я легко обучаюсь ремеслу (рукоделию).
215. Мне нравятся задачи на «смекалку».
216. Я предпочитаю однообразную физическую работу.
217. Нередко я конфликтую с друзьями из-за того, что говорю, не подумав.
218. Я предпочитаю постоянно находиться среди людей.
219. Я пишу быстро.
220. Я быстро устаю от физической работы.
221. Я - разговорчивый человек.
222. Иногда я преувеличиваю негативное отношение к себе со стороны своих близких.
223. У меня часто портится настроение из-за того, что сделанная мною вещь
оказывается не совсем удачной.
224. Я легко обижаюсь, если мне указывают на мои недостатки.
225. Во время физической работы я часто делаю перерывы для отдыха.
226. Мне нравится разнообразный ручной труд.
227. Мне легко внести оживление в компанию.
228. Я испытываю тревогу, переходя улицу перед движущимся транспортом.
229. Мне легко провести прямую линию от руки (без линейки).
230. Я могу, не раздумывая, задан, вопрос незнакомому человеку.
231. Меня раздражает быстрая речь собеседника.
232. Я с удовольствием выполняю умственную работу.
233. Я считаю свои движения медленными и неторопливыми.
234. Многие считают меня физически сильным.
235. Когда я оживленно рассказываю о чем-то, я прибегаю к мимике и жестам.
236. У меня бывают мысли, которые мне не хотелось бы сообщать окружающим.
237. Для подготовки к экзаменам я трачу времени меньше, чем другие.
238. В моей речи много длительных пауз.
239. Меня огорчает то, что я физически менее развит(а), чем хотелось бы.
240. Я сильно волнуюсь перед ответственным разговором.
241. Я устаю, когда приходится долго говорить.
242. Я чувствую в себе избыток физических сил.
243. Движения моих рук быстры и стремительны
244. Я свободно чувствую себя в большой компании.
245. Мне нравятся задачи, требующие постоянного переключения внимания.
246. Я предпочитаю задания, не связанные с большой умственной нагрузкой.
247. Я предпочитаю решить задачу до конца, прежде чем взяться за другую.
248. Даже находясь в тесном кругу друзей, я остаюсь молчаливым.
249. В работе по хозяйству я легко переключаюсь с одного дела на другое.
250. Я считаю себя мастером па все руки.
251. Я легко высказываю свои мысли в присутствии незнакомых людей.
252. Я довольно быстро выполняю физическую работу.
253. Меня огорчают незначительные ошибки, допущенные при решении какой-либо задачи.
254. Я быстро читаю вслух.
255. Я переживаю из-за того, что у меня нет достаточно выраженных способностей для овладения интересующим меня ремеслом.
256. Я основательно планирую предстоящую умственную работу, чтобы избежать возможных ошибок.
257. Я не отличаюсь оригинальностью в решении задач.
258. Меня огорчает, что я недостаточно хорошо владею ремеслом (рукоделием).
259. 109.Я сильно волнуюсь, когда мне приходится выяснять отношения с друзьями.
260. Я нуждаюсь в людях, которые меня ободряют и утешают.
261. Я стараюсь избегать тяжелой физической работы.
262. В свободное время меня тянет пообщаться с людьми.
263. Я предпочитаю подумать, взвесить, и лишь потом высказаться.
264. На вечеринках и в компаниях я держусь обособленно.
265. Я без особого труда смог(ла) бы начертить сложную геометрическую фигуру.
266. В компании я обычно начинаю разговор первым.
267. Я легко воспринимаю быструю речь.
268. У меня медленные движения, когда я что-нибудь мастерю.
269. Я быстро решаю головоломки.
270. Длительная подготовка к экзаменам утомляет меня.
271. Я иногда сплетничаю.
272. Я предпочитаю выполнять физическую работу в быстром темпе.
273. Мне нравится быстро говорить.
274. Когда я выполняю работу, требующую тонкой координации движений,
я испытываю некоторое волнение.
275. Я люблю бывать в больших компаниях.
276. Я не стараюсь избегать конфликтов.
277. Я способен(а) выполнять длительную физическую работу без утомления.
278. Мне приятны быстрые движения.
279. Я люблю уединение.
280. Мне легко настроиться па выполнение нового задания.
281. Мне с трудом удалось бы сделать нужную вещь своими руками.
282. Я считаю себя физически сильным человеком.
283. Я предпочитаю работу, не требующую отдачи интеллектуальных сил.
284. Мне трудно удержаться от высказывания неожиданно возникшей идеи.
285. Я с легкостью могу обратиться с просьбой к другому человеку.
286. Мне нравится работа, не требующая быстрых движений.
287. Я предпочитаю медленный, спокойный разговор.
288. Я испытываю чувство обиды от того, что окружающие меня люди, как мне кажется, обходятся со мной хуже, чем следовало бы.
289. Умственная работа для меня более привлекательна, чем физическая.
290. Обычно я дочитываю кишу до конца, прежде чем взяться за новую.
291. В ручном труде меня раздражают малейшие неполадки.
292. Я обычно медленно выполняю интеллектуальные задания.
293. Я люблю много читать.
294. Когда я что-то мастерю, я обращаю внимание даже па незначительные
погрешности.
295. Многие считают, что я - довольно сообразительный человек.
296. В разговоре я легко обижаюсь но пустякам.
297. Приступая к решению даже несложной задачи, я испытываю чувство
неуверенности.
298. При общении с людьми я часто чувствую себя неуверенно.
299. Я легко пересматриваю свои решения и принимаю новые.
300. Среди моих знакомых есть люди, которые мне явно не нравятся.
Обработка результатов:
Перед обработкой необходимо убедиться, что ответы даны на все вопросы. Для подсчета баллов по той или иной шкале используются ключи. Вначале необходимо перекодировать некоторые ответы, указанные в ключе для данной шкалы. Подсчет баллов производится путем суммирования всех баллов по данной шкале. При обследовании больших массивов испытуемых целесообразно сочетать бланковый метод с компьютерной обработкой данных. Полученная сумма баллов для каждой шкалы записывается в соответствующую графу на бланке. Необходимо помнить, что испытуемые, имеющие по контрольной шкале 18 баллов и больше, из дальнейшей обработки исключаются, как не способные, в силу чрезмерной социальной желательности, адекватно оценивать свое поведение.
Ключи к шкалам ОФДСИ
Шкалы | Пункты |
Эргичность психомоторная (ЭРМ) | 1,4,32, 58, 60*, 70*, 75*, 84,92,111 *, 127,132 |
Эргнчность интеллектуальная (ЭРИ) | 3,9, 17*, 36, 48, 54*, 82*, 120*, 133*, 139, 143 |
Эргичность коммуникативная (ЭРК) | 7*, 33, 35, 63*, 68, 77, 94, 98*, 112, 114*, 125, 129* |
Пластичность психомоторная (ПМ) | 11, 13, 39,40, 64, 66*, 76,79, 99, 100, 115,131 |
Пластичность интеллектуальная (ПИ) | 2*,8, 18,41.47,59,95,97*, 107*, 130, 140*. 149 |
Пластичность коммуникативная (ПК) | 15,21,43,46,51,67,80, 101, 113*, 116, 134, 135 |
Скорость психомоторная (СМ) | 16, 19, 45, 49, 69, 83*, 93, 102, 118*, 122, 128,136* |
Скорость интеллектуальная (СИ) | 5, 14, 23, 27*,38*, 53, 62*, 65, 87, 119, 142*, 145 |
Скорость коммуникативная (СК) | 20*, 50*, 57, 71, 81*, 85, 88*, 91*, 104, 117,123, 137* |
Эмоциональность психомоторная (ЭМ) | 22, 24, 52, 55, 73, 78, 89, 105, 108, 124. 141, 144 |
Эмоциональность интеллектуальная ОМ) | 6, 10, 12,25,28,31,37,44,61. 103. 106, 147 |
Эмоциональность коммуникативная (ЭИ) | 26,30,56,72,74,90,109, 110,126, 138, 146, 148 |
Контрольная шкала (КШ) | 29, 34, 42*, 86, 21*,150* |
Примечание: звездочкой (*) отмечены пункты, требующие перекодирования: (1=4). (2=3), (3=2), (4=1). |
Интерпретация:
Психомоторная сфера | ||||
Низкие значения | Средние значения | Высокие значения | ||
(12-25 баллов) | (26-34 балла) | (35-48 баллов) | ||
Эргичность (ЭРМ) | ||||
Узкая сфера психомоторной деятельности, низкий мышечный тонус, нежелание физического напряжения, низкая вовлеченность в процесс деятельности, избегание работы, двигательная пассивность | Нормальный мышечный тонус, обычная двигательная активность, средневыраженное стремление к физическому напряжению, средняя мышечная работоспособность | Высокая потребность в движении, «широкая» сфера психомоторной активности, жажда психомоторной деятельности, постоянное стремление к физическому труду, избыток физических сил, высокая мышечная работоспособность | ||
Пластичность (ИМ) | ||||
Повышенная склонность к монотонной физической работе, боязнь, избегание разнообразных форм ручного труда, стремление к шаблонным способам физической деятельности, вязкость движений | Оптимальная для человека гибкость при переключении с одной физической работы на другую, средневыраженная склонность к разнообразным формам двигательной активности и различным видам ручного труда | Высокая гибкость при переключении с одних форм двигательной активности на другие. Высокое стремление к разнообразным способам физической деятельности, плавность движении | ||
Скорость (СМ) | ||||
Заторможенность психомоторики низкая скорость двигательных операций при выполнении ручного труда | Средняя скорость моторно-двигательных операций. | Высокий темп психомоторного поведения, высокая скорость в различных видах двигательной активности | ||
Эмоциональность (ЭM) | ||||
Низкая чувствительность (безразличие) к расхождению между задуманным моторным действием и реальным результатом этого действия; ощущение спокойствия, уверенности в себе при выполнении физической работы, отсутствие беспокойства в случае невыполнения или плохого выполнения физической работы | Средневыраженная чувствительность к неудачам в ручном труде, возможному несовпадению задуманного и реального моторного действия; обычная интенсивность эмоционального переживания в случае неудач в физической работе | Высокая чувствительность (сильное эмоциональное переживание) по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом ручного труда, постоянное ощущение неполноценности продукта физической работы | ||
Интеллектуальная сфера | ||||
Эргичность (ЭРИ) | ||||
Низкий уровень интеллектуальных возможностей, нежелание умственного напряжения, низкая вовлеченность в процесс, связанный с умственной деятельностью, узкий круг интеллектуальных интересов | Средний уровень интеллектуальных возможностей, средне выраженное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением | Высокий уровень интеллектуальных возможностей, высокий уровень способности к обучению, постоянное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением, легкость умственного побуждения | ||
Пластичность (ПИ) | ||||
Вязкость мышления, стереотипный подход к решению проблем, ригидность в решении абстрактных задач | Нормальная гибкость мышления, средняя выраженность стремления к разнообразным формам интеллектуальной деятельности | Высокая гибкость мышления, легкий переход с одних форм мышления на другие, постоянное стремление к разнообразию форм интеллектуальной деятельности, творческий подход к решению проблем | ||
Скорость (СИ) | ||||
Низкая скорость умственных процессов, замедленность выполнения операции при осуществлении интеллектуальной деятельности | Средняя скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности | Высокая скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности | ||
Эмоциональность (ЭМ) | ||||
Низкая чувствительность (безразличие) к расхождению между ожидаемым и реальным результатом действия при выполнении умственной работы, слабое эмоциональное реагирование при неудачах, связанных с интеллектуальной деятельностью, спокойствие, уверенность в себе в процессе умственной деятельности | Средняя выраженность эмоциональных переживаний в случае неудач в работе, умственного напряжения | Высокая чувствительность (сильное эмоциональное переживание) по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом умственной работы, сильное беспокойство по поводу работы, связанной с умственным напряжением | ||
Коммуникативная сфера | ||||
Эргичность (ЭРК) | ||||
Низкая потребность в общении, социальная пассивность, «узкий» круг контактов, уход от социальных мероприятий, замкнутость | Нормальная потребность в общении, «средний» круг контактов, средневыраженное стремление к установлению новых знакомств, средняя степень общительности | Высокая потребность в общении, широкий круг контактов, тяга к людям, легкость в установлении социальных свячен, стремление к лидерству | ||
Пластичность (ПК) | ||||
Низкий уровень готовности к вступлению в новые социальные контакты, тщательное продумывание своих поступков в процессе социального взаимодействия, стремление к поддерживанию однообразных контактов, ограниченный набор коммуникативных программ | Нормальная готовность к общению, типичное для среднего человека стремление к новым социальным контактам | Легкость вступления в новые социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, импульсивность в общении, широкий набор коммуникативных программ | ||
Контрольная шкала (КШ)
Контрольная шкала варьирует от 6 до 24 баллов. При значениях от 6 до 17 баллов испытуемые характеризуются более или менее адекватным восприятием своего поведения. Испытуемые с высокими значениями поданной шкале (18-24 балла) из обработки исключаются, поскольку у них наблюдается явно неадекватная оценка поведения. В своих ответах они стремятся выглядеть лучше, чем есть на самом деле.
Индексы и типы:
Для решения ряда научных и научно-практических задач необходимо учитывать не только значение того или иного отдельного формально-динамического свойства, но и индексы и темпераментальные типы, отражающие различную степень интеграции формально-динамических свойств индивидуальности. Исходя из содержания корреляционных и факторных связей между шкалами ОФДСИ, нами предложены следующие 6 наиболее важных индексов формально-динамических свойств человека.
Индексы активности:
1. Индекс психомоторной активности (ИПА) равен сумме баллов активностных шкал в психомоторной сфере.
ИПА = ЭРМ + ПМ + СМ. ИПА варьирует от 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 +/- 12, т.е. от 78 до 102.
2. Индекс интеллектуальной активности (ИИА) равен сумме баллов активностных шкал в интеллектуальной сфере.
ИИА = ЭРИ + ПИ + СИ. ИИА варьирует от 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 +/- 12, т.е. от 78 до 102.
3. Индекс коммуникативной активности (ИКА) равен сумме баллов активностных шкал в коммуникативной сфере.
ИКА = ЭРК + ПК + СК. ИКА варьирует от 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 +/- 12, т.е. от 78 до 102.
4. Индекс общей активности (ИОА) равен сумме баллов всех активностных шкал во всех трех сферах.
ИОА = ИПА + ИИА + ИКА. ИОА варьирует от 108 до 432. Среднее значение (норма) равно 270 +/- 36, т.е. от 234 до 306.
5. Индекс общей эмоциональности (ИОЭ) равен сумме всех эмоциональных шкал в трех сферах.
ИОЭ = ЭМ + ЭИ + ЭК. Среднее значение (норма) равно 90 +/- 12, т.е. от 78 до 102.
Индекс общей адаптивности
6. Индекс общей адаптивности (ИОАД) равен разнице баллов между индексом общей активности и индексом общей эмоциональности.
ИОАД = ИОА – ИОЭ. Индекс варьирует в пределах от -36 до 432. Среднее значение (норма) равно 180 +/- 48.
На основании вышеприведенных индексов, в принципе, можно выделить довольно большое количество вариантов темперамента. Классификация этих типов – дело будущих научных исследований, однако уже сейчас ориентировочно можно говорить о возможных 9 наиболее типичных вариантах (типах) формально-динамических свойств.
Дифференциальные типы
Для вычисления дифференциального типа темпераментального типа в определенной сфере поведения необходимо на оси ординат отложить значение индекса активности в данной сфере, а на оси абсцисс значение соответствующей эмоциональной шкалы.
Тип 1. Если значения по обеим шкалам выше нормы, т.е. активность выше 102, а эмоциональность выше 34, данный испытуемый относится к категории «холерик» в соответствующей сфере.
Тип 2. Если значения по обеим шкалам меньше нормы, т.е. активность меньше 70, а эмоциональность – меньше 26, то данный испытуемый – «флегматик».
Тип 3. Если у данного испытуемого активность выше нормы (т.е. выше 102), а эмоциональность – ниже нормы (т.е. ниже 26), то этот испытуемый – «сангвиник».
Тип 4. Если активность меньше нормы (т.е. меньше 78), а эмоциональность больше нормы, т.е. (больше 34), то испытуемый – «меланхолик» в соответствующей сфере.
Тип 5. Если испытуемый имеет «нормальное» значение по шкале активности, а по шкале эмоциональности его значения ниже нормы (т.е. меньше 26), данный испытуемый принадлежит к «смешанному низкоэмоциональному» типу.
Тип 6. Если испытуемый имеет «нормальное» значение по шкале активности, а по шкале эмоциональности его значения выше нормы (т.е. больше 34), данный испытуемый принадлежит к «смешанному высокоэмоциональному» типу.
Тип 7. Если испытуемый по шкале активности имеет значение выше нормы (т.е. выше 102), а по шкале эмоциональности его значения находятся в пределах нормы, то данный испытуемый принадлежит к «смешанному высокоактивному» типу.
Тип 8. Если испытуемый по шкале активности имеет значение ниже нормы, а по шкале эмоциональности его значения находятся в пределах нормы, то данный испытуемый принадлежит к «смешанному низкоактивному» типу.
Тип 9. Если значения и активности и эмоциональности находятся в пределах нормы, то испытуемый принадлежит к «неопределенному» типу.
Общий тип темперамента:
Вычисления общего типа проводятся аналогично вычислению дифференциального типа. Для этого на оси ординат отложить значения ИОА (индекса общей активности), а на оси абсцисс значение индекса ИОЭ (индекса общей эмоциональности). Названия типов те же, что и в случае дифференциальных типов.
Если оба значения выше нормы – «холерик», если оба значения меньше нормы – «флегматик». Если по шкале обшей активности значение выше нормы, а по шкале общей эмоциональности ниже нормы – «сангвиник». Если общая активность ниже нормы, а общая эмоциональность выше нормы – «меланхолик». Если оба значения в пределах нормы – «неопределенный» тип. Если по активности значение в пределах нормы, а по общей эмоциональности выше нормы, то – «смешанный высокоэмоциональный» тип.
Если по активности значение в пределах нормы, а по общей эмоциональности ниже нормы, то – «смешанный низкоэмоциональный» тип. Если по шкале общей активности значение выше нормы, а по общей эмоциональности в пределах нормы, то – «смешанный высокоактивный» тип. Если по шкале общей активности значение ниже нормы, а по общей эмоциональности в пределах нормы, то – «смешанный низкоактивный» тип.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
9. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
10. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006.
11. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2010
12. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.
13. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003.
14. Психология индивидуальных различий / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: АСТ, 2008.
15. Психология личности / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. – М.: АСТ, 2009.
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
б) дополнительная литература
12. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
13. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. - М.: Изд-во Российского открыт. ун-та, 1994.
14. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. –СПб.: Питер, 2004.
15. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, 2000.
16. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии. – М.: Институт практической психологии, 2002.
17. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Горбачевский и др., Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб: Питер, 2000.
18. Психология личности. Т.1. Хрестоматия. /Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ - М», 2002.
19. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий.- М.: Наука, 1979.
20. Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ). Методическое пособие. - М.: ИП РАН, 1997.
21. Утлик Э.П. Психология личности: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
22. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов / Т.Г. Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Л. Григоренко и др.; Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
5. http://psylib.kiev.ua - Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие»
6. http://scitylibrary.h11.ru/Library.htm - Виртуальная библиотека по психологии
7. http://www.petropal.narod.ru – Интернет-ресурсы для психолога
8. www.bekhterev.org – лаборатория клинической психологии и психодиагностики.
Задания для развития и контроля владения компетенциями:
3. Заполните схему «Зависимость темперамента от координат типа нервной системы»
| ||||||||||||||||||||||
|
4. Заполните таблицу «Соотношение типов нервной системы и темперамента».
типы нервной системы | сильные | слабые | |||
безудержный | живой | инертный | |||
Особенности нервных процессов | сила уравновешенность подвижность | ||||
темперамент | - |
Лабораторное занятие № 5
Тема: Характер
Цель: рассмотреть методы исследования характера; оценить склонность к риску; выявить тип акцентуации характера.
Организационная форма занятия:лабораторное занятие.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
16. Общее представление о характере.
17. Типология характеров. Акцентуации характера.
18. Формирование характера.
Методические рекомендации:
По первому вопросу: студент должен охарактеризовать характер как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования; рассмотреть природу и сущность характера, динамический стереотип как физиологическую основу характера, раскрыть значение понятия «черты характера» и их классификацию (волевые, эмоциональные, интеллектуальные). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Психология личности: учебное пособие / О.А. Ахвердова, И.В. Боев, И.В. Белашева, А.Н. Каргалева. – М.: Наука, 2007; Райх В. Анализ характера. – М: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Страхов ИВ. Психология характера. – Саратов: Сгпи, 1970.
По второму вопросу: студент должен дать понятие акцентуации характера, пограничной аномальной личности и психопатии, охарактеризовать критерии патологического характера Ганнушкина-Кербикова (стабильность, тотальность, социальная дезадаптация); рассмотреть классификацию типологий характера К. Леонгарда (гипертимный, дистимный, циклоидный, возбудимый, застревающий, педантичный, тревожный, эмотивный, демонстративный, экзальтированный, экстравертированный, интровертированный типы) и классификацию типологий характера А.Е. Личко (гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный типы), типологию социальных характеров Э. Фромма («мазохист-садист», «разрушитель», «конформист-автомат»), типологию характера по К.Г. Юнгу (экстравертированный, интровертированный типы). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д: «Феникс», 2000; Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — Санкт-Петербург: Речь, 2009; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Психология личности: учебное пособие / О.А. Ахвердова, И.В. Боев, И.В. Белашева, А.Н. Каргалева. – М.: Наука, 2007; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
По третьему вопросу: студент должен охарактеризовать сензитивный период для формирования характера, роль взаимодействия ребенка и взрослого в формировании характера, особенности формирования характера в дошкольном и школьном возрасте, трансформацию характера в течение жизни и роль труда в формировании характера. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Психология личности: учебное пособие / О.А. Ахвердова, И.В. Боев, И.В. Белашева, А.Н. Каргалева. – М.: Наука, 2007; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
Ход проведения лабораторного занятия: