Диагностика личностного эгоцентризма
ИНСТРУКЦИЯ:
Тест содержит 40 незаконченных предложений. Вам необходимо дополнить каждое из них так, чтобы получились предложения, в которых выражена законченная мысль. Сразу записывайте первое пришедшее вам в голову окончание незаконченного предложения. Старайтесь работать быстро. Время выполнения задания фиксируется.
Бланк теста эгоцентрических ассоциаций выглядит следующим образом:
ЗАТ Время, затраченное на заполнение теста ____ мин. | Дата __________ ФИО испытуемого ______________ Возраст ________ Родной язык _________ |
2. В такой ситуации …
3. Легче всего …
4. Несмотря на то, что …
5. Чем дольше …
6. По сравнению с …
7. Каждый …
8. Жаль, что …
9. В результате …
10. Если …
11. Несколько лет тому назад …
12. Самое важное то, что …
13. Только …
14. На самом деле …
15. Настоящая проблема в том, что …
16. Неправда, что …
17. Придет такой день, когда …
18. Самое большое …
19. Никогда …
20. В то, что …
21. Вряд ли возможно, что …
22. Главное в том, что …
23. Иногда …
24. Лет так через двенадцать …
25. В прошлом …
26. Дело в том, что …
27. В настоящее время …
28. Самое лучшее …
29. Принимая во внимание …
30. Если бы не …
31. Всегда …
32. Возможность …
33. В случае …
34. Обычно …
35. Если бы даже …
36. До сих пор …
37. Условие для …
38. Более всего …
39. Насчет …
40. С недавнего времени …
41. Только с тех пор …
После завершения работы испытуемые сдают заполненные бланки текста. Экспериментатор быстро их просматривает, не вчитываясь в содержание и, если замечает незавершенные предложения, то бланк возвращается с просьбой завершить то или иное предложение. При этом время фиксируется и прибавляется к предыдущему.
Обработка результатов.
Цель обработки результатов – получение индекса эгоцентризма. По величине индекса можно судить об уровне эгоцентрической направленности личности.
Обрабатывать результаты имеет смысл, если испытуемый полностью справился с тестом, поэтому во время тестирования важно следить, что все предложения были закончены. Если в тестовом бланке оказалось более 10 незаконченных предложений, то он обработке и анализу не подлежит. В таком случае испытуемого просят протестироваться еще раз через несколько дней.
Индекс эгоцентризма определяется путем выявления и подсчета предложений, содержащих информацию, указывающую на самого субъекта, то есть тестируемого. Эта информация выражается местоимениями собственными местоимениями, образованными от него.
Это могут быть местоимения «я», «мне», «мой», «мною», «моих» и т.п. Информацию о самом субъекте несут также предложения, в которых указанные местоимений нет, но они явно подразумеваются при наличии глагола первого лица единственного числа.
Индексом эгоцентризма служит количество выше обозначенных предложений. Для удобства подсчета предложений, содержащих это указание о самом субъекте и отражающих его центрацию на себе, в заполненном бланке местоимения первого лица единственного числа или соответствующие глагольные окончания подчеркиваются, а номер предложения обводится кружком.
Анализ результатов.
Для определения уровня эгоцентрической направленности личности и анализа полученных результатов приводится таблица. Она содержит градации уровней эгоцентризма студентов, в том числе студентов-первокурсников.
Пол Курс | Уровень эгоцентрической направленности | ||||
Очень низкий | Низкий | Средний | Высокий | Очень высокий | |
Первокурсники, обучающиеся первый семестр | |||||
Юноши | 0–1 | 2–7 | 8–22 | 23–30 | 31–40 |
Девушки | 0–1 | 2–7 | 8–22 | 23–29 | 30–40 |
Студенты других курсов | |||||
Юноши | 0–1 | 2–7 | 8–20 | 21–26 | 27–40 |
Девушки | 0–1 | 2–7 | 8–21 | 22–27 | 28–40 |
Лица с высоким уровнем эгоцентризма часто бывают конфликтными, так как недоучитывают, а порой и искажают смысловое содержание сообщения собеседника, что ведет к недопониманию и межличностным проблемам.
В моральном плане эгоцентрическая направленность может вести к эгоизму, которой проявляется в попытках использовать других людей для удовлетворения собственных потребностей и интересов, а также к прагматизму, то есть связыванию всего, с чем индивид встречается в жизни только со свое пользой.
Низкий уровень эгоцентризма часто является следствием постоянного подавления личности ребенка авторитетами. Дома ими становятся родители, а в школе – учителя и некоторые ученики.
В отдельных случаях высокий уровень эгоцентрической направленности может быть ситуативным, вызванным очень значимым для человека событием.
Диагностика парциальных позиций интернальности- экстернальности личности (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд)
Назначение: Настоящая методика направлена на исследование парциальных шкал локуса контроля.
Одной из важных интегральных характеристик самосознания, вызывающих чувство ответственности, готовность к активности и переживание «Я» является качество личности, получившее название локуса контроля. Существуют два крайних типа локуса контроля: интернальный и экстернальный. В первом случае человек убежден, что происходящие с ним события зависят от его личностных качеств, и являются закономерным итогом его собственной деятельности. Во втором случае человек убежден, что его успехи и неудачи – это результат внешних сил (везение, случайность, давление окружения, другие люди и т.д.). любой индивид занимает определенную позицию на континууме, задаваемом этими полярными типами локуса контроля.
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, на каждый пункт опросника, используя одну из градаций 7-балльной шкалы:
Полностью не согласен | -3 | -2 | -1 | Полностью согласен | ||||
Опросник
3. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
4. Большинство разводов происходит потому, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
5. Болезнь – дело случая. Если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
6. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
7. Осуществление моих желаний зависит от везения.
8. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.
9. Внешние обстоятельства – родители и благосостояние – влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
10. Я часто чувствую, что мало влияю а то, что происходит со мной.
11. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.
12. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий.
13. Когда я строю планы, то я, в общем, вер, что смогу осуществить их.
14. То, что многим людям кажется удачей или везением,на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
15. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
16. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они не старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут.
17. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
18. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
19. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
20. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
21. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
22. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
23. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
24. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять что и как делать.
25. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
26. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
27. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
28. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
29. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.
30. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
31. То, что со мной случается, – это дело моих собственных рук.
32. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.
33. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточно усилий.
34. Чаще всего я мгу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.
35. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам.
36. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.
37. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.
38. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
39. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
40. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
41. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
42. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все старания.
43. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
44. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
45. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
46. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лен и мало зависело от везения или невезения.