Схема психо-климатического круга изучаемого коллектива
II четверть | чел = % | чел = % | I четверть | ||||||||||||||||||||||||||||||
По Такмену Б.: «Конкуренция» По Уманскому Л.И.: группа- кооперация /«Мерцающий маяк»/ | Ось: Деловая активность | +15 | По Такмену Б.: «Коллектив» По Уманскому Л.И.: группа-коллектив /«Горящий факел»/ | ||||||||||||||||||||||||||||||
+14 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
+13 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
+12 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
+11 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
+9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
+8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
+7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
+6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
+5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
+4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
+3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
+2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
-15 | -14 | -13 | -12 | -11 | -10 | -9 | -8 | -7 | -6 | -5 | -4 | -3 | -2 | -1 | +1 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 | +6 | +7 | +8 | +9 | +10 | +11 | +12 | +13 | +14 | +15 | |||
По Такмену Б.: «Конгломерат» По Уманскому Л.И.: группа-ассоциация /«Мягкая глина»/ | -1 | Ось: Межличностные отношения | |||||||||||||||||||||||||||||||
-2 | По Такмену Б.: «Ассоциация» По Уманскому Л.И.: диффузная группа /«Песчаная россыпь»/ | ||||||||||||||||||||||||||||||||
-3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
-4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
-5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
-6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
-7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
-8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
-9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
-10 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
-11 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
-12 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
-13 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
-14 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
-15 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
III четверть | чел = % | чел = % | IV четверть | ||||||||||||||||||||||||||||||
Результаты теста переносятся на данную схему. Алгебраическая сумма ответов на утверждения № 1-5 откладывается на вертикальной оси «Деловая активность», а на утверждения № 6-10 – на горизонтальной оси «Межличностные отношения». Результаты интерпретируются по суммам баллов.
Для определения стадии развития коллектива необходимо соединить две точки, отложенные на осях. Та четверть, где проходит линия соединения точек и является стадией развития коллектива. В случае, если одна из точек прошла по оси (то есть значение суммы пяти чисел было равно нулю), мы выбираем четверть с большим номером.
О гармоничности межличностных отношений и деловой активности можно говорить в случае равенства их значений. Чем ближе к цифре 15 значение просчитанных сумм, тем выше уровень этих показателей и приближеннее к идеалу.
Применительно ко взрослому коллективу лучше пользоваться терминологией Б. Такмена. В случае детского коллектива целесообразнее терминология Л.И. Уманского.
Описание трёх чаще всего встречающихся стадий развития коллектива приводится ниже.
3 стадия: по Такмену Б.: «Конгломерат»,
по Уманскому Л.И.: группа-ассоциация /«Мягкая глина»/
Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе, классе, ученическом коллективе может быть командир или организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.
В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.
Скрепляющим здесь звеном еще являются нормальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера – хорошего организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так как по-настоящему его некому поддержать.
2 стадия: по Такмену Б.: «Конкуренция»,
по Уманскому Л.И.: группа-ассоциация /« Мерцающий маяк»/
В штормовом море маяк приносит уверенность и опытному и начинающему мореходу: курс выбран правильно, «так держать!» Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».
Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание – это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, которые не дадут погаснуть огню, – организаторы, актив.
Эта группа заметно отличается от других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил у некоторых членов группы подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе, но и в более значительном коллективе, в который он, как часть, входит. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.
1 стадия: по Такмену Б.: «Коллектив»,
по Уманскому Л.И.: группа-ассоциация /« Горящий факел»/
Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все.
Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя новые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив – тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.
Учащиеся оценивают уровень развития своего коллектива. На основании ответов педагог может определить по пятибалльной шкале степень их удовлетворенности своим классом, узнать, как оценивают школьники его сплоченность, единство. Вместе с тем удается определить тех учащихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных ими.