Перечень вопросов к экзамену
Методика изучения элементов геометрии.
Генезис представлений о форме предметов у детей. Обследовательские действия и их роль в познании формы детьми. Характеристика уровней геометрического развития.
Формирование представлений о форме предметов и геометрических фигурах в аспекте сенсорного развития детей. Развитие представлений о плоских и объемных формах в разных видах деятельности. Моделирование формы объектов.
Развитие геометрического мышления детей. Система заданий, направленных на развитие умений выделять и называть геометрические фигуры, делить фигуры на части и воссоздавать их из частей, выделять элементы и свойства геометрических фигур, изображать фигуры графически, преобразовывать форму, устанавливать логические связи и отношения между геометрическими фигурами и их частями, выделять пространственные отношения между ними.
Методика изучения величин и способов их измерения.
Алгебраический материал в курсе математики.
Задачи изучения и содержание алгебраического материала в начальном курсе математики.
Изучение числовых математических выражений, выражений с переменной.
Методика изучения числовых равенств и неравенств в начальном курсе математики.
Обучение решению уравнений.
Практическая часть:
1. Подобрать игры и упражнения, составление аннотированного каталога по теме.
2. Составить конспект занятия или урока по любой теме.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ
1. Развитие математического мышления в онтогенезе. Понятие акалькулии и дискалькулии.
2. Психологические механизмы трудностей овладения математикой как учебным предметом.
3. Общедидактические принципы и их реализация в обучении математике учащихся с речевыми нарушениями.
4. Принцип комплексного подхода в специальной педагогике и его роль в обучении математике учащихся с речевыми нарушениями.
5. Личностно-деятельностный принцип в обучении математике. Принцип учета структуры нарушений психической деятельности детей с различными видами речевых расстройств.
6. Понятие дифференцированного и индивидуализированного подхода в обучении математике.
7. Основные цели и задачи обучения математике в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
8. Взаимосвязь основных разделов программы. Структура программы.
9. Логопедические занятия и учебная работа на уроке математики.
10. Классификация методов обучения математике по различным основаниям.
11. Роль практических действий, наглядности и моделирования на различных этапах познавательного процесса.
12. Специфика применения словесных методов в учебном процессе.
13. Характеристика основных дидактических средств, учебных пособий и материалов. Функции дидактических средств.
14. Урок как основная форма организации учебной деятельности учащихся.
15. Этапы урока. Роль подготовительной («речевой») работы на этапе ознакомления, закрепления и повторения учебного материала на уроке.
16. Проверка, контроль и оценка знаний детей по математике.
17. Внеклассная форма коррекционно-развивающего обучения математике.
18. Генезис представлений о множестве, числе и счете у детей. Концепции развития представлений о количественных отношениях, числах и действиях с ними.
19. Формирование представлений о натуральном числе и множестве натуральных чисел.
20. Знакомство с нумерацией чисел.
21. Освоение счетной деятельности детьми. Обучение количественному и порядковому счету, счету в прямом и обратном порядке.
22. Формирование знаний конкретного смысла действий сложения и вычитания.
23. Специфика формирования приемов устных и письменных вычислений в пределах 10.
24. Специфика формирования приемов устных и письменных вычислений в пределах 100, 1000.
25. Изучение табличного и внетабличного умножения и деления.
26. Обучение решению текстовых задач: общие подходы.
27. Работа над простой задачей.
28. Формирование обобщенных умений работы над простой и составной задачей.
29. Методика работы над типовыми составными задачами.
30. Генезис представлений о форме предметов у детей. Характеристика уровней геометрического развития.
31. Формирование представлений о форме предметов и геометрических фигурах в аспекте сенсорного развития детей.
32. Развитие геометрического мышления детей: система заданий.
33. Методика изучения величин и способов их измерения.
34. Задачи изучения и содержание алгебраического материала в начальном курсе математики.
35. Изучение числовых математических выражений, выражений с переменной, числовых равенств и неравенств в начальном курсе математики.
36. Обучение решению уравнений.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ:
1. Бантова М. А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах - М., 1984.
2. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М., 2003.
3. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М., 1992.
4. Козлова В.А. Обучение дошкольников и младших школьников математике: Методическое пособие для родителей и воспитателей./В.А. Козлова. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 111 с.: ил.– М., 2002.
5. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 1974.
6. Методика начального обучения математике / Под ред. Л.Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1972.
7. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. - М., 2001.
8. Сухова В.Б. Математика: Учеб. для подготовительных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. - М.: Просвещение, 2000.
9. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. – М., 1988.
10. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. - М., 1999.
11. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. – М., 1998.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / Под ред. М.И. Моро, A.M. Пышкало. - М., 1977.
2. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. - М., 1984.
3. Безруких М.М. Ступеньки к школе. – М., 2001.
4. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в 1-м классе. - М., 1964.
5. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. - М., 1994.
6. Вернье Ж. Ребенок, математика и реальность. - М., 1998.
7. Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа. - М., 1982.
8. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. Обучение математике в детском саду. - М., 1997.
9. Дидактический материал по математике для 1 л 2 классов четырехлетней начальной школы: Пособие для учащихся / Н.Г.Уткина и др. -М.: АРКТИ, 1998.
10.Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. – М., 2001.
11. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М.: Педагогика, 1978.
12.Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. - М., 1997.
13.Зайцев В.В. Математика для детей дошкольного возраста. – М., 1999.
14.Зак А.З. Различия в мышлении детей. - М., 1992.
15.Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей. - М., 1989.
16.Кларина Л.М. Дети и знаки: буквы, цифры, геометрические формы. - М.: Новая школа, 1993. – 108 с.
17. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. - М., 1968.
18. Леушина A.M. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1974.
19. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихологический анализ решения задач. - М.: Просвещение, 1966.
20.Математика до школы / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. - СПб, 1998.
21. Менчинская Н. А. Психология обучения арифметике. - М., 1955.
22. Менчинская Н. А., Моро М.И. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах. - М.: Просвещение, 1965.
23.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М., 1990.
24. Моро М.И., Пышкало A.M. Методика обучения математике в 1-3-х классах: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982.
25.Непомнящая Н.И. Психологический анализ обучения детей 3 - 7 лет (на материале математики) - М., 1983.
26.Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - М., 1989.
27.Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб, 1997.
28. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по арифметике по вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1978.
29.Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 1996.
30. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1978.
31. Практикум по методике начального обучения математике / Сост. В.Л. Дрозд и др. – Минск, 1984.
32. Программы школ для детей с тяжелыми нарушениями речи. -М., 1982.
33. Пышкало A.M. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах. - М.: Просвещение, 1970.
34.Развитие логического мышления и особенности усвоения основ наук слабослышащими школьниками / Под ред. И.М. Гилевич, К.Г. Коровина. – М., 1986.
35.Сказочные лабиринты игры: Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста / Сост. В.В. Воскобович. – СПб., 2000.
36.Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М., 1987.
37.Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. Некоторые подходы к диагностике математического развития дошкольника. - Н. Новгород, 1993.
38.Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. – СПб., 2003.
39.Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. - Л., 1990.
40.Стойлова Л.П., Пышкало А.М. Основы начального курса математики. – М., 1988.
41.Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников. Хрестоматия в 6-ти частях. - СПб, 1994.
42. Типовые программы и примерное планирование работы в подготовительном классе общеобразовательной школы. - М., 1978.
43.Тихомирова Л.Ф. Математика в начальной школе. – М., 2002.
44. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. - М.: Просвещение, 1975.
45. Учебники математики для 1,2,3,4 классов общеобразовательной школы.
46. Учебные задания по математике для подготовительного класса общеобразовательной школы. - М., 1978.
47.Фидлер М. Математика уже в детском саду. - М., 1981.
48. Цветкова Л.С. Нарушение и восстановление очага при локальных поражениях мозга. - М.: МГУ, 1972.
49. Чекмарев Л.Ф. Методика устных вычислений. - М.: Просвещение, 1970.