Перечень вопросов к экзамену

Методика изучения элементов геометрии.

Генезис представлений о форме предметов у детей. Обследовательские действия и их роль в познании формы детьми. Характеристика уровней геометрического развития.

Формирование представлений о форме предметов и геометрических фигурах в аспекте сенсорного развития детей. Развитие представлений о плоских и объемных формах в разных видах деятельности. Моделирование формы объектов.

Развитие геометрического мышления детей. Система заданий, направленных на развитие умений выделять и называть геометрические фигуры, делить фигуры на части и воссоздавать их из частей, выделять элементы и свойства геометрических фигур, изображать фигуры графически, преобразовывать форму, устанавливать логические связи и отношения между геометрическими фигурами и их частями, выделять пространственные отношения между ними.

Методика изучения величин и способов их измерения.

Алгебраический материал в курсе математики.

Задачи изучения и содержание алгебраического материала в начальном курсе математики.

Изучение числовых математических выражений, выражений с переменной.

Методика изучения числовых равенств и неравенств в начальном курсе математики.

Обучение решению уравнений.

Практическая часть:

1. Подобрать игры и упражнения, составление аннотированного каталога по теме.

2. Составить конспект занятия или урока по любой теме.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

1. Развитие математического мышления в онтогенезе. Понятие акалькулии и дискалькулии.

2. Психологические механизмы трудностей овладения матема­тикой как учебным предметом.

3. Общедидактические принципы и их реализация в обучении ма­тематике учащихся с речевыми нарушениями.

4. Принцип комплексного подхода в специальной педагогике и его роль в обучении математике учащихся с речевыми нарушени­ями.

5. Личностно-деятельностный принцип в обучении математике. Принцип учета структуры нарушений психической деятельности детей с различными видами речевых расстройств.

6. Понятие дифференцированного и индивидуализированного подхода в обучении математике.

7. Основные цели и задачи обучения математике в школе для де­тей с тяжелыми нарушениями речи.

8. Взаимосвязь основных разделов программы. Структура про­граммы.

9. Логопедические заня­тия и учебная работа на уроке математики.

10. Классификация методов обучения математике по различным основаниям.

11. Роль практических действий, наглядности и моделирования на различных этапах познавательного процесса.

12. Специфика приме­нения словесных методов в учебном процессе.

13. Характеристика основных дидактических средств, учебных пособий и материалов. Функции дидактических средств.

14. Урок как основная форма организации учебной деятельности учащихся.

15. Этапы урока. Роль подготовительной («речевой») работы на этапе ознакомления, закрепления и повторения учебного материала на уроке.

16. Проверка, контроль и оценка знаний детей по математике.

17. Внеклассная форма коррекционно-развивающего обучения математике.

18. Генезис представлений о множестве, числе и счете у детей. Концепции развития представлений о количественных отношениях, числах и действиях с ними.

19. Формирование представлений о натуральном числе и множестве натуральных чисел.

20. Знакомство с нумерацией чисел.

21. Освоение счетной деятельности детьми. Обучение количественному и порядковому счету, счету в прямом и обратном порядке.

22. Формирование знаний конкретного смысла действий сложения и вычитания.

23. Специфика формирования приемов устных и письменных вычислений в пределах 10.

24. Специфика формирования приемов устных и письменных вычислений в пределах 100, 1000.

25. Изучение табличного и внетабличного умножения и деления.

26. Обу­чение решению текстовых задач: общие подходы.

27. Работа над простой задачей.

28. Формирование обобщенных умений работы над простой и составной задачей.

29. Методика работы над типовыми составными задачами.

30. Генезис представлений о форме предметов у детей. Характеристика уровней геометрического развития.

31. Формирование представлений о форме предметов и геометрических фигурах в аспекте сенсорного развития детей.

32. Развитие геометрического мышления детей: система заданий.

33. Методика изучения величин и способов их измерения.

34. Задачи изучения и содержание алгебраического материала в начальном курсе математики.

35. Изучение числовых математических выражений, выражений с переменной, числовых равенств и неравенств в начальном курсе математики.

36. Обучение решению уравнений.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:

1. Бантова М. А., Бельтюкова Г.В. Мето­дика преподавания математики в начальных классах - М., 1984.

2. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М., 2003.

3. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М., 1992.

4. Козлова В.А. Обучение дошкольников и младших школьников математике: Методическое пособие для родителей и воспитателей./В.А. Козлова. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 111 с.: ил.– М., 2002.

5. Леушина А.М. Формирование элементарных математических предс­тавлений у детей дошкольного возраста. - М., 1974.

6. Методика начального обучения математике / Под ред. Л.Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1972.

7. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспо­могательной школе. - М., 2001.

8. Сухова В.Б. Математика: Учеб. для подготовительных классов специальных (коррекционных) образовательных учреж­дений I вида. - М.: Просвещение, 2000.

9. Формирование элементарных математических представлений у дош­кольников / Под ред. А.А. Столяра. – М., 1988.

10. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. - М., 1999.

11. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. – М., 1998.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / Под ред. М.И. Моро, A.M. Пышкало. - М., 1977.

2. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. - М., 1984.

3. Безруких М.М. Ступеньки к школе. – М., 2001.

4. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упраж­нения в 1-м классе. - М., 1964.

5. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. - М., 1994.

6. Вернье Ж. Ребенок, математика и реальность. - М., 1998.

7. Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа. - М., 1982.

8. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. Обучение мате­матике в детском саду. - М., 1997.

9. Дидактический материал по математике для 1 л 2 классов четырехлетней начальной школы: Пособие для учащихся / Н.Г.Уткина и др. -М.: АРКТИ, 1998.

10.Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. – М., 2001.

11. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М.: Педагогика, 1978.

12.Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дош­кольников. - М., 1997.

13.Зайцев В.В. Математика для детей дошкольного возраста. – М., 1999.

14.Зак А.З. Различия в мышлении детей. - М., 1992.

15.Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей. - М., 1989.

16.Кларина Л.М. Дети и знаки: буквы, цифры, геометрические формы. - М.: Новая школа, 1993. – 108 с.

17. Крутецкий В. А. Психология математических способнос­тей школьников. - М., 1968.

18. Леушина A.M. Формирование элементарных математичес­ких представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просве­щение, 1974.

19. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихологический анализ решения задач. - М.: Просвещение, 1966.

20.Математика до школы / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. - СПб, 1998.

21. Менчинская Н. А. Психология обучения арифметике. - М., 1955.

22. Менчинская Н. А., Моро М.И. Вопросы методики и психо­логии обучения арифметике в начальных классах. - М.: Просве­щение, 1965.

23.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М., 1990.

24. Моро М.И., Пышкало A.M. Методика обучения математи­ке в 1-3-х классах: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982.

25.Непомнящая Н.И. Психологический анализ обучения детей 3 - 7 лет (на материале математики) - М., 1983.

26.Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - М., 1989.

27.Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошколь­ников. - СПб, 1997.

28. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по ариф­метике по вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1978.

29.Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 1996.

30. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспо­могательной школе. - М.: Просвещение, 1978.

31. Практикум по методике начального обучения математике / Сост. В.Л. Дрозд и др. – Минск, 1984.

32. Программы школ для детей с тяжелыми нарушениями речи. -М., 1982.

33. Пышкало A.M. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах. - М.: Просвещение, 1970.

34.Развитие логического мышления и особенности усвоения основ наук слабослышащими школьниками / Под ред. И.М. Гилевич, К.Г. Коровина. – М., 1986.

35.Сказочные лабиринты игры: Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста / Сост. В.В. Воскобович. – СПб., 2000.

36.Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М., 1987.

37.Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. Некоторые подходы к диагнос­тике математического развития дошкольника. - Н. Новгород, 1993.

38.Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. – СПб., 2003.

39.Совершенствование процесса формирования элементарных матема­тических представлений в детском саду. - Л., 1990.

40.Стойлова Л.П., Пышкало А.М. Основы начального курса математики. – М., 1988.

41.Теория и методика развития элементарных математических предс­тавлений у дошкольников. Хрестоматия в 6-ти частях. - СПб, 1994.

42. Типовые программы и примерное планирование работы в подготовительном классе общеобразовательной школы. - М., 1978.

43.Тихомирова Л.Ф. Математика в начальной школе. – М., 2002.

44. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в началь­ной школе. - М.: Просвещение, 1975.

45. Учебники математики для 1,2,3,4 классов общеобразова­тельной школы.

46. Учебные задания по математике для подготовительного класса общеобразовательной школы. - М., 1978.

47.Фидлер М. Математика уже в детском саду. - М., 1981.

48. Цветкова Л.С. Нарушение и восстановление очага при ло­кальных поражениях мозга. - М.: МГУ, 1972.

49. Чекмарев Л.Ф. Методика устных вычислений. - М.: Про­свещение, 1970.

Наши рекомендации