V. общение короткими фразами

V. общение короткими фразами - student2.ru В начальный период работы по устранению заикания обычно соблюдается щадящий режим речи. На логопедических занятиях в это время в основном говорит логопед. Самостоятельная речь детям разрешается только в форме коротких ответов и вопросов (одно-два слова) с опорой на зрительное восприятие (игрушки, куклы-бибабо, картинки, самоделки детей и т.д.), затем с помощью наводящих вопросов. Дети приучаются внимательно слушать обращенную к ним речь, обдумывать ответ, кратко отвечать, подражая четкой правильной речи логопеда.

Чрезмерно ускоренную речь детей важно перевести на естест­венный темп, поэтому необходимо научить их правильно и четко артикулировать звуки, делать опору на ударные гласные в словах; продолжать работу над дыханием.

Специальные игры дают возможность не только воспитывать правильный речевой навык, но и постоянно делать необходимые указания по технике речи, исправлять запинки, не привлекая внимание ребенка к его речевому дефекту.

На протяжении всего периода создается игровая ситуация «В Стране кратких ответов». Объявленное детям пребывание в этой стране может длиться от двух недель до одного месяца. Общее и речевое состояние детей в логопедической группе покажет, когда можно будет перейти к следующему этапу исправления речи.

Известно, что под влиянием различных причин (перенесен­ные болезни, нервные перегрузки...) бывают рецидивы заикания. Восстановлению нормальной речи помогут вновь созданный режим относительного молчания и игры, требующие кратких ответов.

Предлагаются следующие игры для тренировки правильной речи в этот период.

1. «Приездв Страну кратких ответов».Дети выстраиваются друг за другом. По команде логопеда двигаются по кабинету, изображая поезд (чу-чу-чу). Остановка. На длительном выдохе они хором произносят: «ууу...», изображая гудок паровоза.

Логопед (обращается к детям). Здравствуйте! Мы при­ехали в Страну кратких ответов. Здесь все жители говорят кратко, отвечают на вопрос только одним-двумя словами.

И вы не торопитесь сразу отвечать. Сначала внимательно послушайте, о чем вас спрашивают, а ~затем постарайтесь кратко и четко ответить.

Мы сегодня так играем — всегда кратко отвечаем.

Говорить мы не спешим, больше думаем, молчим.

Логопед (показывает двух нарядных кукол). Познакомим­ся с жителями Страны кратких ответов. Это разные куклы. Они молчат, а мы за них поговорим. (Показывает куклу-мальчи­ка.) Какое имя можно дать этому мальчику? Отвечайте кратко — только одним словом. (Логопед спрашивает каждого ребенка, добивается четкого произношения слов на выдохе и опоры на ударный гласный звук. Выбирается имя для куклы.)

— Как выглядит Петя? Веселый он или грустный? (Веселый.) А как еще можно сказать про веселого человека?

Дети. Радостный.

Логопед. Мне кажется, он любит озорничать. Значит, как можно назвать Петю?

Дети. Озорник. Шалун.

Логопед. Какого цвета у него волосы?

Дети. Светлые.

Логопед. А кто точнее скажет? (Рыжие.) Какие у него глазки?

Дети. Голубые. Большие. Веселые.

Логопед. Как одет Петя? Что это?

Дети. Курточка и т.д.

Логопед (ставит перед куклой разные игрушки). Во что играет Петя?

Дети. В футбол.

Логопед. Как он помогает старшим? (Появляется игрушеч­ная щетка.) Отвечайте кратко: одним-двумя словами.

Дети. Подметает пол.

Логопед показывает куклу-девочку. Дети рассматривают ее и описывают, отвечая на вопросы логопеда. Затем логопед ставит перед куклой игрушечную посуду, лейку, сумку и т. д.

Вызванные дети выходят к столу и, используя разные игрушки, изображают, как куклы ходят в гости друг к другу, как они подме­тают, поливают, пьют чай, как Петя и Нина вместе играют. Как Петя чинит для Нины коляску и т. п. Логопед своими вопросами и добавлением новых игрушек направляет игру и речь детей. •*" 2. «Прогулка в лес».На различных этапах речевой работы /возможны разные варианты этой игры.

/ I вариант.Дети прячутся за стульчиками, расставленными произвольно по кабинету («разбрелись по лесу»). Ведущий ищет и окликает играющих по очереди. Каждый ребенок, услышав свое имя, поднимается, складывает руки рупором и произносит: «Ау!» Логопед добивается длительности выдоха, звучности голоса, точности артикуляции («Тебя не слышно, Вова, отзовись еще I раз!»).

Ч,

V. общение короткими фразами - student2.ru II вариант.Условия игры те же. Игру ведут сами дети, по
очереди окликая друг друга, пользуясь одним словом или
короткой фразой, произносимой на одном выдохе: «Юра, ау!»;
«Где ты, Оля?»; «Я здесь».

III вариант.Перед «прогулкой в лес» логопед раскладывает
на столе набор предметов — по количеству детей в группе:
корзинку, ведерко, коробочку, кружечку, баночку и т. д.

Логопед. Мы идем в лес. Малину мы будем собирать в... (показывает кружечку).

Дети (хором или по одному). В кружечку. И т.д.

Затем ведущий (в зависимости от этапа речевой работы — логопед или кто-нибудь из детей) каждому из играющих задает вопрос: «Что ты возьмешь с собой в лес?» Ответы — однословные или короткими предложениями, в зависимости от уровня требова­ний на данном этапе и от состояния речи ребенка.

Когда ребята «собирают грибы», «ищут ежика под елкой» и т. п., логопед вопросами направляет игру и речь детей («Где ты увидел ящерицу?», «Какие цветы ты собрал?» и т. п.). Ответы должны быть громкими, четкими; как можно более разнообраз­ными, короткая фраза — на одном выдохе.

3. «Посмотри и назови».У логопеда — набор картинок,
названия которых начинаются с ударного звука а (аист, астра).
Задание: на правильном речевом выдохе произнести название
картинки, выделяя ударный гласный. Выигрывает тот, кто говорит
красиво, т. е. дышит правильно, не напрягается, дольше и
громче произносит ударный звук.

На последующих занятиях игра проводится с картинками, названия которых начинаются с гласных о, э и т. д.

Чтобы удлинить речевой выдох и закрепить навык свободного вступления в речь после паузы, детям предлагаются для заучи­вания короткие стихи. Первое слово в стихе начинается на соответствующий ударный гласный. Стихи даются в естественном, но неторопливом темпе. Эти стихи — материал для игры «Парад букв» (см. с. 82).

4.«Найди главный звук».На столе разложены картинки,
в названиях которых разноместное ударение. Дети по очереди
берут любую из них, показывают всей группе и называют
ударный гласный, выделяя его голосом. Затем произносят этот
звук отдельно. Выигрывает тот, кто больше наберет картинок
и правильно выделит ударную гласную.

5. «Придумай сам». Упражнение 1.Логопед показывает,
букву, обозначающую гласный звук. Каждый должен назвать
ее, правильно и четко артикулируя, и придумать слово, начинаю­
щееся с этого гласного. Выигрывает тот, кто больше получит
карточек с соответствующими буквами.

Упражнение 2.Дети сами предлагают друг другу гласные звуки, на которые придумывают соответствующие слова. Выигры­вает тот, кто на выдохе и четко произносил придуманное слово.

6. «Угадай, что там?» Логопед показывает детям по очереди
четыре картинки, в названиях которых раэноместные ударения.
Дети четко называют каждую картинку, определяют звук-
«командир» (ударный). Логопед по .одной переворачивает все
картинки изображением вниз. Затем предлагает угадать «что
там?», показывая на любую из этих картинок. За удачный
ответ засчитывается очко. В дальнейшем игру проводят сами
дети.

7. «Строим город».Группа детей располагается вокруг стола
и во время игры отвечает на вопросы логопеда. Логопед достает
ящик со строительным материалом.

Логопед. Что это?

Ребенок. Ящик. (Строительный набор.)

Логопед. А что внутри? (Отодвигает крышку.)

Ребенок. Кубики.

Логопед. Как называется эта фигура?

Ребенок. Кубик.

Логопед. Какого он цвета?

Ребенок. Желтый.

Логопед. Как называется эта фигура?

Ребенок. Пластина. Прямоугольник.

Дети рассматривают и называют все детали строителя. Лого­пед подсказывает неизвестные детям слова (призма, цилиндр и т.д.).

Логопед. Что можно построить из этих кубиков?

Ребенок. Домик. Башню.

Логопед. Игорь, что ты хочешь построить?

Ребенок. Машину.

Логопед. Что ты возьмешь сначала?

Ребенок. Кубик.

Логопед. Какого он цвета?

Ребенок. Синего.

Логопед. Что это будет?

Ребенок. Кабина...

Дети строят разные домики, машины, располагая их так, чтобы на столе возникли улицы игрушечного города. Во время игры продолжается беседа. Вначале вопросы задает только логопед, а затем по образцу, данному логопедом, дети задают вопросы друг другу. При завершении игры логопед отмечает тех, кю„хорошо строил и красиво говорил.

8. «Посмотри и ответь».Логопед показывает большую сюжет­
ную картинку и предлагает назвать (одним словом) все, о чем
будет спрашивать. (Кто это? Что это? Что делает? и т.д.)
Каждый ребенок за правильный ответ и четкое произношение
слов с опорой на ударный гласный звук получает цветной
картонный кружочек. В конце игры проводится подсчет кружоч­
ков, выигрывает тот, у кого их окажется больше.

9. «Посмотри и запомни».Показывается сюжетная картинка

Ч

и дается задание: «Посмотрите внимательно! Запомните, что на этой картинке красного цвета». Логопед медленно считает до трех, затем поворачивает картинку изображением к себе. Дети поочередно говорят, что они запомнили. Можно пригласить к столу одного ребенка, который поможет логопеду проверять ответы остальных детей. По ходу игры он будет говорить, подражая логопеду: «Верно!», «Ошибся!», «Вспомни!». Потом дети по этой же картинке вспоминают, что видели зеленого, синего и другого цвета. В конце игры так же, как и в предыдущей, проводится подсчет очков.

10. «Покажи и скажи». I вариант.Дети выбирают любую из
предложенных игрушек и отвечают на каждый вопрос логопеда
однословно. Что это? (Машина.) Какая? (Большая.) Как назы­
вается? (Самосвал.) Кто ведет машину? (Шофер.) И т. д.
Тот из детей, кто был находчивым и четко говорил, назначается
ведущим. С помощью логопеда он сам задает вопросы о своей
игрушке, показывая ее.

II вариант.Дети показывают свою куклу-бибабо и однословно говорят о ней.

11. «Угадай и добавь». I вариант.Логопед показывает детям
предметные картинки^ "Всё**хором называют их. Затем картинки
раскладываются на столе. Логопед произносит начало короткого
предложения. А дети заканчивают его и подбирают соответ­
ствующую картинку.

Логопед. Под елкой сидит...

Ребенок. Заяц. (Берет со стола картинку с изображением зайца.)

Эта игра дает возможность подбирать материал так, чтобы обойти слова с трудными для некоторых детей звуками, что особенно важно в самом начале речевой работы.

Выигрывает тот, кто набрал больше всех картинок и четко, правильно отвечал.

II вариант.Проводится эта же игра, но без картинок. Логопед начинает фразу, а дети по одному заканчивают ее в зависимости от смысла. Вместо картинки правильно ответивший ребенок получает фишку. В конце игры дети вслух подсчитывают фишки. Логопед отмечает тех, кто хорошо заканчивал фразы и четко говорил...

^ 12. «Кто придумает конец, тот и будет молодец».Логопед ч!гта«^-г№*етВ"о^еттег*"1ге'-^-з«к^ОТте11^ти*хоТйорйНе строчки. Ребенок подбирает недостающие рифмы.

Наша козочка скакала, Это всем давно известно —

Да и ноженьку... (сломала). Без игры... (неинтересно),

Правда! Трудно!

Но скажу тебе по чести: Наша козочка поплачет,

Ведь нельзя сидеть на... (месте).А поправится... (заскачет).
Правда? Чудно!

(Ю. Тувим.)

1 В конце игры победителем объявляется тот ребенок, который быстрее подбирал рифмы и говорил громко и" четко.

13.«Наш зоопарк»;Предварительно с помощью логопеда
де^тТГТбст^Мтй'ГТноЮбр'азные описания животных, употребляя
отдельные слова. Например: Небольшая. Ловкая. Пушистая.
Хитрая... (Лиса.) Большой. Сильный. Неуклюжий. Бурый...
(Медведь.) Маленький. Серый. Быстрый. Пугливый... (Заяц.)

Дети запоминают эти описания. Затем каждый ребенок выбирает себе картинку, изображающую дикое животное, о котором будет говорить, не называя его (рассказ-загадка). Дети ставят картинки на свои стульчики, повернув их изобра­жением к спинке. Это — отгадки. Дети приходят в зоопарк. Экскурсовод (на первых порах логопед) объявляет: «Сторож, сторож, поскорей выходи кормить зверей... Кто сторож у этого зверя?» (Показывает ^на первый стульчик.)

Ребенок. Я сторож.

Экскурсовод. Кто в этой клетке живет? Угадайте!

Ребенок-сторож. Большой. Сильный. Ловкий. Хищник. Полосатый.

Когда дети правильно угадывают, сторож поворачивает кар­тинку изображением к детям и задает примерно такие вопросы.

Сторож. Что ест?

Дети. Мясо.

С т о р о ж. Где живет?

Дети. В джунглях. И т.д.

Когда все сторожа расскажут о своих зверях и посетители зоопарка угадают этих зверей (т. е. все картинки уже будут повернуты изображением к детям), логопед объявляет, кто был лучшим сторожем, т. е. рассказывал о своем звере ясно, громко и четко.

Аналогично можно провести такие игры, как «Наш сад», «Наш огород», «Наши игрушки», с картинками или предметами. Направляя игру, логопед задает примерно такие вопросы: Из чего сделана игрушка? Кто ее делал? (Сами или на фабрике?) Где растет овощ? Когда созревает? Какой на вкус? И т. д.

14. «Сделай и скажи».Дети по очереди показывают свою
поделку, выполненную дома из бумаги, пластилина, проволоки,
пробки, из любого природного материала. Логопед предлагает
вспомнить и назвать действия, которые ребенок производил,
когда дома мастерил. Например, об аппликации: «Рисовал,
вырезал, приклеивал, сушил». Логопед помогает вопросами.
Лучшие работы помещают на выставку. В целях поощрения
лучшей объявляется практически каждая работа, особенно если
ребенок четко назвал все свои действия.

15. «Нарисуй и скажи».Этот игровой прием используется
аналогично предыдущему. Можно будет провести «экскурсию»
на выставку рисунков, где каждый из детей расскажет о своих
рисунках.

 
  V. общение короткими фразами - student2.ru

СТИХОТВОРНЫЕ ТЕКСТЫ, НАЧИНАЮЩИЕСЯ С ГЛАСНОГО ЗВУКА

16. «Показывает кукла».Когда дети научатся управлять кук-|
лой-бибабо, логопед предлагает каждому ребенку показать, чтр
умеет делать его кукла, и назвать действия.

I вариант.Ребенок с куклой на правой руке изображает
и говорит: «Хлопает. Кланяется. Рисует. Бегает. Прыгает». И т. д.

II вариант.Один из детей с куклой на руке изображает
действия, а остальные дети по очереди их называют: «Умывается.
Кувыркается. Радуется...» (Подробно о работе с куклой см. на с. 99.)

17. «Спрашивай — отвечаю».Этот игровой прием способствует
выполнению одной из главных задач логопеда — научить детей
свободно вступать в речевое общение. Им вполне доступно спо­
койное общение друг с другом в форме однословных ответов и
вопросов по образцу, показанному логопедом.

Ребенок приносит на занятия сделанную им дома поделку или рисунок. Остальные по очереди подходят к нему и, показывая соответствующие части поделки, задают короткие вопросы.

— Что это? (Теремок.) Из чего? (Из пластилина.) Кто лепил?
(Я сам.) Что это? (Стены, окошки и т.д.). Сколько? (Два.)
Какие? (Маленькие и т. д.)

Логопед направляет речь детей, подсказывает вопросы.

18. «Парад букв».Эта игра готовится постепенно. На
предыдущих занятиях уже выучены стихи, каждый из которых
начинается с ударного гласного звука. Детям раздаются разно­
цветные шапочки, склеенные из бумаги, с прикрепленными
буквами — «А», «Э», «О», «У», «И», «Е», «Ё», «Я». Шапочки
могут быть сделаны в форме пилоток, гусарских киверов, шлемов
и т. д. Первую репетицию построения и парад букв проводит
логопед, затем в роли командира выступают поочередно все
дети. Командир выходит на середину кабинета, громко и четко
произносит:

— Ну-ка, буквы, встаньте в ряд! Я — командир! Вы — мой
отряд!

Командир (обращается к ребенку в шапочке с буквой «А»). Буква «А», в строй!

Ребенок (встает и четко отвечает). Есть!

Ребенок направляется к командиру и каждый свой шаг сопровождает громкой командой: «Раз-два!» Когда он поравняет­ся с командиром, тот командует: «Стой! Кругом!» Так строятся все буквы.

Командир. Буквы, смирно! Буква «А», вперед!

(«А» делает шаг вперед и четко, на плавном выдохе, с выдер­жанными паузами, читает.)

Буква «А»: Аист с нами прожил лето, а зимой гостил он где-то. (Становится в строй.)

Так выступают все.

Командир. Наш закончился парад. По домам шагай, отряд. (Или: «Вот закончился парад! Выступать был каждый рад!»)

Астра, азбука, айва Начинаются на «А», И кончаются на «А» Астра, азбука, айва.

(И. Костарев.)

«А-а-а»,— заплакала Алёнка. «На»,— сказала ей сестрёнка. Алый цветик сорвала И Алёнушке дала.

(Е. Благинина.)

Удод с дороги Увидел ужа. Удод улетел, От испуга дрожа. А уж зашуршал И уполз в камыши, Над глупым удодом Смеясь от души.

(И. Костарев.)

Устала утка на пруду Учить своих утят. Утята плавать на виду У мамы не хотят. Ужасно утка мучится: — Ну что из них получится! (В. Лунин.)

Ежик—

под ёлкой дома, Ершик —

в тиши водоёма.

(В. Лунин.)

Окунь жил в реке под кручей Полосатый и колючий. Был он очень осторожен, Но его поймал я все же.

(И. Костарев.)

Еж сердитый, серый ёж, Ты куда, скажи, идешь? Ты колючий весь такой, Что не взять тебя рукой..

Енот и ёж

ёжик в бане вымыл ушки, Шею, кожицу на брюшке. И сказал Еноту Еж: — Ты мне спину не потрёшь?

(И. Костарев.)

Елка с ёжиком похожа: Еж в иголках, ёлка — тоже. (С. Маршак.)

Ослик сделан из фланели, На него седло надели. Этот ослик как живой: Он качает головой.

(Назарова.)

Если

Енот в ежевику

полез,

Еле спасли от иголок его. Если же Еж в ежевику

полез,

то неизвестно ещё — кто кого!

(В. Лунин.)

Ящерицу я ловил, Страх меня остановил. А чего же тут бояться? Хвостик может оторваться.

(Г. Виеру.)





       
  V. общение короткими фразами - student2.ru   V. общение короткими фразами - student2.ru
 

«Ы» на вид весьма сурова Но характером скромна: Никогда в начале слова Не становится она. Но ни ты, ни мы, ни вы Не обходимся без «Ы». А бедняжка буква «Ы» Ходит с палочкой — увы! (И. Костарев.) Юбка Юбку я для куклы сшила, Кофту новую скрою. Говорит мне кукла «Мама!» Значит, я для дочки шью. (Т. Виеру.) Юнга, будущий матрос, Южных рыбок нам привез. (С. Маршак.)

Эхо, эхо! Вот потеха! Обезьянка — это эхо. Это эхо каждый раз Передразнивает нас. Э-э-о-о-о-о-э!

(Е. Благинина.)

Иней лег на ветви ели, Иглы за ночь побелели.

(С. Маршак.)

Ива-ивушка моя, Кто, скажи, твои друзья? Солнышко меня ласкает, Ветер косы заплетает.

(Г. Виеру.)

Ягод нет кислее клюквы, Я на память знаю буквы.

(С. Маршак.)

19. «Парад цифр».Эта игра проводится, как и предыдущая («Парад букв»). У детей, выступающих на параде цифр, могут быть вместо шапочек большие нагрудные знаки из плотной бумаги на ленточке. Они надеваются на шею. Каждый участник парада читает стихи о своей цифре, показывает ее изображение у себя на груди. На командире особая фуражка. Командир стоит на шаг впереди, вполоборота к шеренге.

Ну-ка, цифры, встаньте в ряд, Я — командир, вы — мой отряд. (А. Шибаев.)

— Вот один иль единица Очень тонкая, как спица. А вот это цифра «2». Полюбуйтесь, какова! Выгибает двойка шею, Волочится хвост за нею. А за двойкой — посмотри: Выступает цифра «3». Тройка—третий из значков — Состоит из двух крючков. А за ней идет четыре, Острый локоть оттопыря. А потом пошла плясать По бумаге цифра «5».

Руку вправо протянула, -^

Ножку круто изогнула.

Эти цифры по порядку

Запишу в свою тетрадку.

Цифра шесть — дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

Вот семерка — кочерга,

У нее одна нога.

У восьмерки два кольца

Без начала и конца.

Цифра девять иль девятка —

Цирковая акробатка:

Если на голову встанет,

Цифрой шесть девятка станет.

Цифра вроде буквы О —

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

А не значит ничегошеньки!

Если ж слева, рядом с ним

Единицу примостим,

Он побольше станет весить,

Потому что это — десять!

(С. Маршак.)

20. «Разговор красок».Участвуют все дети группы. Логопед выступает от лица автора. У детей, исполняющих роль цветных карандашей, на голове шапочки, по форме напоминающие зачиненные цветные карандаши. У каждого ребенка свой цвет. На груди у каждого плакатики, на которых изображены пред­меты, окрашенные данным цветом. Например, у красного карандаша на плакатике нарисованы мак, огонь. У желтого карандаша на плакатике — утенок, пшеница, солнце и т.д. На обратной стороне всех плакатиков нарисована радуга. Когда автор говорит слова «над горизонтом встает радуга», все карандаши поворачивают свои плакатики и поднимают над головой изображение радуги. Начинает выступление автор, затем поочередно говорят все карандаши.

Автор. Часто во время дождя ты стоишь у окна, смотришь, прислушиваешься и тебе начинает казаться, что у всех вещей есть голос, что все они разговаривают. И твои цветные каранда­ши, правда? Слышишь?

Красный. Я — мак, я — огонь!

Оранжевый. Я — морковь, я — апельсин, я — заря!

Желтый. Я — пух утенка, я — пшеница, я — солнце!

Зеленый. Я — трава, я — сады, я — леса!

Голубой. Я — незабудка, я — лед, я — небо!

Синий. Я — колокольчик, я — чернила, я — море!

Фиолетовый (шепчет). Я — слива, я — сирень в Цвету, я — сумерки!

V. общение короткими фразами - student2.ru Автор. Но дождь смолкает. И вместе с ним смолкают цветные карандаши. Над горизонтом встает радуга. (Дети поднимают изображение радуги.) То тут, то там еще падают одинокие дождевые капли. И вместе с ними цветные каран­даши роняют слово — другое.

— Глядите,— говорит красный.— Радуга — это я!

— И я! — добавляет оранжевый.

— И я! — улыбается желтый.

— И я! — ликует зеленый.

— И я! — восклицает голубой.

— И я! — веселится синий.

— И я! — смеется фиолетовый.

И все рады радуге над горизонтом — и огонь, и апельсин, и пшеница, и трава, и небо, и море, и сирень.

В ней — все. Значит, будет хорошая погода! (Говорят все дети.)

(По Р. Стояну.)

В период работы над длинной фразой эту инсценировку можно повторить, поручив слова автора ребенку. 21. «Разговор на рассвете».

— Ты кто?

— Я — птичий свист, а ты?

— Я — гул самолета.

— А кто ты?

— Утренний холодок!

— А я — солнечный луч...

— Первый?

— Что ты, четвертый!..

— А я — листва, птиц купаю.

— Я — синее небо: бужу всех!

— Я — облачко, закрыло на минуту солнце...

— Я — собака, так лаю — никто не проспит!

— А я — травинка, уже умылась...

— А кто это? Только глаза открыл...

— Ай-й!

Это же человек —

Он не должен нас слышать!..

— Тсс...

(П. Соколов.)

Наши рекомендации