Рекомендации по составлению опорного конспекта смотрите в приложении 1 к рабочей тетради.
Задание 2. Ответьте на вопросы:
1. Какие функции управления позволяет реализовать учетная информация?______________________________________________
2. От каких факторов зависит численность бухгалтерского аппарата и организационная структура бухгалтерии?_________________________________________________
3. Чем отличаются централизованная и децентрализованная формы организации учетных работ?_______________________________________________________
4. Чем отличаются линейная и линейно-штабная организационные структуры бухгалтерской службы?_________________________________________________
Методы контроля:фронтальный опрос, выполнение практической работы
Тема 3.3. Мотивация как функция менеджмента
Задание 1. Внимательно прочитайте информацию о мотивации труда в ООО «ЭНФОРТА» и укажите методы материальной и методы нематериальной мотивации персонала этой организации. Выводы оформите в таблице.
«Заработная плата в организации состоит из двух частей: постоянной и переменной (премиальной). Постоянная часть заработной платы – это оговоренный в трудовом договоре должностной оклад, который ежемесячно выплачивается работнику за выполнение его трудовых обязанностей, независимо от результатов его деятельности. Переменная часть заработной платы – это ежемесячная премиальная выплата, составляющая определенный процент от совокупного дохода работника, номинальный размер которой определен в трудовом договоре. Премия выплачивается при 100% выполнении основных показателей. Последние дифференцированы по должностям и представлены следующими: выполнение коллективных планов продаж, выполнение индивидуальных планов продаж, выполнение планового показателя по оборачиваемости денежных средств и др. Т.е. постоянная часть заработной платы есть гарантированная компенсация работнику за его труд в организации, а переменная часть связана с результативностью деятельности. Она связывает уровень денежного вознаграждения с общей эффективностью работы компании, подразделения или самого работника.
Кроме этого, в систему мотивации входят вознаграждения за наставничество и за профессионализм.
Также в организации имеет место система бенефитов. При этом они выступают в двух формах: предусмотренные законодательством и не предусмотренные законодательством. К первой группе относятся: оплата отпусков, оплата дней нетрудоспособности, оплата предварительных и периодических медицинских осмотров, предоставление и оплата учебных отпусков, оплата командировочных расходов. Во вторую группу: компенсация транспортных расходов, обеспечение работников мобильной связью, дополнительные компенсации работникам в связи с временной нетрудоспособностью, медицинское страхование, организация обучения сотрудников на рабочем месте посредством проведения тренингов, семинаров, конференций.
Большое внимание в организации уделяется мотивационным программам, профессиональным соревнованиям, корпоративным праздникам, качественному оборудованию рабочих мест.
Мотивационные программы разрабатываются ежегодно. Так, в 2013 году были запущены две мотивационные программы: «Лидеры» − учет индивидуальных результатов каждого; «Юбилейная регата» − соревнование команд.
Мотивационная программа «Лидеры» проводится каждый год для работников основных процессов компании: продажи (менеджеры по продажам), инсталляции (инженеры по установке и обслуживанию оборудования), сервис (инженеры оперативно-технического отдела), общение (операторы контакт - центра). По итогам года 17 человек, лидеров в своих направлениях, награждаются путешествием на двоих в Египет, Таиланд, Объединенные Арабские Эмираты.
«Юбилейная регата» − программа для команд отделений и региональных филиалов, посвященная 10-летнему юбилею компании. В программе оценивалась самая эффективная команда по итогам года, которая перевыполнила свои бюджетные показатели. Юбилейная Регата «Энфорты» проводилась между всеми регионами Компании («Кубок Эскадр») и всеми отделениями Энфорты («Кубок кораблей»). Победители среди регионов и отделений получили памятные призы и подарки на всю команду.
Профессиональное соревнование − энфортокиада –соревнование между всеми работниками Энфорты. Сроки подведения итогов: ежемесячно; ежеквартально; ежегодно. Сотрудники делятся на группы участников в зависимости от функциональной дирекции, к которой они относятся. Каждый месяц руководители определяют победителей, за победу участникам начисляются бонусы – Энфишки. В первую очередь, оценивается эффективность сотрудника, ну и конечно, отзывчивость и умение работать в команде. На основе этих показателей формируется личный рейтинг в профиле на портале Энфорты. Рейтинг сотрудника на портале складывается из трех составляющих: энфишки за первенство в подразделении; энфишки за благодарности от коллег; энфишки за бонусы. Все достижения составляют профиль сотрудника на портале в виде виртуальных бэйджей. Каждому достижению присваивается определенное количество баллов. В зависимости от достижений формируется рейтинг Энфортовца. Для реализации Энфишек на портале действует настоящий интернет-магазин подарков – «ЭНФОРТ@МАРКЕТ», где можно приобрести интересующие призы за накопленные Энфишки. Каждый приз имеет свою цену. По итогам годам 20 финалистов «Энфортокиады», набравшие наибольшее количество энфишек получают в подарок поездку заграницу со спутниками на одну неделю».
Методы мотивации
Материальные | Нематериальные |
Задание 2. Подготовьте мультимедийную презентацию по вопросу «Система стимулирования» (не более 3 слайдов).
Методы контроля:фронтальный опрос, диктант, выполнение практической работы
Тема 3.4. Контроль как функция менеджмента
Задание 1. Напишите эссе на тему: «Роль менеджера в реализации функции контроля».
Рекомендации по написанию эссе смотрите в приложении 2 к рабочей тетради.
Методы контроля:проверка содержания эссе.
РАЗДЕЛ 4: МЕТОДЫ И СТИЛИ МЕНЕДЖМЕНТА
Тема 4.1.Система методов управления
Задание 1. Заполните таблицу, распределив перечисленные методы воздействия по группам: заработная плата, авторитет руководителя, устав предприятия, налоги, инструктаж, межличностные взаимоотношения в коллективе, приказ, бонусы, прибыль, производственный план, указание, план социального развития коллектива, почетная грамота, штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, должностная инструкция, ценовая политика предприятия.
Экономические методы | |
Организационно-распорядительные методы | |
Социально-психологические методы |
Задание 2. Какие методы управленческого воздействия Вы, как главный бухгалтер, предпримите в следующих ситуациях:
-Сотрудник, находящийся в Вашем подчинении постоянно опаздывает на работу.
ОТВЕТ:________________________________________________________________
−В отделе, руководителем которой Вы являетесь, участились конфликты между сотрудниками, что привело к ухудшению социально-психологического климата.
ОТВЕТ:_______________________________________________________________
-На освободившуюся должность в принят сотрудник, который недавно закончил колледж и не имеет опыта работы. Что Вы предпримите для того, чтобы он с самого начала выполнял работу без ошибок?
ОТВЕТ_______________________________________________________________
Методы контроля:фронтальный опрос, выполнение практической работы
Тема 4.2. Стили менеджмента
Задание 1. Какой стиль руководства должен, по Вашему мнению, демонстрировать «хороший» руководитель? Ответ обоснуйте.
______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Задание 2. Какой стиль управления целесообразно использовать в следующих ситуациях:
1.Персонал отдела обладает квалификацией, соответствующей уровню решаемой задачи, не нуждается в дополнительном инструктировании._______________________________________________
2. Подчиненные имеют низкий уровень самоменеджмента, нуждаются в детальном инструктировании по поводу выполняемой работы.________________________________________________________
3. Квалификация и уровень ответственности подчиненных достаточно высок, они имеют сильную мотивацию._______________________________________________________
4. Руководитель способен в силу своей квалификации единолично находить оптимальное решение без поддержки подчиненных.___________________________________________________
5. Подчиненные готовы безоговорочно подчиняться указаниям руководителя, играя роль простых исполнителей.___________________________________________________
6. Вы недавно создали предприятие, ваши сотрудники еще недостаточно освоили цели, которые стоят перед предприятием, не все приняли предлагаемые правила трудового распорядка.____________________________________________________
7. Ваше предприятие стабильно развивается, вы создали сильную команду, члены которой возглавляют структурные подразделения предприятия и которые способны принимать самостоятельно взвешенные решения.__________________________________________________________
Методы контроля:блиц-опрос, выполнение практической работы
Раздел 5.ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Тема 5.1.Понятие, классификация и показатели качества управленческих решений
Задание 1. Выберите правильный ответ:
1.Решения, принимаемые на основе знаний, опыта, логических суждений, относятся к группе:
- интуитивных
- логических
-рациональных
2.Выбор стратегии является решением:
- личным
-деловым
-стратегическим
3.Решения, принимаемые на основе ощущения того, что они правильные, относятся к группе:
- интуитивных
- логических
-рациональных
4.Решения, принимаемые на основе объективного анализа проблемных ситуаций с использованием научных методов и компьютерных технологий, относятся к группе:
- интуитивных
- логических
-рациональных
5.Решения, требующие минимум времени относятся к группе:
- интуитивных
- логических
-рациональны
Задание 2.Приведите примеры управленческих решений, НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ требованиям:
правомочности:_______________________________________________________
своевременности:_______________________________________________________
законности:____________________________________________________________
адресности__________________________________________________________
Методы контроля:блиц-опрос, фронтальный опрос
Тема 5.2.Процесс принятия и реализации управленческих решений
Задание 1. Найдите ошибку в представленном ниже алгоритме принятия управленческого решения.
Задание 2.Примите решение по проблемам,:
1.Неправильное (неполное) заполнение товарно-транспортной накладной ____________________________________________________________________
2.Участившиеся случаи опоздания на работу______________________________________________________________________________
3. Нарушение сроков подачи заявки на новую партию товара отчетности________________________________________________________________________________________
Методы контроля:фронтальный опрос, выполнение практической работы
Раздел 6. КОММУНИКАЦИИ И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
Тема 6.1.Коммуникация как функция менеджмента
Задание 1. Впишите названия этапов коммуникационного процесса в схему. Укажите коммуникационные барьеры (по 2 барьера), которые могут возникнуть на каждом из этапов.
Задание 2. Укажите пути преодоления коммуникационных барьеров.
Барьеры | Пути преодоления |
Информационные перегрузки | |
Конфликты между неформальными группами внутри организации | |
Большое количество управленческих уровней, которые проходит информация | |
Недостаточно квалифицированный состав работников | |
Преднамеренное искажение сообщений с целью представить ситуацию для руководителя в более позитивном виде |
Методы контроля:блиц-опрос, выполнение практической работы
Тема 6.2. Деловое общение
Задание 1. Подготовка к ролевой
Игре «Деловая беседа». Учебная группа делится на пары, каждая из которых демонстрирует деловую беседу С ЗАРАНЕЕ ЗАПЛАНИРОВАННЫМИ ОШИБКАМИ (нарушение принципов делового общения, несоблюдение условий ведения беседы, несоблюдение последовательности этапов деловой беседы).
Для подготовки деловой беседы предлагаются следующие направления и темы:
1. Беседа бухгалтера с налоговым инспектором. Тема: Несогласие бухгалтера с отдельными замечаниями, указанными в акте проверки.
2. Беседа главного бухгалтера и бухгалтера. Тема: Ошибки бухгалтера при начислении заработной платы.
3. Беседа руководителя предприятия и главного бухгалтера. Тема: Расширение штата бухгалтерии.
4. Беседа руководителя предприятия и главного бухгалтера. Тема: Необходимость повышения квалификации работников бухгалтерии.
5. Беседа главного бухгалтера и кассира предприятия. Тема: Недостаточная внимательность кассира при проверке наличия необходимых реквизитов на приходных кассовых ордерах и расходных документах, а также указанных в этих документах приложений (заявления, накладные, счета, справки и др.).
6. Беседа главного бухгалтера и работника предприятия. Тема: Излишне выплаченные работнику суммы и способы их возврата.
7. Беседа главного бухгалтера и начальника отдела продаж. Тема: Требование главного бухгалтера к предоставлению определенных документов, заполненных определенным образом, в определенные сроки.