События, вызывающие душевный подъем 13 страница

С развитием международных связей и туризма возникла необходимость в та­ком способе передачи информации, который делал бы ее понятной людям разных стран, говорящим на разных языках. Поэтому все большее распространение полу­чают несложные зрительные символы. Их можно увидеть в самых разных местах: в аэропортах, на автотрассах, на промышленных предприятиях, на упаковках ле­карств. Особые обозначения есть для комнат отдыха, мест для курения, для кафете­риев и т. д.

Внешность и язык тела

Человек не в состоянии контролировать каждое свое движение и впечатление, которое он производит на окружающих. Порой мы не в состоянии подавить зевоту или скрыть охватившую нас дрожь, вне нашей воли мы заливаемся краской или по­крываемся гусиной кожей. Многие мужчины с годами лысеют и, несмотря на вся­кие ухищрения, не могут остановить выпадение волос. А люди зачастую ассоцииру­ют лысину со зрелостью и высоким общественным положением. Такая же парадок­сальная связь сохраняется в общественном сознании между бородатостью и недружелюбностью (см. Приложение 13.2).

Но некоторые движения мы в состоянии контролировать и даже пользуемся ими намеренно. Мы можем приподнять брови, тяжело опуститься в кресло, поту­пить глаза, сплюнуть или пожать плечами. Не существует единой, точно определен­ной интерпретации подобных жестов и мимических выражений, их значение может быть различным в разных культурах и на разных ступеньках социальной лестницы (см. главу 8). Если вам приходилось играть в шарады, то вы знаете, как трудно быва­ет расшифровать то или иное движение человека.

Приложение 13.2. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ

ЛЮБИТЕ ЛЫСЫХ!

Лысые мужчины могут вздохнуть с облегчением. Даже если лысина и не ук­рашает мужчину, она придает ему важ­ный и умный вид — по крайней мере, в глазах окружающих. А вот бородачу сто­ит всерьез задуматься — не расстаться ли со своей бородой, потому что борода­тый мужчина воспринимается людьми как источник некой угрозы. К таким выводам пришли ученые, изучив суждения людей о незнакомых им людях на основе перво­го впечатления.

Исследование, проведенное психоло­гом Майклом Вогалтером (Michael Wogalter), бывшим сотрудником Ренсселаэрского Политехнического института из города Трой в штате Нью-Йорк, обнару­жило, что бородатые мужчины представ­ляются людям менее привлекательными, менее дружелюбными и, кроме того, кажутся старше, чем их гладко выбритые сверстники. Майклу Вогалтеру не уда­лось выяснить, почему люди так небла­госклонно воспринимают растительность на лице мужчины.

В этом же исследовании Вогалтер, предъявляя испытуемым сделанные фо­тороботом портреты и прося их поде­литься своими впечатлениями о человеке, обнаружил, что лысым мужчинам припи­сываются более высокий интеллект и зре­лость, чем обладателям пышных шеве­люр. Лысых может порадовать и тот факт, что само по себе наличие или от­сутствие волос на голове мужчины не вли­яет на оценку окружающими его привле­кательности или непривлекательности. Кэрол Китинг (Carol Keating) из Колгейтского университета считает, что отдель­ные мужские черты, например редею­щие волосы, могут особенно привлекать женщин. В наше время, говорит она, лы­сина придает мужчине внушительность, поскольку подразумевает зрелый воз­раст, а следовательно, достаточно высо­кое общественное положение.

Источник: Associated Press (1992, October 27). On the pulse. Washington Post Health, 5.

Психологи обнаружили, что сообщение, посланное на языке тела, воздейству­ет на собеседника сильнее, чем вербальное. Например, если человек сквозь слезы будет убеждать друзей: «У меня все хорошо!», то они скорее поверят его слезам, чем словам.

Столь же информативна может быть одежда, она сообщает окружающим о на­строении, чувствах и намерениях человека. Если женщина приходит на свидание в коротком обтягивающем платье с глубоким вырезом, возможно, сама того не осоз­навая, она посылает мужчине определенный сигнал. Если же вам захочется выка­зать особое отношение к собравшимся на официальном приеме людям, вы можете прийти туда в теннисных шортах. Даже в рекламных роликах, посвященных духам и дезодорантам, наше внимание привлекают к тому факту, что при помощи запаха можно послать некое сообщение.

Вы выражаете свое отношение к человеку не только своим нарядом и манера­ми, но и тем, какую дистанцию вы соблюдаете при общении с ним. Холл (Hall, 1969) различает четыре зоны межличностного общения.

• Зона интимного общения (от полуметра до непосредственного телесного контакта). На таком расстоянии обычно общаются влюбленные, родители с детьми, очень близкие друзья. Вы наверняка испытаете неловкость, если малознакомый человек попытается подойти к вам вплотную. Кроме самых близких людей в эту зону допускаются врачи, медсестры, портные и другие специалисты, профессия которых требует непосредственного телесного кон­такта с клиентом. Пытаясь при общении с кем-либо войти в эту зону, вы тем самым даете человеку понять, что хотели бы считать его своим другом. Пси­хологические эксперименты выявили, что счастливые в браке супруги ком­фортно общаются друг с другом именно на этой дистанции. И наоборот, суп­руги, которые не ладят между собой, сторонятся друг друга (см. Приложе­ние 13.3).

Зона личного общения (от 0,5 м до 1,5 м). Границы этой зоны различны для разных культур. Как правило, на такой дистанции общаются хорошо знако­мые друг другу люди. Это расстояние позволяет им дотрагиваться друг до друга, обмениваться рукопожатиями, похлопывать друга по плечу. По дан­ным Фаста (Fast, 1970), большинство людей считают эту зону своим лич­ным пространством и не склонны впускать в нее посторонних людей.

События, вызывающие душевный подъем 13 страница - student2.ru

Рис. 13.4. Братья Менлоп хорошо владеют приемами невер­бальной коммуникации.

Приложение 13.3. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ

БЛИЗКО И ДАЛЕКО

Если вы слышите от женщины жалобы на то, что муж «отдаляется» от нее, не думайте, что ее слова обязательно нуж­но воспринимать в переносном смысле, зачастую смысл этого выражения можно оценить очень буквально. Специалист по семейной психотерапии Д. Рассел Крейн (D. Russel Crane) из Университета Бригхэм-Янг утверждает, что эмоциональную близость между супругами можно изме­рять рулеткой, в метрах и сантиметрах.

В проведенном им и его коллегами эк­сперименте участвовало 108 супружес­ких пар. По просьбе экспериментаторов супруги приближались друг к другу и ос­танавливались на таком расстоянии, кото­рое считали наиболее комфортным для общения. Экспериментаторы замеряли это расстояние, а затем предлагали каж­дому из супругов несколько тестов, при помощи которых выяснялось, насколько супруги близки эмоционально, насколько велик риск развода каждой пары и на­сколько каждый из супругов желает пе­ремен в своей жизни.

Исследование показало, что чем больше неудовлетворенность мужчины своим браком, тем на большем расстоя­нии от жены он останавливался (Journal of MarHal and Family Therapy, vol. 307, p. 307-310). Другими словами, чем бли­же в эмоциональном плане оказывается мужчина к разводу, тем меньше шагов готов он сделать навстречу жене.

Кроме этого, исследователи обнару­жили, что расстояние, которое выбирают для общения супружеские пары, неудов­летворенные своим браком, примерно на 30 % превышает расстояние между счастливыми супругами. В среднем сча­стливые супруги останавливаются на рас­стоянии 28,5 см друг от друга, а несчаст­ливые — на расстоянии 37 см, но если для первых это расстояние эмоциональной близости, то для последних — непрохо­димая пропасть.

Источник: Rosenfield, A. (1988, March). So near and yet so far. Psychology Today.

Представьте, что вы сидите в полупустом кафе. Входит новый посетитель и, хотя рядом есть свободные столики, подсаживается к вам. Скорее всего, вы испыта­ете неловкость. Замечали ли вы, что в людных местах, например в переполненном лифте, в автобусе или в поезде метро, люди избегают визуального контакта друг с другом, стараются смотреть в окно или упираются взглядом в стенку? Ясно, что та­кое поведение вызвано стремлением соблюсти границы личного пространства.

• Зона формального общения (от 1,5 м до 3 м). На такой дистанции обычно ведутся деловые, а также случайные и малозначимые разговоры. Вам, на­верное, знакомо выражение «соблюдать дистанцию», с помощью которого описывают отношения начальника и подчиненного. И действительно, было бы странно, если бы собеседники говорили о личных и интимных вещах, стоя в трех метрах друг от друга. Такая дистанция скорее уместна в ситуации фор­мального собеседования или деловых переговоров.

• Зона публичного общения (более 3 м). Если вы сидите в огромном зале и слушаете выступление оратора, то можно сказать, что вы попали в ситуа­цию публичного общения. Пространство, отделяющее вас от выступающе­го, и является зоной публичного общения. В такой ситуации неуместны интимные жесты и комментарии; вы не можете пожать лектору руку, похло­пать его по плечу или спросить, как он провел выходные дни. Даже деловое общение невозможно на такой дистанции.

События, вызывающие душевный подъем 13 страница - student2.ru

Рис. 13.5. Зоны межличностного общения.

Упражнение 13.6

Прочтите приведенные ниже зарисовки. Воспользуйтесь вашими знаниями о невербальной коммуникации и расшифруйте, что хотел сказать своим поступком каждый из персонажей.

а. Джейн собрала свои длинные светлые волосы в тугой узел на затылке, наде­ла одолженный у матери строгий костюм в тонкую полоску и бабушкины туфли, сложила папки с документами в отцовский портфель и отправилась на собеседование._______________________________

б. После семейной ссоры Энди нарисовал портрет жены в черных и серых то­нах. Рисунок он повесил на зеркало перед ее туалетным столиком. ____

в. Начальник похвалил Гайю за хорошую работу и потрепал по плечу. Девуш­ка поспешно отстранилась. __________________________

г. Тэсси оглядела переполненный людьми пляж и расстелила свое полотенце в метре от симпатичного молодого мужчины. ________________

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

КУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Описанные в предыдущей главе зоны межличностного общения естественны для большинства американцев, немцев и англичан. Однако латиноамериканцы, ара­бы, греки и французы, как правило, общаются на более близком расстоянии. Быва­ет забавно наблюдать, как два человека, принадлежащие к разным культурам, бе­зуспешно пытаются найти комфортную зону общения друг с другом. Рампел (Rumpel, 1988) в своей работе описал так называемый «латиноамериканский вальс», когда мексиканец, разговаривая с американцем, настойчиво старается приблизить­ся к партнеру, а тот постоянно отстраняется от него.

Незнание норм чужой культуры может повредить деловому общению. Напри­мер, американцы привыкли начинать выступление перед аудиторией с рассказа о своем профессиональном опыте и достижениях в конкретной области. Но предста­витель азиатской культуры может счесть это пустым бахвальством, поскольку у ази­атов не принято акцентировать внимание на своих успехах.

Приложение 13.4. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ

ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ, ИЛИ ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО

Одному молодому человеку сразу же после окончания аспирантуры при­шлось по долгу службы общаться с эли­той американского бизнеса. Вскоре он был приглашен на официальный прием. За столом его спросили, не желает ли он отведать шатобриан, на что он решитель­но ответил: «Нет, спасибо, я не пью». Ка­ково же было смущение этого замеча­тельно образованного парня, когда он узнал, что речь шла не о дорогом крас­ном вине, годами хранящемся в подвалах средневекового замка, а о жареной го­вядине. В данном случае молодой чело­век нарушил одно из пяти основных пра­вил делового этикета.

То, как вы подадите себя партнерам при первом знакомстве, покажет им, на­сколько хорошо вы знакомы с неписаны­ми правилами, действующими в бизнесе. Когда американские бизнесмены, выду­мавшие эти нормы (и взращенные на них), отправляются в Японию или в какую-нибудь из стран Ближнего Востока, что­бы заняться бизнесом, они очень быстро обнаруживают, что принятые там нормы делового этикета отличаются от привыч­ных им. Они иначе оценивают даже успех и неудачу в бизнесе.

Осмелюсь предложить несколько принципов, сформулированных мною на основании многолетних наблюдений. Я советовал бы молодым людям, желаю­щим войти в мир бизнеса, придерживать­ся их. Ознакомьтесь с ними; может быть, они будут полезны вам или кому-нибудь из ваших коллег.

1. Не говорите о том, чего не знаете. Сме­шон человек, пытающийся рассуждать о вещах, в которых ничего не смыслит. Он напускает на себя важный вид, боясь по­казаться неосведомленным. Решите для себя, в чем вы компетентны, а в чем нет, и вам не придется притворяться всезнай­кой.

2. Меньше говорите и больше слушайте. Как правило, люди много говорят и мало слушают. Тому есть две причины. Пер­вая — нервозность, которая ищет выхо­да, вторая — ни на чем не основанная убежденность в том, что ваше мнение важнее мнения вашего собеседника.

В Приложении 13.4 содержатся рекомендации, воспользовавшись которыми афроамериканцы могли бы лучше понять нормы делового общения, принятые в де­ловых кругах Америки. Впрочем, этими советами могут воспользоваться все, кому так или иначе придется общаться с представителями других культур.

3. Не разговаривайте так, будто «базари-те с корешами». Господи, ну почему при­ходится напоминать даже об этом? Давно пора понять, что официальное, деловое общение требует от человека правиль­ной речи. Умеренное использование сленга допустимо только в неформаль­ной обстановке. Проработайте на пред­приятии хотя бы полгода, прежде чем ис­пользовать сленг при общении с коллега­ми, и только с теми из них, которые зна­ют, что вы умеете говорить правильно.

4. Костюм, подходящий для уик-энда, не годится для работы. Иногда, заскучав, я оглядываю офис, и мой взгляд останавли­вается на броском наряде какого-нибудь клерка. Тогда мне начинает казаться, что строгий костюм придумали тоскливые люди. И все-таки, поверьте, строгость на работе — это нормально, особенно для новичков. На работе нужно привлекать к себе внимание своими деловыми каче­ствами и трудолюбием, а не внешностью.

Наши рекомендации