Результаты освоения модуля, подлежащие проверке
КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ
«ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ
ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ»
Специальность среднего
профессионального образования
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
базовой подготовки
Форма обучения
очная
2016 год
Комплект оценочных средств по профессиональному модулю разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».
Авторы-составители: Филипцова Н.А., преподаватель кафедры гражданского права ЦФ ФГБОУВО «РГУП»
_______________ «____» ___________ 20__ г.
Ефремов А.Ю., доцент, кандидат педагогических наук, доцент каф. СГЭД ЦФ ФГБОУВО «РГУП»
_______________ «____» ___________ 20__ г.
Комплект рассмотрен на заседании кафедры ____________________________ЦФ ФГБОУВО «РГУП», протокол № __ от «____» ___________ 20__ г.
Заведующий кафедрой ____________________________ЦФ ФГБОУВО «РГУП» ____________________________
_______________ «____» _________ 20__ г.
Комплект рассмотрен на заседании кафедры ____________________________ЦФ ФГБОУВО «РГУП», протокол № __ от «____» ___________ 20__г.
Заведующий кафедрой ____________________________ЦФ ФГБОУВО «РГУП» ____________________________
_______________ «____» _________ 20__ г.
Комплект утвержден Учебно-методическим советом ЦФ ФГБОУВО «РГУП»
СОГЛАСОВАНО
Декан ФНО _____________________
И.О. Фамилия
«____» _________ 20___ г.
© ЦФ ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», 2016.
© Филипцова Н.А., Ефремов А.Ю., 2016.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения……………………………………………………………… | |
2. Результаты освоения модуля, подлежащие проверке………………………. | |
3. Формы промежуточной аттестации по профессиональному модулю……….. | |
4. Оценка освоения программы профессионального модуля…………………… | |
5. Контрольно-оценочные средства для модульного экзамена………………. | |
5.1. Программа модульного экзамена………………………………................... | |
5.2. Вопросы для подготовки к модульному экзамену…………………………. | |
5.3. Критерии оценки…………………………………………………………..… | |
5.4. Информационное обеспечение подготовки к модульному экзамену……… |
Общие положения
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты», в том числе профессиональными и общими компетенциями.
Формой аттестации по профессиональному модулю является модульный экзамен.
Результаты освоения модуля, подлежащие проверке
В результате контроля и оценки по профессиональному модулю осуществляется комплексная проверка следующих профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций:
Профессиональные компетенции | Показатели оценки результата |
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты | Выполнение профессионального толкования нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты |
ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты | Демонстрация приёма граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты в период учебной практики |
ПК 1.3. Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите | Оценивание в соответствии с установленными требованиями представленных документов, определение права на страховую пенсию, пенсию по государственному пенсионному обеспечению, пособия компенсации, другие выплаты и меры социальной поддержки |
ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии | Решение практических заданий с определением права на страховую, государственную пенсию, расчета размера пенсий, в том числе с индексацией, определение срока их назначения, решение практических заданий на правила выплаты страховых и государственных пенсий, пособий, социальных выплат |
ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат | Соблюдение правил формирования и хранения дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат |
ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты | Составление проектов ответов на письменные обращения граждан с использованием информационных справочно – правовых систем, информирование граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения и социальной защиты |
Общие компетенции | Показатели оценки результата |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Проявление стабильного интереса к профессиональной деятельности; осознание социальной значимости к сущности будущей профессии через участие в профессиональных конкурсах и научно-исследовательской деятельности; готовность к профессиональной деятельности; наличие положительных отзывов по итогам практики по профилю специальности. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Владение умениями планирования, регулирования и корректировки принимаемых решений; мотивация на самореализацию в профессии; наличие положительных отзывов по выполнению профессиональных функций при прохождении практики по профилю специальности. |
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | Способности и умения просчитывать (прогнозировать) последствия принимаемых решений на основе анализа возможных рисков; нести ответственность за принятие решений в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Умения и навыки нахождения и использования информации для эффективного выполнения профессиональных задач; способности выбора в содержании информации на основе анализа ее значимости; умения и навыки поиска информации в различных источниках массовой коммуникации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | Владение информационной культурой и информационно – коммуникационными технологиями, участие в сетевом взаимодействии, использование современных информационных ресурсов в целях профессионального самосовершенствования. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Умение работать в коллективе, команде; направленность на общение с коллегами, руководителями, потребителями услуг в области социально-правовой деятельности; наличие положительных отзывов от руководства и потребителей услуг по итогам прохождения практики. |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | Умение брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), проявление ответственности за качество выполняемой работы подчиненными. |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Проявление стабильного интереса к выбранной профессии, активной жизненной позиции, лидерских и личностных качеств: коммуникативности, креативности, когнитивности. |
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы | Способность к быстрой адаптации в изменившихся условиях профессиональной деятельности, стабильность проявления интереса к инновациям в деятельности по профессиональной специальности |
ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения | Следование этическим правилам нормам и принципам в профессиональной деятельности, применение приемов делового общения и правил культуры поведения |
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению | Демонстрация нетерпимости к коррупционному поведению, создание условий для прозрачности деятельности в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты |
В результате освоения профессионального модуля «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты» обучающийся должен:
уметь:
- анализировать действующее законодательство в области пенсионного обеспечения, назначения пособий, компенсаций, предоставления услуг и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите, с использованием информационных справочно-правовых систем;
- принимать документы, необходимые для установления пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат, необходимых для установления пенсий, пособий и других социальных выплат;
- определять перечень документов, необходимых для установления пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
- разъяснять порядок получения недостающих документов и сроки их предоставления;
- определять право, размер и сроки назначения трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат и материнского (семейного) капитала с использованием информационных справочно-правовых систем;
- формировать пенсионные дела;
- дела получателей пособий, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
- составлять проекты ответов на письменные обращения граждан с использованием информационных справочно-правовых систем, вести учет обращений;
- пользоваться компьютерными программами назначения и выплаты пенсий, пособий и других социальных выплат;
- консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты, используя информационные справочно-правовые системы;
- запрашивать информацию о содержании индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц и анализировать полученные сведения о стаже работы, заработной плате и страховых взносах;
- составлять проекты решений об отказе в назначении пенсий, пособий, компенсаций, материнского (семейного) капитала, ежемесячной денежной выплаты, в предоставлении услуг и других социальных выплат, используя информационные справочно-правовые системы;
- осуществлять оценку пенсионных прав застрахованных лиц, в том числе с учетом специального трудового стажа;
- использовать периодические и специальные издания, справочную литературу в профессиональной деятельности;
- информировать граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения и социальной защиты населения;
- оказывать консультационную помощь гражданам по вопросам медико-социальной экспертизы;
- объяснять сущность психических процессов и их изменений у инвалидов и лиц пожилого возраста;
- правильно организовать психологический контакт с клиентами (потребителями услуг);
- давать психологическую характеристику личности, применять приемы делового общения и правила культуры поведения;
- следовать этическим правилам, нормам и принципам в профессиональной деятельности;
знать:
- содержание нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней, регулирующих вопросы установления пенсий, пособий и других социальных выплат, предоставления услуг;
- понятия и виды трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, ежемесячных денежных выплат (далее - ЕДВ), дополнительного материального обеспечения, других социальных выплат, условия их назначения, размеры и сроки;
- правовое регулирование в области медико-социальной экспертизы;
- основные понятия и категории медико-социальной экспертизы;
- основные функции учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы;
- юридическое значение экспертных заключений медико-социальной экспертизы;
- структуру трудовых пенсий;
- понятие и виды социального обслуживания и помощи нуждающимся гражданам;
- государственные стандарты социального обслуживания;
- порядок предоставления социальных услуг и других социальных выплат;
- порядок формирования пенсионных и личных дел получателей пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
- компьютерные программы по назначению пенсий, пособий, рассмотрению устных и письменных обращений граждан;
- способы информирования граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения и социальной защиты;
- основные понятия общей психологии, сущность психических процессов;
- основы психологии личности;
- современные представления о личности, ее структуре и возрастных изменениях;
- особенности психологии инвалидов и лиц пожилого возраста;
- основные правила профессиональной этики и приемы делового общения в коллективе;
иметь практический опыт:
- анализа действующего законодательства в области пенсионного обеспечения и социальной защиты;
- приема граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты;
- определения права, размера и сроков назначения трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат и материнского (семейного) капитала;
- формирования пенсионных и личных дел получателей пенсий и пособий, других социальных выплат и их хранения;
- пользования компьютерными программами назначения пенсий и пособий, социальных выплат, учета и рассмотрения пенсионных обращений граждан;
- определения права на перерасчет, перевод с одного вида пенсий на другой, индексацию и корректировку трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, на индексацию пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат и материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
- определения права на предоставление услуг и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;
- информирования граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения и социальной защиты населения;
- общения с лицами пожилого возраста и инвалидами;
- публичного выступления и речевой аргументации позиции.