Особенности работы управленческих работников различных категорий
По роли в процессе управления управленческих работников подразделяют на руководителей, специалистов, служащих (технических исполнителей).
Руководитель — это возглавляющий организацию работник, наделенный необходимыми полномочиями для принятия решений и несущий всю полноту ответственности за результаты работы возглавляемого им коллектива. В современной российской экономике все чаще как синоним понятия «руководитель» употребляется понятие «менеджер» («управляющий»).
Руководители организуют подготовку управленческих решений, принимают управленческие решения и контролируют их исполнение. Труд руководителя является самым сложным и ответственным в системе управления организацией.
Специалисты — работники, выполняющие функции управления, например экономисты, бухгалтеры, специалисты по управлению персоналом, по связям с общественностью, по маркетингу, юристы. Они анализируют информацию и готовят варианты решений для руководителей в соответствии с их приказами и распоряжениями, технико-технологическими нормативами, организационными регламентами, квалификационными требованиями. В их деятельности преобладают логические операции, не исключающие творчества.
Служащие (технические исполнители) — работники, обслуживающие деятельность специалистов и руководителей, например секретари, машинистки, архивариусы, операторы. Они выполняют информационно-технические операции, освобождая руководителей и специалистов от этой рутинной работы и обеспечивая их необходимой информацией. В их деятельности используются стандартные процедуры и операции, поэтому она в большей степени поддается нормированию, чем другие категории.
В целом же все категории управленческих работников принимают участие в разработке и реализации управляющих воздействий, что отражено на рисунке 26.
В таблице 6 приведены примерные затраты рабочего времени на выполнение различных видов управленческого труда.
Таблица 6 – Структура затрат рабочего времени руководителей, специалистов и технических исполнителей, % общих затрат
В любой организации имеются два типа менеджеров – линейные и функциональные. К линейным относятся менеджеры, действующие на основе единоначалия, ответственные за состояние и развитие организации или ее подразделений (цехов, участков, бригад) – это директора, начальники цехов, мастера, бригадиры. Функциональные менеджеры ответственны за определенную подсистему управления, например за маркетинг, экономику, управление персоналом или финансами.
По месту в системе управления организацией менеджеры занимают три уровня: высший, средний и низовой (см. Модуль 1), рисунок 25.
Рисунок 25 – Удельные затраты времени на планирование у менеджеров разных звеньев управления.
Рисунок 26 – Система совместного труда управленческих работников
Функции менеджера
Основная задача менеджера состоит «в создании окружающих условий для групповой деятельности таким образом, чтобы индивиды вносили свой вклад в достижение групповых целей с минимальной затратой денег, времени, усилий и материалов, а также с минимальными неудобствами» (Кунц Г., О Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. М., 1994. – С.40).
Содержанием деятельности менеджера является процесс реализации функций планирования, организовывания, координации, мотивации и контроля, рисунок 27.
В процессе планирования определяются цели и задачи организации и ее подразделений, устанавливается, что необходимо делать для достижения целей. В процессе планирования происходит увязка целей организации с ее ресурсами.
Функция организовывания заключается в распределении всех ресурсов, необходимых для выполнения плана и достижения целей организации. Ее реализация предполагает проектирование структуры организации ее подразделений, определение конкретных заданий и их подразделений и исполнителей, делегирование полномочий для выполнения заданий.
Реализуя функцию координации, менеджеры согласовывают, взаимоувязывают действия людей и подразделений.
Мотивирование представляет собой процесс воздействия на людей с целью побуждения их к определенным действиям путем пробуждения в них определенных мотивов.
Контроль – это непрерывное сопоставление фактических результатов работы с запланированными, оценка и корректировка деятельности работников в соответствии с поставленными целями.
Рисунок 27 – Функции менеджера в процессе управления