Глава 9. выбор гун
«Очки знания»
В прошлой главе мы разобрали довольно сложную тему – о том, как душа обуславливается и запутывается в этом мире. Сейчас мы рассмотрим, как сделать свою жизнь гармоничной, как не попадать под влияние низших гун. Для этого нам нужно внимательно рассмотреть приведенную ниже таблицу. Благодаря этой таблице, вы сможете четко понимать, на каком уровне находитесь. Это своего рода «очки знания», помогающие нам видеть реальность в истинном свете.
Знание – это реализованная информация
В гуне благости человек понимает, что знания – это самое дорогое, что есть в этом мире. И знания – это не просто информация, а реализованная информация. Например, человек знает, что курить вредно для здоровья, но курит. Значит, он просто информирован о вреде курения. Если же человек не курит, даже не пробует – значит, он «знает».
И в восточной психологии и философии истинными считаются именно такие знания. В современной же культуре ценится просто информация. Если для бизнесменов, военных, и т. п. своевременная и объективная информация необходима, то для саморазвития она может быть очень вредной. Я думаю, каждый встречал людей, которые прочитали массу книг, посетили множество семинаров, но гармоничней и счастливей от этого не стали. Более того, эта чрез-мерная информированность может сделать человека гордым, уверенным в своей правоте и т. д.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГУНАХ ПРИРОДЫ
САТТВА
РАДЖАС
ТАМАС
РАБОТНИК (ЧЕЛОВЕК). БГ [1] 18.2
Исполняет свой долг с большой решимостью и энтузиазмом, свободен от влияния гун и ложного эго, одинаково стоек в успехе и поражении
Привязан к своей работе и ее плодам, желает наслаждаться плодами, жаден, завистлив, нечист, движим радостью и печалью
Деятельность, противоречащая священным писаниям, упрямый, лживый, изощренный в оскорблении других, ленивый, не различает добро и зло
ПОНИМАНИЕ. БГ 18.30–32
Знает, что следует делать и что не следует, чего надо бояться и чего не надо, что связывает и что освобождает
Не видит различия между религиозностью и безверием, между праведными и неправедными действиями
Принимает веру за безверие и наоборот, всегда под покровом иллюзии и тьмы, всегда устремлен в ложном направлении
РЕШИМОСТЬ. БГ 18.33–35
Непоколебимая, поддерживаемая практикой йоги, контролирует ум, жизнь и чувства
Устремляется к плодам религии, экономического развития и чувственного удовлетворения
Не помогает преодолеть сон, страх, печаль, угрюмость и заблуждения
СЧАСТЬЕ. БГ 18.37–39, ШБ [2] 11.25.29
Бг: В начале подобно яду, в конце – нектару, пробуждает человека к самосознанию
ШБ: Исходит из души
Бг: Возникает от соприкосновения чувств с их объектами; в начале подобно нектару, в конце – яду
ШБ: Основано на чувственном удовлетворении
Бг: Слепо в самореализации, призрачно от начала до конца, проистекает из сонливости и лености
ШБ: Заблуждение и деградация
МЕСТОЖИТЕЛЬСТВО. ШБ 11.25.25
В лесу
В городе
В зале азартных игр
ВЛИЯНИЕ НА РАЗУМ, УМ И ЧУВСТВА. ШБ 11.25.16–18
Сознание чистое, чувства отрешены от материи, испытывает бесстрашие в материальном теле, отречение от ума
Плохая память из-за активности, неспособность чувств отрешиться от объектов, болезни органов, беспокойство в уме
Высшая сознательность исчезает, не в состоянии сосредоточить внимание, ум разрушен, проявляется невежество и депрессия
СОН И СОЗНАНИЕ. ШБ 11.25.20
Бодрствующее состояние, бдительное бодрствование
Видение снов
Глубокий сон без сновидений
СВОЙСТВА. ШБ 11.25.2–5
Управление умом и чувствами, терпеливость, проницательность, чувство различия, привязанность к предписанным обязанностям, правдивость, милосердие, удовлетворенность в любом состоянии, великодушие, щедрость, вера в духовного учителя, простота, смирение
Материальные желания, великие усилия, неудовлетворенность даже при успехе, ложная гордость, мольба о материальном продвижении, размышление о себе как об особенном и лучшем, пристрастие к слушанию похвал в свой адрес, тенденция к унижению других
Нестерпимый гнев, скупость, разговоры без опоры на авторитет шастр, ненависть, паразитизм, лицемерие, хроническая усталость, скорбь, депрессии, долгий сон, страх, уныние, пассивность, переедание, лень
КАЧЕСТВА. ШБ 11.25.9, ШБ 11.25.16–18
Самоконтроль, самообладание Человек приобретает радость, праведность, знания и другие достоинства
Вожделение. Сильные привязанности, сепаратизм, чрезмерная активность, тяжелая работа ради завоевания престижа и удачи, постоянные переживания и борьба
Гнев.
Глупый, тупой, погружается в скорбь и иллюзию, спит слишком много, погружен в ложные надежды, проявляет насилие
ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ. БГ 14.6–9
К счастью и знанию
К материальной кармической деятельности
К безумию, лености, сну
ПРИ ПОВЫШЕНИИ ВЛИЯНИЯ ГУНЫ. БГ 14.6–9
Все врата тела освещены знанием
Привязанность, кармическая деятельность, непреодолимые стремления
Проявляются мрак, безумие, бездеятельность и иллюзия
КЛАССЫ ОБЩЕСТВА. БГ 18.41–44
Брахманы: спокойствие, самообладание, аскетизм, чистота, терпение, честность, знание, мудрость, религиозность
Кшатрии: героизм, сила, решимость, находчивость, отвага в бою, благородство, умение руководить
Вайшьи: земледелие, защита коров и торговля.
В невежестве:Шудры: физический труд и служение другим
СЛЕДУЮЩАЯ ЖИЗНЬ, НАПРАВЛЕНИЕ. БГ 11.14,15,18, ШБ 11.25.21, 22
Чистые высшие планеты великих мудрецов
Все более и более высокое положение, небесные планеты
Бг: Рождаются среди занятых кармической деятельностью, живут на земных планетах
ШБ: Получают рождение в человеческих телах
Бг: Рождаются в царстве животных и опускаются в адские миры
ШБ: Попадают во все более низкие формы рождения и в ад
РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. БГ 14.16, 17
Благочестие, чистота, знание
Страдание, жадность
Глупость, безумие, иллюзия
РАЗВИТИЕ. БГ 14.17
Знание
Жадность
Глупость, безумие, иллюзия
ПОКЛОНЕНИЕ И ВЕРА. БГ 17.4, ШБ 11.25.27
Бг: Поклоняются Богу и его представителям
ШБ: Вера и преданность духовной жизни
Бг: Поклонение демонам
ШБ: Вера в кармическую деятельность
Бг: Поклонение призракам и духам
ШБ: Вера в безбожные поступки
ПИЩА. БГ 17.8–10
Увеличивает продолжительность жизни, очищает существование, дает силу, здоровье, счастье и удовлетворение. Сочная, маслянистая, здоровая и приятная сердцу
Слишком горькая, слишком кислая, соленая, пряная, острая, сухая и очень горячая. Вызывает страдания, несчастья и болезни
Приготовленная за 3 часа до еды, безвкусная, разложившаяся, испорченная, состоящая из остатков и непригодных продуктов
ВОЗДЕРЖАНИЕ. БГ 17.17–19
Аскетизм трех видов, совершаемый с трансцендентальной верой; людьми, не ожидающими выгоды, ради Всевышнего
Из гордости, ради завоевания уважения, чести и поклонения; не твердое, не постоянное
Из глупости; самоистязание, причинение вреда и гибели себе и другим
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ. БГ 17.20–22
Совершаемая из чувства долга, без желания получить что-либо взамен, в надлежащее время, в надлежащем месте, достойной личности
В расчете на какое-то возмещение или из желания получить плоды; неохотно
В нечистом месте, в неподходящее время, недостойной личности, без уважения и должного внимания
ОТРЕЧЕНИЕ. БГ 18.7–9
Исполняет предписанные обязанности из необходимости, отрекается от материального общения и привязанности к плодам
Отказывается от предписанных обязанностей как от обременительных или из страха перед физическими неудобствами
Отказывается от предписанных обязанностей из-за иллюзии
ЗНАНИЕ. БГ 18.20–22, ШБ 11.25.24
Бг: Видит одну неделимую духовную природу во всех живых существах, хотя они разделены на бесчисленные формы
ШБ: Абсолютное знание
Бг: Видит различные виды живых существах в разных телах
ШБ: Основано на двойственности
Бг: Знание, привязывающее к одному виду деятельности, как единственно важному, знание – не отражающее истину
ШБ: Глупое, материалистическое
ПОСТУПКИ ИЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. БГ 18.23–25. ШБ 11.25.25
Бг: Регулируемая и исполняемая без привязанности или без желания получить плоды
ШБ: Как подношение
Всевышнему, без желания иметь плоды
Бг: С большими усилиями, ради удовлетворения желаний, проистекающая из чувства ложного эго
ШБ: Желание наслаждаться плодами
Бг: В иллюзии, в пренебрежении к наставлениям шастр, без заботы о влекомых за нею рабстве, насилии или страданиях, причиняемых другим
ШБ: Из насилия и зависти
праведность, знания и другие достоинства чрезмерная активность, тяжелая работа ради завоевания престижа и удачи, постоянные переживания и борьба скорбь и иллюзию, спит слишком много, погружен в ложные надежды, проявляет насилие ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ. БГ 14.6–9 К счастью и знанию К материальной кармической деятельности К безумию, лености, сну ПРИ ПОВЫШЕНИИ ВЛИЯНИЯ ГУНЫ. БГ 14.6–9 Все врата тела освещены знанием Привязанность, кармическая деятельность, непреодолимые стремления Проявляются мрак, безумие, бездеятельность и иллюзия КЛАССЫ ОБЩЕСТВА. БГ 18.41–44 Брахманы: спокойствие, самообладание, аскетизм, чистота, терпение, честность, знание, мудрость, религиозность Кшатрии: героизм, сила, решимость, находчивость, отвага в бою, благородство, умение руководить Вайшьи: земледелие, защита коров и торговля. В невежестве: Шудры: физический труд и служение другим СЛЕДУЮЩАЯ ЖИЗНЬ, НАПРАВЛЕНИЕ. БГ 11.14,15,18, ШБ 11.25.21, 22 Чистые высшие планеты великих мудрецов Все более и более высокое положение, небесные планеты Бг: Рождаются среди занятых кармической деятельностью, живут на земных планетах ШБ: Получают рождение в человеческих телах Бг: Рождаются в царстве животных и опускаются в адские миры ШБ: Попадают во все более низкие формы рождения и в ад РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. БГ 14.16, 17 Благочестие, чистота, знание Страдание, жадность Глупость, безумие, иллюзия РАЗВИТИЕ. БГ 14.17 Знание Жадность Глупость, безумие, иллюзия ПОКЛОНЕНИЕ И ВЕРА. БГ 17.4, ШБ 11.25.27 Бг: Поклоняются Богу и его представителям ШБ: Вера и преданность духовной жизни Бг: Поклонение демонам ШБ: Вера в кармическую деятельность Бг: Поклонение призракам и духам ШБ: Вера в безбожные поступки ПИЩА. БГ 17.8–10 Увеличивает продолжительность жизни, очищает существование, дает силу, здоровье, счастье и удовлетворение. Сочная, маслянистая, здоровая и приятная сердцу Слишком горькая, слишком кислая, соленая, пряная, острая, сухая и очень горячая. Вызывает страдания, несчастья и болезни Приготовленная за 3 часа до еды, безвкусная, разложившаяся, испорченная, состоящая из остатков и непригодных продуктов ВОЗДЕРЖАНИЕ. БГ 17.17–19 Аскетизм трех видов, совершаемый с трансцендентальной верой; людьми, не ожидающими выгоды, ради Всевышнего Из гордости, ради завоевания уважения, чести и поклонения; не твердое, не постоянное Из глупости; самоистязание, причинение вреда и гибели себе и другим БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ. БГ 17.20–22 Совершаемая из чувства долга, без желания получить что-либо взамен, в надлежащее время, в надлежащем месте, достойной личности В расчете на какое-то возмещение или из желания получить плоды; неохотно В нечистом месте, в неподходящее время, недостойной личности, без уважения и должного внимания ОТРЕЧЕНИЕ. БГ 18.7–9 Исполняет предписанные обязанности из необходимости, отрекается от материального общения и привязанности к плодам Отказывается от предписанных обязанностей как от обременительных или из страха перед физическими неудобствами Отказывается от предписанных обязанностей из-за иллюзии ЗНАНИЕ. БГ 18.20–22, ШБ 11.25.24 Бг: Видит одну неделимую духовную природу во всех живых существах, хотя они разделены на бесчисленные формы ШБ: Абсолютное знание Бг: Видит различные виды живых существах в разных телах ШБ: Основано на двойственности Бг: Знание, привязывающее к одному виду деятельности, как единственно важному, знание – не отражающее истину ШБ: Глупое, материалистическое ПОСТУПКИ ИЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. БГ 18.23–25. ШБ 11.25.25 Бг: Регулируемая и исполняемая без привязанности или без желания получить плоды ШБ: Как подношение Всевышнему, без желания иметь плоды Бг: С большими усилиями, ради удовлетворения желаний, проистекающая из чувства ложного эго ШБ: Желание наслаждаться плодами Бг: В иллюзии, в пренебрежении к наставлениям шастр, без заботы о влекомых за нею рабстве, насилии или страданиях, причиняемых другим ШБ: Из насилия и зависти Правильное питание – основа физического, ментального и духовного здоровья
Пища в благостиувеличивает продолжительность жизни, очищает существование, дает силу, здоровье, счастье, удовлетворение. Она сочная, маслянистая, здоровая и приятная сердцу. Также она сладкая.
Сладость – вкус благости, потому что он питателен, приятен, обладает гармонизирующими свойствами, и в нем отражается энергия любви.
Только, пожалуйста, имейте в виду, что белый свекольный рафинированный сахар находится в невежестве и страсти, он очень вреден для организма. Кленовый сироп также не полезен.
Используйте мед (не подвергавшийся тепловой обработке), тростниковый, пальмовый нерафинированный сахар. Большое количество сахара приводит к Тамасу. Съешьте килограммовый тортик, даже с полезным сахаром – и вы обязательно впадете в состояние сытой тупости.
Все натуральные молочные (коровьи) продукты саттвичны. Топленое коровье масло – самый полезный продукт, –полностью пропитанный Саттвой. Чем дольше оно хранится, тем более полезным становится.
Йогурт несколько тяжеловат, им лучше не злоупотреблять. Также его лучше есть в первой половине дня. Сыры также тяжеловаты и не рекомендуются для постоянного употребления, особенно желтые сорта. Довольно полезны и легки для пищеварения свежие творожные сыры белого цвета, типа «адыгейского».
Злаки, крупы, каши из цельных зерен (овсяная, гречка, зерно, коричневый рис и другие) являются основным компонентом саттвичной диеты. Они необходимы для людей, занимающихся тяжелым физическим трудом и при физических нагрузках.
Фрукты и большинство овощей саттвичны и полезны. Бананы и картофель способствуют слизеобразованию и их не рекомендуется есть при простудах и ангинах.
Овощи лучше есть свежими или приготовленными на пару. В грибах – большое количество Тамаса. Если вы не можете обойтись без них, то ешьте шампиньоны или белые грибы. Капуста раджасична и способствует газообразованию. Лук, чеснок, редис – Раджас, они очень возбуждают нервные волокна, связанные с половой сферой.
Орехи и семечки – саттвичны, но их нельзя пережаривать или подсаливать: тогда они приобретают тамасичные свойства. Это достаточно тяжелая пища, и лучше их помногу сразу не есть. Наиболее полезны миндаль, кедровые и грецкие орехи, а также фисташки.
Пища в страсти – горькая, слишком кислая, соленая, пряная, острая, сухая, горячая – то есть все то, что «слишком». Страстные люди любят острую, горячую пищу, дающую яркие вкусовые ощущения. Она вредит здоровью, вызывает страдания и болезни. Обратите внимание: соленый вкус усиливает жадность. Белая рафинированная соль – очень вредный продукт. Поэтому не ешьте слишком много соленого. Но полезна и нужна нашему организму нерафинированная морская соль, содержащая огромное количество важных микроэлементов и минералов.
Пища в невежестве – приготовленная более чем за три часа до ее принятия. Если вы приготовили утром, а вечером едите – то в этой пище есть значительный элемент невежества. Люди нередко заготавливают пищу на три-четыре дня вперед, но это неправильно, потому что тонкая энергия, прана, уже из нее уходит, и пища становится мертвой. Пища без праны не дает жизненных сил. Также невежественная пища – это пища безвкусная, испорченная, разложившаяся.
Все искусственные пищевые добавки: красители, ароматизаторы и, особенно, консерванты находятся в невежестве и, частично, в страсти. Они отравляют пищу, лишают ее жизненной силы. Хотя внешне такая пища может выглядеть очень красиво, что в общем-то для страстно-невежественных людей самое главное.
Многих современных людей может покоробить информация о том, что мясо – это практически чистое невежество, сильнейшая энергия Тамаса. Но задумайтесь: ведь эта пища добывается посредством насилия, это трупы, а в наши дни еще и напичканные химикатами.
Одной из жесточайших пыток в Древнем Китае было кормить человека только мясом – через какое-то время он умирал с большими страданиями. Во многих ресторанах знают, что если человек поел мясо, то он захочет выпить и закурить, с энергетической точки зрения у него усилятся агрессия и нижайшие страсти и пороки.
Хотя Аюрведа в некоторых случаях допускает употребление мяса (за исключением телятины и свинины), например, шудрам (рабочим), занятым тяжелым физическим трудом, людям, у которых из равновесия выведена Вата (элемент воздуха).
Кофе и черный чай, да и все напитки, содержащие кофеин, – это Раджас и Тамас. Они весьма разрушительно действуют на нервную систему и физическое тело. Об этом писал еще знаменитый американский диетолог Поль Брэгг, к такому же мнению пришли и современные независимые исследователи.
Специи считаются необходимым элементом здорового питания, хотя многие из них раджасичны. Саттвичные специи – это имбирь, фенхель, кардамон, кориандр, корица и куркума.
Саттвичная диета предназначена для совершенствования ума, она гармонизирует, раскрывает ум, способствует пробуждению сознания, успокаивает, очищает и дает ясное видение (интуицию).
Саттвичная диета крайне необходима всем, кто много времени посвящает умственной работе, хочет прогрессировать духовно и интеллектуально. Такая диета имеет большое значение при лечении психических расстройств, способствует восстановлению душевного равновесия и гармонии, она омолаживает и помогает восстановлению тканей, что особенно необходимо в период выздоровления или после очищающих процедур.
Вопрос : Что вы думаете про сыроедение?
Ответ : Ниже помещены несколько абзацев из книги, посвященной сыроедению, для которой меня попросили написать несколько слов. В общем очевидно, что правильное сыроедение – это наиболее саттвичный вариант питания, да и вообще образа жизни.
«Одна из главных трагедий нашей цивилизации – это то, что люди не придают должного значения питанию. А ведь от питания зависит наше физическое, ментальное и даже духовное здоровье. Все медицины и духовные школы от Бога придавали этому аспекту огромное, если не первостепенное значение. Представьте, что вы заправляете свою машину не бензином, а кока-колой, – вы испортите самый лучший автомобиль.
Наше тело более уникально и лучше создано, поэтому оно может продержаться какое-то время, но то, что страдания придут, – в этом нет сомнений, если мы едим неправильно.
Диета современного человека в основном полна различных химических добавок, искусственных продуктов, таких как белый рафинированный сахар, рафинированная соль, белая мука и т. д., а про спиртное и говорить не хочется. Эта диета лишена праны (жизненной силы), более того она ее забирает, лишая нас иммунитета и тонкой энергии.
Поэтому целые народы, которые переходят на современную диету, очень быстро приобретают и все болезни современного западного человека: рак, сердечно-сосудистые заболевания, диабет и десятки тысяч других болезней, включая ментальные.
Эта пища находится в страсти (Раджасе) и невежестве (Тамасе), в отличие от вегетарианской диеты, и особенно сыроедческой, которая полна праны и находится в благости.
Я привык наблюдать и делать выводы, основываясь на фактах, и могу сказать, что в те месяцы, когда я летом становился сыроедом, я ощущал огромный приток энергии, забывал о болезнях и чувствовал, как организм очищается. Когда я болел раком, на сыроедении рост опухоли прекращался, но как только я прекращал так питаться, рост опухоли возобновлялся.
Все сыроеды, которых я видел, обладали огромной энергией, имели здоровый цвет лица в отличие от красноватого «румянца» человека, который объелся пончиков.
На мой взгляд, людям, живущим в холодном климате, совсем не обязательно становиться сыроедами на круглый год, если нет серьезных заболеваний. Более того, людям, у которых много «ветра, воздуха» (Ваты) в теле, это может –быть вредно согласно Аюрведе. Человек, который переходит на сыроедение, должен увеличивать количество благости (Саттвы) в своей жизни. И, как я заметил, это происходит автоматически: все сыроеды, которых я имел честь видеть и с которыми общался, были очень творческие и духовные люди, с чистыми помыслами.
Правильная благотворительность – основа процветания
Благотворительность в Саттве совершается без желания получить что-то взамен, из чувства долга, в надлежащее время, в надлежащем месте и достойной личности.Очень важно знать правильные способы совершения благотворительности. Лучший способ – направить благотворительность на распространение истинных знаний и Божественной любви. Светский человек, у которого доминирует Саттва, регулярно жертвует не менее 10% своего дохода. Один из главных показателей совершения пожертвования в благости – человек никогда никому не рассказывает о том, кого и как он облагодетельствовал.
При благотворительности в страстиу человека всегда есть желание получить какие-то плоды, или она совершается неохотно: «Хорошо, я вам пожертвую, а вы в газете про меня напишете? Налоги уменьшите?» Или – обратный эффект – люди в страсти склонны давать более крупные пожертвования, чем нужно. У такого человека дома детям кушать нечего, а он жертвуют последнее, вдохновленный эмоциональной лекцией какого-нибудь проповедника – а потом жалеет о том, что сделал пожертвование.
Благотворительность в невежестве – в неподходящее время, в неподходящем месте, недостойной личности, без должного внимания и уважения, например, пьяному нищему. По большому счету, пожертвование нищим на улице считается благотворительностью в невежестве. Если вы даете пожертвование недостойной личности, вы разделяете неблагоприятную карму этого человека или даже организации.
И в страсти, что в невежестве – важно всем рассказать о своем пожертвовании. Если доминирует невежество, то начинаются упреки, даже если человек уже совершил пожертвование.