Психотерапия и «Божественная комедия» Данте

Данте Алигьери (1265-1321) родился во Фло­ренции. Девяти лет от роду он влюбился в де­вочку своих лет Беатриче, эта любовь осветила всю его жизнь. Данте был патриотом Флоренции, но бывшие еди­номышленники добились его пожизненного изгнания. В течение 20 лет поэт скитался по Италии, пользуясь поддержкой просвещенных магнатов и правителей от­дельных городов. Но, может быть, именно эти годы пред­определили его величие как поэта.

В психотерапевтической работе я использую его основное произведение «Божественную комедию». Сюжет ее довольно прост. Данте попадает в загроб­ный мир. Там он встречает великого римского поэта Вергилия, который проводит его по девяти кругам Ада и семи кругам Чистилища. При выходе из Чистилища они попадают в Земной Рай. Там Вергилий покидает Данте и по девяти Небесам Рая его сопровождает Беатриче. Полная аналогия с тем, что мы видим в реальной жизни!

Когда пациент заболевает, он попадает в Ад. В Чистилише он проходит лечение, а выздоровев, попадает в Рай.

Знание Ада помогает мне в диагностике. В разделе «Чистилище» указывается, что нужно сделать, чтобы очиститься от грехов. Можно сказать, что здесь пред­ставлены методы лечения. Ну и, наконец, раздел «Рай». В нем описаны критерии выздоровления. И не надо че­ловеку умирать. Когда он избавляется от грехов, в его душу ниспускается Рай. Нет, мир не меняется: он ника­кой. Он такой, какие мы. Счастливый человек видит мир совсем иначе, чем несчастный. Для него прекрасны волны на море, потому что он хорошо плавает, мороз — потому что он закален, люди — потому что он умеет общаться. Будущее его не пугает, ибо разум помогает ему предвидеть и предпринять кое-что, чтобы избежать несчастий, или смириться с тем, что произойдет, если это нельзя предотвратить. О прошлом он не жалеет, так как он творил, и прошлое надежно сохраняет все его деяния. Вот почему счастливому человеку мир представ­ляется Раем.

А теперь я попытаюсь обосновать эти положения.

Прежде всего мне хочется полностью привести над­пись над входом в Ад (нам, не читающим классиков, известен только один ее фрагмент: «Оставь надежду, всяк сюда входящий». Не знаю, кому принадлежит этот перевод. Далее я обращаюсь к переводу М. Лозинского).

Я увожу к отверженным селеньям,

Я увожу сквозь вековечный стон,

Я увожу к погибшим поколеньям.

Был правдою мой зодчий вдохновлен:

Я высшей силой, полнотой всезнанья

И первою любовью сотворен.

Древней меня лишь первые созданья

И с вечностью пребуду наравне.

Входящие, оставьте упованья.

Прочитайте еще раз этот отрывок. Ад — это как бы предупреждение человеку: необходимо соблюдать Законы жизни(для верующих — Божий). Ад сотворен любо­вью. Она говорит людям, что не следует нарушать Зако­ны и что пока существуют отступления от них, будет существовать и Ад. И не стоит надеяться на счастье, если ты не соблюдаешь Законов. Высшая сила тебя накажет, а незнание не освободит от ответственности. А полнота все­знанья необходима, чтобы не нарушать Законы.

Не следует думать, что грешник живет в Аду только после смерти. Нет, он живет в нем при жизни. Точнее, Ад живет в грешнике. И замолить грехи не удастся. Нужно перестать грешить, и Ад тебя покинет. А для этого необходимо знать, за какие деяния что полагается.

Спустимся в Ад. В первом круге находятся те, кто не грешил. Данте предупреждает: «Не спасут одни заслу­ги», если нет истинной веры, истинного знания жизни. Условия в первом круге не очень тяжелые, а мучения нестрашные.

Сквозь тьму не плач до слуха доносился,

А только вздох взлетал со всех сторон

И в вековечном воздухе струился.

Среди больных неврозами я видел много таких не­счастных, которые пребывают в первом круге. Это люди, которые вроде бы неплохо устроились в жизни, имеют заслуги, но не нашли своего призвания. Артист стал приличным врачом, художник — компетентным инже­нером, модельер — неплохим бухгалтером и т.п. И все они довольно часто глубоко вздыхают, жизнь им кажет­ся мрачной, хотя, если посмотреть со стороны, как буд­то все благополучно. Но живут они в Аду потому, что не выполнили своего предназначения, не развили своих способностей. Часто такие люди не обращаются за ме­дицинской помощью, но уже к 40-50 годам считают, что их жизнь кончилась. Нередко они приходят к нам в Клуб решивших овладеть стрессовыми ситуациями (КРОСС). Если удается убедить их, что жизнь в этом возрасте только начинается, они преображаются, рас­цветают. Да это и понятно. Ад из души ушел.

Хотите примеры? — Пожалуйста.

А., 55 лет, всю жизнь мечтала стать врачом. Обстоя­тельства сложились так, что она стала инженером, и не­плохим. Вышла на пенсию. Возня с внуками не заполня­ла пустоты ее существования. Прошла у меня обучение. Затем окончила университет и стала практическим пси­хологом. Сейчас занимается психокоррекционной рабо­той, что практически равно психотерапии, имеет хоро­шие результаты и вполне счастлива.

Т., 47 лет, со школьных лет мечтала о сцене. Ей прочи­ли большое будущее. Была солисткой самодеятельного ан­самбля. В 18 лет вышла замуж. Муж запретил заниматься пением, заставил окончить институт народного хозяйства. Работала экономистом и периодически устраивала мужу сцены. Муж сделал блестящую карьеру, материально она не нуждалась. Окружение ей завидовало. Но мир казал­ся темным. Когда ей было 35 лет, муж умер. Мрак стал еще гуще, но до 47 лет она только вздыхала и болела. Речь шла о второй группе инвалидности. Состояние ее заметно улучшилось, когда она стала заниматься в худо­жественной самодеятельности. Через два года она дала сольный концерт. От болезни не осталось и следа.

Жители первого круга! Не вздыхайте, а выполняйте свое предназначение! Никто не определил точно, сколь­ко осталось вам жить. Еще раз прочитайте лекцию об экзистенциальном анализе. Выкиньте Ад из своей души! Помните, что недоразвитие своих способностей — это грех перед самим собой!

Во втором круге условия похуже. Там «адский ветер, отдыха не зная, мчит сонмы душ среди окрестной мглы и мучит их, крутя и истязая». Грешники уже стонут, и ударяет «плач многогласный», «взлетают крики, жалобы и пени».

... Этот круг мучений

Для тех, кого земная плоть звала,

Кто предал разум власти вожделений.

Там Данте увидел Клеопатру, Елену, Париса и даже Ахилла, «который был любовью побежден».

А разве не в втором круге Ада живут сексуально оза­боченные люди, разве не несет их по жизни вихрь, не позволяя где-либо остановиться? Примером тому может быть судьба Евгения Онегина, психологический анализ которой я дал в книге «Я: Алгоритм удачи» (1994). Вихрь Ада кружил его по свету, и нигде он не знал покоя.

Современная психотерапия помогает таким невроти­кам выкинуть Ад из души. В психотерапевтической ра­боте большое внимание я уделяю решению сексуальной проблемы. Это экономит время, сохраняет здоровье, поз­воляет человеку делать свое дело, что способствует раз­витию разума.

Данте подчеркивает разницу между сексом и любо­вью: «Любовь сжигает нежные сердца, а он пленился телом несравнимым». А вот весьма ценный психотера­певтический практический совет:

...Тот страждет высшей мукой,

Кто радостные помнит времена

В несчастии...

Условия все ухудшаются. В третьем круге уже

...Дождь струится,

Проклятый, грязный, вечный, грузный, ледяной;

Всегда такой же, он все так же длится.

Тяжелый град и снег, и мокрый гной

Пронизывают воздух непроглядный;

Земля смердит под жидкой пеленой.

Трехглавый Цербер, хищный и громадный,

Собачьим лаем лает на народ,

Который вязнет в этой топи смрадной.

Вам интересно узнать, за какие грехи попадают в третий круг? — За обжорство. Данте разъясняет, что кроется за обжорством:

Гордыня, зависть, алчность — вот в сердцах

Три жгучих искры, что вовек не дремлют.

И надо не лечить диетой чревоугодие, а избавляться от гордыни, зависти и алчности. А теперь клинический пример.

М.,35 лет, руководитель крупной фирмы, жаловалась на ожирение, потратила большое количество времени и средств на различные диеты, которые входили в моду. Когда меня попросили принять ее, то я ожидал увидеть нечто безобразно толстое. А она оказалась приятной на вид полноватой женщиной, но с довольно жестким выра­жением лица. Она добилась очень хорошего финансового успеха, у нее было идеальное здоровье (она почти никог­да не болела), но в душе у нее был Ад. Она не могла себя принять такой, какая она есть, и довольствоваться тем, что у нее есть. Она завидовала худеньким девочкам, ее мучила гордыня — она везде хотела быть первой, а повы­шенный аппетит был следствием ее внутренней тревоги, которая толкала ее на все большее обогащение.

Когда был наведен порядок в ее мыслях, когда она приняла себя и мир такими, какие они есть, когда в душе воцарился Рай, аппетит уменьшился и незамет­но для нее убавился вес, хотя теперь ее это уже не волновало.

В четвертом круге в кромешной тьме мучаются скуп­цы и растратчики.

Два сонмища шагали, рать на рать,

Толкая грузы с воплем вечным;

Потом они сшибались и опять

С трудом брели назад, крича друг другу:

«Чего копить?» или «Чего толкать?»

Здесь можно встретить папу, кардинала, ростовщика. Узнать их невозможно, ибо

На них такая грязь от жизни гадкой, Что разуму обличье их темно.

К сожалению, растратчики и скупцы редко прибега­ют к психотерапевтической помощи.

В пятом круге мучаются гордецы, гневные и сухие сердцем. Хорошее предупреждение тем, кто постоянно раздражается. Но ведь гневные и в реальной жизни живут в Аду. А условия пятого круга — болото.

В шестом круге мучают грешников Эринии (Фурии), там же находится голова горгоны Медузы, при взгляде на которую люди превращаются в камень. А пребывают там еретики, те, кто верит, что «души с плотью гибнут без возврата». И действительно, кто не верит в бессмер­тие души, живет в Аду. У него уже нет души. А я, ате­ист, все-таки хочу, чтобы моя душа была бессмертна. Может быть, поэтому и пишу книги. И светло сейчас у меня в душе, в ней Рай. Что делать? Я знаю, что тело мое умрет, но думать об этом некогда. Все творцы осоз­нанно или неосознанно укрепляют свое бессмертие. При этом профессия имеет небольшое значение. Какая раз­ница, кто ты: сапожник, повар, врач, художник, архи­тектор или философ? Делай что-нибудь свое.

В седьмом круге, где мучаются насильники, имеется три пояса. Так вот, в первом поясе находятся громилы, убийцы и разбойники, т.е. насильники над другими. Ти­раны там варятся в алом кипятке, погруженные в него по горло, они время кричат от боли. По-видимому, та­кую боль испытывают насильники над другими и на этом свете. Только они ее пытаются унять с помощью алкого­ля или наркотиков. А в периоды абстиненции они вновь испытывают муки Ада. Самоубийцы (и моты — насиль­ники над своим достоянием) находятся во втором поясе, где мучения более тяжелы. Грешники превращаются в растения, которыми топят адские печи, Гарпии объеда­ют их листья и т.д. Кто знаком с суицидологией, тот хорошо знает переживания покушающихся на самоубий­ство. Только одна мысль о самоубийстве приводит к тому, что человек попадает в Ад, хотя еще и не умер. А ведь статистические исследования говорят, что у 80-90 про­центов людей хоть раз в жизни, но были мысли о само­убийстве. А вот насилие над духом наказывается еще сильнее. В третьем поясе «сплошной песок сыпучий». Там грешники «плакали в терзанье вековом». «А над пус­тыней медленно спадал дождь пламени». И Данте видел,

...как вечный пляс ведут

Худые руки, стряхивая с тела

То здесь, то там огнепалящий зуд.

Тот, кто не развивает своего духа и/или же тормо­зит его развитие у других, является насильником. Посмотрите.что происходит в нашей жизни. Ведь все наше воспитание — это насилие над духом детей! Грешим мы, и не надо нам умирать, чтобы испытать все муки Ада, когда дети упрекают нас в том, что мы различными запретами заблокировали их развитие. Скольких поэ­тов, музыкантов, инженеров, изобретателей недосчита­лось общество из-за насилия над духом! У Данте насиль­ники над духом живут в огненной пустыне, покинутые теми, кого они насиловали, считая это насилие любовью.

К сожалению, это насилие повсевместно продолжа­ется и будет продолжаться и когда я пишу эту книгу, и когда вы будете„ее читать. Я проработал год школьным учителем будучи уже главным психотерапевтом облас­ти, и понял, в каком Аду живут наши дети. Но все-таки их положение лучше — они пытаются вырваться из Ада. Мы же создаем его из Ада нашей души.

Клиническая практика полна таких примеров. Почти каждый день ко мне приходят родители, которые просят совета, как им заставить своих детей заниматься музы­кой, спортом и т.д. Они умоляют что-нибудь сделать, чтобы дети не бросили института, не ушли с выгодной, с их точки зрения, но не интересной, с точки зрения ребенка, работы, не отказывались от аспирантуры, в которую родитель мог бы устроить.

А сколько трагедий у детей! Дочь хочет быть модель­ером верхней одежды, а мать, главный хирург крупного медицинского учреждения, заставляет поступать в ме­динститут. Сын хочет стать дизайнером, а отец, дирек­тор совхоза, отказывает в финансовой поддержке и на­стаивает на учебе в институте народного хозяйства, хотя сына тошнит от бухгалтерии. Если дети послушаются родителей, они будут совершать насилие над своим духом. Многие не выдерживают и разрывают связи с родителями. Ведь жить в седьмом круге да еще в треть­ем поясе очень неуютно.

То же самое наблюдается и в автократическом об­ществе. Ведь цензура — насилие над искусством — это тоже насилие над духом.

Жаль, что насильники не будут читать мою книгу. И все-таки я призываю: давайте избавляться от этого греха!

Итак, мы дошли до восьмого круга. Здесь находятся те, кто обманул недоверившихся. Как тяжело наказыва­ется обман, даже если человек тебе не доверился! Но и обман бывает разной степени тяжести. В восьмом круге десять рвов.

В первом рву, наполненном каловыми массами, муча­ются сводники, обольстители и льстецы.

Там в два ряда текла толпа нагая ...

То здесь, то там в кремнистой глубине

Виднелся бес рогатый, взмахом плети

Жестоко бивший грешных по спине.

О, как проворно им удары эти

Вздымали пятки! Ни один не ждал.

Пока второй обрушится иль третий.

Меня поразило то, что одна из обитательниц этого рва попала туда только за то, что на вопрос своего воз­любленного, довольна ли она им, сказала ему, что он «просто чудо», что не соответствовало действительности.

А вот случай из практики, подтверждающий, что об­манщицы такого рода живут в Аду, в восьмом круге, в первом рву.

В., миловидная женщина 36 лет, поступила в клини­ку с набором жалоб, описание которых заняло бы десять страниц. Я лучше перечислю те диагнозы, которые ей ставились в течение 16 лет ее болезни: хронический гас­трит, колит, нейроциркуляторная дистония по церебраль­но-гипертоническому типу, неврастения, депрессивный невроз с истерическими эмоциональными реакциями, психопатическое развитие личности. Ставился вопрос об опе­рации по поводу фибромиомы матки, которую невозмож­но было проводить из-за психического состояния боль­ной.

Дело оказалось в следующем. Она вышла замуж по любви, но испытывала отвращение к интимным от­ношениям. По совету врача во время близости она вела себя как страстная женщина, что только ухуд­шало ее состояние. Когда я предложил ей рассказать обо всем мужу, она категорически отказалась это сде­лать, и правильно, что отказалась. Мужчина, узнав­ший такое, чувствует себя насильником. Конечно, если бы она была правдива в самом начале, может быть, все сложилось бы иначе.

Психотерапевтическое лечение дало хороший резуль­тат. Все жалобы прошли. Опухоль заметно уменьшилась в размере. Вопрос об операции отпал.

К сожалению, подобные случаи нечасто попадают в поле зрения врачей. Вызывает недоумение точка зрения некоторых сексопатологов, которые рекомендуют такой обман. Ни к чему хорошему он не приводит, а обманщи­ца живет в Аду. Ведь фактически она подвергается на­силию (точнее, чувствует себя изнасилованной) два-три раза в неделю. Есть от чего сойти с ума. Болезнь стано­вится «выгодной», ибо избавляет от насилия.

Во втором рву восьмого круга мучаются торговцы святынями, а также грешные священники. Наверное, туда попал бы и партаппарат. А вот описание их мук:

Из каждой ямы грешник шевелил

Торчащими по голени ногами,

А туловищем в камень уходил.

У всех огонь струился под ступнями;

Все так брыкались, что крепчайший жгут

Порвался бы ...

В четвертом рву находятся прорицатели, в пятом — взяточники, мздоимцы, в шестом — лицемеры, в седьмом — воры, в восьмом — лукавые советчики (кстати, там Данте встретил Одиссея), в девятом рву — зачин­щики раздора, в десятом — подделыцики людей и фаль­шивомонетчики.

Кто хочет узнать об их муках, может сам прочитать «Божественную комедию». Я только хочу сказать несколь­ко слов о советах и советчиках. Врачу довольно часто приходится давать советы больным, и не только по ме­дицинским вопросам. К сожалению, многие мои коллеги дают советы, к которым больные на свою собственную беду и беду докторов, прислушиваются. Получается не так, как следует, а обвиняют потом медицинский кор­пус. В других работах я довольно подробно обосновы­ваю тезис, согласно которому давать советы не следует, и даже вывел правило: квалификация психотерапевта обратно пропорциональна количеству даваемых советов. Ведь наша задача — научить пациента самостоятельно принимать решение. Есть два вопроса, на которые до­лжен ответить сам человек: кем быть? и с кем быть? Меж­ду тем, в грех давать советы впадают очень многие. Я хочу предостеречь их. Не верите мне — прочитайте Данте.

И, наконец, девятый круг, в котором мучаются пред­атели. В свое время я написал статью, где показал прак­тическую важность этой проблемы. Приведу ее здесь с небольшими купюрами.

Наши рекомендации