Динамика взросления
Ступени взросления. Взросление - это постепенный переход от неконструктивных стратегий контакта к более здоровым, продуктивным. Процесс изменения включает в себя пять ступеней и одно глубинное изменение. Разделение на ступени позволяет сосредоточиться на какой-то определенной области и постепенно переходить от одной задачи к другой. Ступени взросления являются базовыми гештальтами, предполагающими начало изменения, его развитие, завершение и переход к новой позиции. Каждая законченная ступень представляет собой дискретный отрезок активности определенного вида. Человек может периодически возвращаться к уже пройденной ступени, иногда достаточно долго задерживается на ней.
Первая ступень - фокусировка на настоящем. Сосредоточьтесь на своем поведении. Попытайтесь осознать свое волнение, беспомощность, беспокойство, депрессию и зависимость своего состояния от других людей. Осознание наличия проблем: «У меня не ладится работа»; «Я плохо сплю» и т. п. - является стартовым моментом взросления.
Вторая ступень - осознание связи между настоящим и прошлым. Подумайте о том, что ваше настоящее поведение, возможно, во многом повторяет уже прожитые типичные ситуации. Какой-то затруднительный момент настоящего автоматически вызывает усвоенную в прошлом реакцию: сжимание кулаков, челюстей, ярость и т.п. Например, выразительный взгляд отца вызывал у ребенка спазм мускулов горла, удерживающий его от резкого ответа, крика, спонтанной реакции протеста. Сейчас, когда он стал взрослым, зажим голосовых связок появляется у него всякий раз, когда кто-то смотрит на него выразительно. Детские, сложившиеся во взаимодействии со значимыми людьми стратегии поведения (в данном примере - страх перед каждым пристальным взглядом), которые помогли выжить в прошлом, повторяются в настоящем, хотя давно уже стали неадекватными и ненужными. Однако ранний травматический опыт и сегодня оказывает свое негативное воздействие на человека.
Сложившийся в прошлом, но потерявший свою значимость сегодня механизм выживания подвергается осознанию и сомнению. Встает задача освобождения от этого сформировавшегося в детстве незавершенного гештальта. Сосредоточение внимания на спазмах в горле может привести к осознанию более глубинной боли и ярости. Повторное проживание этих чувств приводит к завершению гештальта.
Третья ступень - встреча с не законченными в прошлом гештальтами. Давайте теперь сосредоточимся на сущностном видении себя. Сейчас вы можете чувствовать боль, раздражение или ярость. Или, быть может, печаль, апатию, придавленность, вялость. Все эти чувства сигнализируют о незаконченности каких-то дел в прошлом и являются своего рода предварительными знаниями о вашей собственной сущности. Очень часто при этом обнаруживается и негативная самооценка, уничижительное отношение к себе: «Я не могу ничего сделать правильно»; «Меня не за что любить»; «Я не заслуживаю ничего хорошего» и т.п. Прояснение этого негативного к себе отношения, признание в обесцененном отношении к самому себя являются чрезвычайно важным на третьей ступени взросления.
Четвертая ступень - фокусировка на принятии жизненных решений. Теперь у нас есть выбор: остаться со своими негативными чувствами и представлениями о себе или принять решение изменить свою жизнь к лучшему. Это наш собственный выбор и наше собственное решение. Самый главный человек в жизни для нас - это мы сами, и поэтому сейчас важно научиться конструктивно использовать свои собственные ресурсы. Мы можем возродить утраченную или забытую потребность проявлять свою уникальность, активно участвовать в своей собственной жизни. Это жизнеутверждающее решение является ключевым моментом на пути к изменениям.
Настало время принять решение стать самодостаточным, т. е. достаточно сильным, чтобы оказывать помощь самому себе, жить жизнью, которая дана в том мире, который существует, с данными каждому от природы телом, способностями, переживая все уготованные на жизненном пути спады и подъемы, отвержения и препятствия, изменения и стрессы. Одни люди принимают это решение довольно бурно, а иногда и в открытой конфронтации к внешнему миру. У других оно бывает скрытым и только потом проявляется - в поведении, в энергетических затратах. Принятие решения - уже поворот к признанию жизни, как она есть. Это завершение четвертой ступени.
Пятая ступень - фокусировка на новом поведении. На этом этапе старые жизненные представления видятся в ином свете, с большей ясностью. Прорыв через процесс взросления можно называть смертью или умиранием старых представлений, старых верований, которые выступали в роли защитных механизмов против не переносимых в прошлом фоновых условий. Изменившиеся представления позволяют по-другому подойти к решению прежних проблем, используя вновь обретенные выборы. В этом опыте продуктивного решения старых и незнакомых проблем, требующем осторожности и внимательности, и происходит самое важное изменение: формирование новой системы верований.
Каждый человек нуждается в том, чтобы быть уважаемым, значимым, ценимым другими, знать и воплощать в жизнь свое собственное предназначение. Неудовлетворение этих потребностей ведет к заболеванию души. В ходе взросления мы создаем конструктивные представления о себе - человеке способном, достойном любви. Некоторые потребности могут оставаться по-прежнему неудовлетворенными, но по мере развития системы самоподдержки исчезает зависимость от других людей, их взглядов и мнений. В результате высвобождается истинная сущность человека, хранящая в себе его действительные потенциалы. И эта истинная способность любить, быть значимым, преодолевать трудности, жить в гармонии, которая скрыта в любом человеке, являясь частью его сущности, возникает и усиливается по мере преодоления старой, ограничивающей системы ценностей.
Человек начинает чувствовать границы или пределы старой системы верований. Научившись осознавать этот опыт, он обретает решимость преодолеть прежние ограничения. И постепенно установка «Я не могу ничего сделать правильно» превращается в «Кое-что я могу сделать хорошо, а кое-что действительно не получается». Позиция «У меня все плохо» постепенно превращается в позицию «Я благополучен и уверен в себе». Самым критическим в ходе этих изменений выступает момент, когда человек узнает и ощущает возможность стать действительно самодостаточным, способным поддержать самого себя, понять: в организме есть некая мудрость, на которую можно полагаться, рассчитывать, в которую можно верить. Такое доверие, требующее подчас достаточно длительного времени, возникает во время проживания нового опыта - в общении с психологом, с друзьями, коллегами и незнакомыми людьми.
Каковы бы ни были потребности и проблемы человека, прохождение всех этапов, или ступеней, взросления обычно осуществляется достаточно медленно и требует усилий. Иногда приходится перепрыгивать одну или несколько ступеней, а потом возвращаться на них вновь и вновь, сталкиваясь одновременно с несколькими незавершенными гештальтами, связанными с особенностями неадекватного восприятия, с тяжелыми событиями прошлого, с деструктивными верованиями или с проблемой осознания. В процессе взросления из всей этой богатой смеси возникает некая фигура или некий гештальт, обусловленный специфической системой потребностей человека. При этом у одних сердцевину гештальта составляет представление о своей сущности, у других фигура гештальта структурирована не столь явно. Но по мере продвижения от ступени к ступени постепенно возникает представление о своей сущности и возрастает потребность в ее совершенствовании.
Вместе с тем сама сущность не являет собой нечто фиксированное или статичное. Человек неоднократно сталкивается с тупиковыми ситуациями, что побуждает его постепенно двигаться за пределы неизвестного. Активность и интенсивность изменения своей собственной сущности нарастает медленно и постепенно. Выход из тупиковой ситуации пробуждает страхи, связанные с выживанием, активизирующие прежние самопораженческие, самоунижительные верования и поведение.
Встреча со страхом, его трансформация - самая деликатная часть процесса взросления. Преодолеть свой собственный страх, научиться использовать его энергию в конструктивных целях - задача особая, сложная, но разрешимая. Добраться до сути своих переживаний удастся лишь тому, кто готов признать, что любое сильное чувство: вина, обида, раздражение - всегда перемешано со страхом. Свидетельство тому - страшные сны, которые снятся время от времени каждому человеку. Причудливые формы и сюжеты снов свидетельствуют не только о богатстве внутреннего опыта человека, но и о том, что через сон подсознание дает нам возможность понять: страхи не только сильны; они преодолимы, ведь даже самые кошмарные сны заканчиваются счастливым пробуждением. А поэтому почему бы не отнестись к своим страхам конструктивно: как к силе, побуждающей искать выход из тупика, преодолевать старые границы.
Противопоставить страху можно лишь веру. Именно поэтому избравший для себя путь взросления нуждается в человеке, которому можно довериться. Обстановка безопасности и доверия помогает выйти за привычные границы своего Я, рискнуть опробовать нечто новое. Таким человеком может быть профессиональный психолог или просто друг, способный выслушать, понять, разделить чувства. В такие минуты не нужны ни советы, ни поучения. Для взросления необходимы внимание, поддержка, нежность, соприкосновение душ. Предельная искренность и надежность, готовность поддержать и проявить любовь - такое отношение рождает доверие. А доверяя себя другому, мы учимся доверять и самому себе. Если нас может выслушать и понять другой человек, в следующий раз проанализировать свои чувства можно и самому. Будет уже не так страшно.
Существуют два подводных камня на пути изменения и личностного роста. Первый - попытка улучшить себя, измениться во что бы то ни стало. Решив стать лучше, человек усиленно читает книги, делает упражнения, переходит на диету. Колоссальное количество энергии затрачивается на достижение некоего идеального образа улучшенного Я.
Можно потратить всю жизнь на достижение идеала, а процесс самоактуализации при этом так и не начнется. Поиски себя вне самого себя сопровождаются попытками скрыть свое несовершенство. Человек пребывает в постоянном конфликте: одна его часть стремится к совершенству, к роли победителя, выдвигает все новые и новые требования, другие подвергаются постоянному наказанию, сокрытию, осуждению. Те части личности, которым отводится роль неудачников, незаметно саботируют попытки к изменению и самосовершенствованию. Ожидания «победителя» очень часто расходятся с реальностью. «Неудачник», в свою очередь, тоже создает свою собственную реальность, предъявляя высокие требования к «победителю», будучи уверенным при этом, что такое состояние никогда не будет достигнуто. Поэтому человек всегда находит оправдания и извинения своим неудачам. При этом обе части - и «победитель», и «неудачник» - признают, что вообще-то измениться нужно. Защитные же механизмы при этом тщательно балансируют между двумя частями личности, саботируя осознавание и желание поэкспериментировать.
Другой путь, удерживающий человека от роста и изменений, - это страх перед теми катастрофическими ожиданиями, которые могут произойти, если он действительно позволит проявиться своей истинной сущности, рискнет почувствовать, испытать что-то, удовлетворить свои потребности, выразить истинные чувства и мысли и таким образом завершить гештальт. Находятся различные причины, удерживающие человека от решительного шага. «Если я выскажу ему свои чувства, он не поймет меня»; «Если я откажусь пойти с женой, она обидится» и т. п. Такие тактики характерны для человека, который не способен найти и поддерживать определенный баланс между своими собственными потребностями и требованиями окружающей среды. Последние - в силу особенностей его личности - оказывают настолько сильное давление, что не позволяют ему открыто выразить свои чувства, сказать о своих желаниях. На самом деле давление может быть и не настолько сильно, но из-за слабости личности воспринимается как невыносимое. Человек, ожидая катастрофических последствий, боится идти на риск и остается в бездействии.
Стадии взросления. Курс гештальттерапии состоит из четырех общих стадий. Существует достаточно обширная литература, описывающая теорию и практику гештальттерапии, однако разные авторы выделяют следующие стадии: установление взаимоотношений; глубокое изучение проблемы; выделение предстоящих шагов; поддержка.
На первой стадии - при установлении взаимоотношений - психолог выявляет, с какими проблемами пришел клиент, уточняет уровень понимания и осознания клиентом его проблем и интенсивность страха, испытываемого им в связи с предстоящими изменениями.
Эта стадия может занимать от нескольких минут до нескольких месяцев в зависимости от того, какими психологическими ресурсами располагает клиент и с какими проблемами он обратился. Готовность клиента и интенсивность его страха, способность к осознанию и навыки общения - все эти факторы влияют на количество времени, необходимого для прохождения первой стадии. Любое сопротивление клиента свидетельствует о достижении предела его готовности и понимания. Психолог должен быть достаточно гибким в том, каким языком разговаривать с клиентом, сколько времени потратить и какой тип контакта установить. Поддержка, обратная связь, самораскрытие - все это усиливает чувство безопасности клиента. Главный инструмент психотерапевта на этом этапе - внимание и сосредоточенность.
На второй стадии - глубокого изучения проблемы - клиент и психолог заключают взаимный контракт относительно желаемых целей и ожидаемых результатов. При этом могут быть оговорены обязательства сторон и все еще существующие барьеры в контакте.
На третьей стадии - выделения предстоящих шагов - возникает необходимость использования новых знаний и опыта, обретенных во время глубинного исследования проблем. Встает задача изменения привычных неконструктивных паттернов, осознанных на предыдущей стадии.
Четвертая стадия - поддержка. Она необходима и в ходе всех предыдущих стадий, и после того, как главная работа сделана. Психолог поощряет любые попытки человека добиться изменений, постепенно подводя взаимоотношения к логическому завершению.
Внутренние изменения в человеке обычно разворачиваются по прошествии определенного времени. Иногда курс психологической коррекции проходит по прерывающейся схеме. Какой-то материал проясняется и завершается, уступая место новому, требующему разрешения. Не все клиенты проходят изложенные стадии в обозначенном порядке. Все люди уникальны и описывают свои ситуации достаточно своеобразно.
Попробуем рассмотреть под этим углом зрения процесс взаимодействия педагога с воспитанниками.
На первой стадии необходимо установить доверительные взаимоотношения. Педагогу, в отличие от психолога, не нужно выявлять проблемы того, кого он учит, но допустить, что у каждого ученика есть масса проблем, может каждый педагог. Эти проблемы не только мешают учащимся сосредоточиться на изучаемом материале; они могут стать препятствием на пути к взаимопониманию. А если рассматривать процесс усвоения новых знаний как процесс изменения, а именно так оно и бывает, то мы можем предположить, что многие ученики испытывают страх разной степени интенсивности в связи с предстоящими изменениями. Установление доверительных взаимоотношений требует усилий и времени. Способность педагога осознать интенсивность своих собственных страхов, своего сопротивления на пути к доверию к тем, кого предстоит учить, навыки общения - все эти факторы весьма значимы для взаимопонимания. И здесь педагогу понадобятся и гибкость, и психологическая компетентность. Психологические методы, например: внимание, поддержка, обратная связь и другие, помогут любому педагогу усилить чувство безопасности своих учеников.
Заключить взаимный контракт относительно желаемых целей и ожидаемых результатов - особый этап не только для гештальттерапии. Оговорить обязательства сторон весьма полезно и в педагогическом взаимодействии. И только после этого целесообразно переходить к конкретным шагам, ведущим к задуманному результату.
Гештальттерапия существенно отличается от других подходов своим пристальным вниманием к стратегиям и паттернам поведения человека. При этом наиболее сильными воздействиями считаются экзистенциальные, эмпирические и чувственные. Экзистенциальные воздействия - это воздействия на уровне «здесь-и-сейчас». Эмпирическое воздействие основано на знании, которое возникает в процессе осознания явлений. Чувственное воздействие помогает родиться убеждению, что самую важную правду о себе мы узнаем, только открывая ее сами.
Возьмем типичный пример из школьной практики.
Сережа, не очень успешный ученик VII класса, сидит за партой. Вроде работает, пишет что-то в тетради. При этом голени его ног ритмично подергиваются. Он старается не стучать, но иногда забывается. Все тело его - в постоянном движении, ни минуты покоя. Обычно учитель делает замечание типа: «Сережа, сядь как следует». В лучшем случае подойдет, попытается успокоить ученика прикосновением или взглядом. Но так или иначе попытается подавить потребность в интенсивном движении тела.
С точки зрения гештальттерапии полезнее было бы помочь ребенку осознать и признать этот личностный опыт и на основе этого активизировать его ресурсную систему через сознательный ответственный выбор, который усиливает и улучшает контакты.
Осознание и признание личностного опыта являются центральными составными частями завершения неоконченных гештальтов. Осознание того, что было подавлено, вытесняется из сознания, приводит к чувству завершенности или, по крайней мере, к осознанию необходимости завершить неоконченный опыт. Сама необходимость завершения гештальтов может возникать в ходе взросления несколько раз. И в каждом случае завершение гештальта проходит четыре этапа: выражение, дифференциацию, подтверждение или признание, выбор или интеграцию. Рассмотрим каждый из них.
Открытое выражение внутреннего опыта является первым шагом завершения гештальта. Каждый человек - целостное динамическое существо; даже если его опыт представлен фрагментарно, он выражает различные аспекты своего Я с помощью слов, тона голоса, образов или движений тела. Все эти аспекты тем или иным образом представляют его внутренний опыт. Попробуем понаблюдать за внешними проявлениями, например: постукиванием ноги, резким напряжением голоса, приподнятыми плечами, и усилить осознание учеником этих внешних проявлений внутреннего беспокойства. При этом полезно подумать и о том, что ученик либо знает, либо может обнаружить значение своих внешних проявлений.
Например, в случае с Сережей движения ноги сигнализируют о каком-то внутреннем глубинном процессе. Педагог может предложить ученику обратить внимание на то, о чем «говорит» его нога. Сделать это надо тактично, деликатно, чтобы не вызвать насмешек одноклассников. Сережа может согласиться посмотреть более пристально на этот аспект своего поведения и на тот внутренний процесс, о котором сигнализирует движение ноги.
Дифференциация - второй этап завершения гештальта. Смятение, волнение, беспокойство или протест, которые может обнаружить Сережа, осознавая свои движения, свидетельствуют о том, что он переживает состояние внутренней борьбы, о которой, собственно, и говорит его тело. Чтобы разрешить этот внутренний конфликт, необходимо дифференцировать его стороны. При этом в первую очередь необходимо признать, что этот конфликт существует, и выделить составляющие его элементы. Следующий важный шаг - признать каждую из этих враждующих частей себя. Это признание вытесненных, игнорируемых частей личности и является, собственно, целью дифференциации.
При этом самым первым методом, который можно использовать, является эксперимент. Формы его могут быть самые разные. Например, Сережа может четко представить себе различные части своей личности. Или педагог привлекает внимание ученика к движению ноги и просит совершать это движение быстрее, наращивая его интенсивность. Или можно предложить взглянуть на ногу как обладательницу своей собственной жизни и голоса. Форма эксперимента зависит от творческих способностей педагога.
Творческий педагог обладает хорошим чувством времени, способен обнаружить, на чем можно «зацепить» ученика, задеть его эмоции, способен подтолкнуть, убедить сделать необходимую работу. Мудрость педагога состоит в его способности предвидеть, когда дать ребенку возможность побыть в смятении, сколько времени продержать его в этом состоянии, чтобы он смог ощутить разницу между этим состоянием замешательства и последующей ясностью.
Например, Сережа может осознать, что постукивание ноги — это выражение его нежелания заниматься математикой, которое не выражается ни голосом, ни словами, ни позой, а только постукиванием ноги. Вероятно, протест подавляется. И когда он позволяет себе осознать это чувство, экспериментируя с ногой, он тем самым осознанно относится к своему беспокойству, учится отличать его от остальных своих мыслей и поведения, которые выражаются словами или тоном голоса.
Подтверждение - следующая стадия разрешения гештальта. Педагог вдохновляет ученика на то, чтобы он принял различные части своей личности, отдифференцированные на предыдущей стадии. Иногда вместо слова «подтверждение» используют термины «принятие» или «идентификация с ...». На этом этапе человек «сливается» со своим собственным опытом, признавая ценность и значимость обнаруженной части личности, отвергаемой ранее. Иными словами, он «воплощается в самом себе», даже если ему не очень нравятся последствия или результаты той части личности, которая вдруг обнаружена. «Я - это моя нога. И мне плохо. И мои беспокойные движения - это тоже я, скрывающее от учителя нежелание учиться». Оба эти утверждения истинны, хотя, быть может, и неприятны для педагога.
Осознание внутренних противоречивых элементов порождает осознание определенных жизненных паттернов, которые до этого были скрыты и порождали проблему. Так, ученик может осознать, что в поисках внимания, заботы и любви он все время пытался доказать родителям, что старается учиться, тогда как на самом деле все ему давным-давно надоело. Или, например, ученик может ощутить себя шестилетним ребенком, которого всю жизнь отвергали. Такие жизненные паттерны весьма часто встречаются. И любой подобный паттерн может обнаружить себя в простом постукивании ноги.
Подтверждение состоит в том, чтобы признать правомерность существования каждой из конфликтующих сторон. Чтобы они ни делали, они при этом преследуют какие-то важные для человека цели. Обнаружить их и признать их значимость - центральный момент стадии подтверждения. Важно сказать каждой из обнаруженных частей личности: «Все, что ты делаешь, правильно! Ты имеешь право на переживаемые чувства, какими бы они ни были». Даже если человек при этом не всегда чувствует себя хорошо из-за негативных результатов, причиняемых отвергаемым ранее поведением, важно просто словесно признать, подтвердить приемлемость и значимость любого личностного проявления.
Такое словесное признание постепенно позволит человеку прийти к большей ясности, высвободить силу, которая раньше уходила на подавление какого-то проявления, самоосуждение или самооправдание. Принятие самого себя постепенно приводит к состоянию интеграции и гармонии с самим собой.
Еще один важный аспект стадии подтверждения - осознание человеком ответственности за то, что с ним происходит. Так, например, он говорит: «Я - это моя нога, и мне плохо. Я не несу ответственности за поведение родителей, которые заставляют меня учиться. Но я несу ответственность за свою собственную реакцию, за то, что мне плохо». Или он может сказать: «Я ответственен за то, что не люблю учиться. Я не несу ответственности за те требования, которые мне предъявляют учителя и родители, но я отвечаю за свое собственное восприятие этих требований и за то, как я их принимаю, что я делаю, пытаясь противостоять их требованиям». Как указывал Ф. Перлз, корнем слова «ответственность» является «ответ», т. е. способность выбирать определенные реакции, ответы на воздействия окружающей среды. Педагог помогает ученику быть искренним по отношению к самому себе и осознать пределы своей личной ответственности.
Примирение и выбор - заключительный этап работы, направленной на завершение гештальта. Когда человек ясно представляет себе свои противоречивые части личности и принимает их, он обретает свободу: он способен сам выбирать то поведение, которое приведет к примирению и выбору. Однако на этой стадии, когда поведение еще не сформировано и четко не скоординировано, люди чувствуют себя неловко, неуклюже, мир кажется им не таким, каким он обязан быть.
Здесь необходимо помочь ученику преодолеть сосредоточение только на самом себе и обратить внимание на то, какие реакции вызывает его поведение у других людей. Каким бы ни было новое поведение, оно имеет право на существование и поэтому будет правильным. Однако педагог учит ученика осознавать то, что он делает, как он это делает и какие последствия вызывает его поведение. При этом усилия направлены на то, чтобы оставаться самим собой, а не пытаться быть таким, каким на самом деле человек не может быть.