Подходы к оценке эффективности организации и эффективность организационного поведения.
Основные принципы понимания организационных процессов.
В организации постоянно протекают сложные внутренние процессы, в которых выражается ее функционирование и развитие. Суть функционирования состоит в достижении организационных целей на основе использования и преобразования окружающей среды и ее элементов; при этом организация сохраняет себя как целое в первоначальном виде.
Принципы:
Системная двойственность организационных процессов: натуральное и рациональное, социальное и техническое, открытость и закрытость, формальное и неформализованное. Масштабность организационных процессов: микро-, мезо- и макропроцессы.
Поведение людей как основная составляющая организационных процессов. Отношения и субъекты организационного поведения: личность, индивид и группа (микроуровень); должностные лица и сотрудники, междепартментальные отношения (мезоуровень); отношения между официальными представителями, отношения между отдельными организациями (макроуровень).
Роль и место организационного поведения в процессах, протекающих в организации.
Организационное поведение как наука и как область для изучения состоит из двух составляющих:
поведение организаций как таковых, проявляющееся по отношению к людям и группам внутри организации и к субъектам внешней среды организации; поведение людей в этих организациях, проявляющееся по отношению друг к другу и к организации в целом. В большинстве отечественных исследований человеческое поведение понимается как совокупность совершаемых человеком поступков. Организационное поведение проявляет себя в следующих формах, аспектах, явлениях:
- поведение индивидуумов как членов организации;
- поведение групп, команд и других организационных группировок, характеризующихся общением "лицом к лицу", таких как клики или кружки друзей;
- поведение взаимосвязанных группы организаций;
- поведение организации во внешней среде и т.д.
Эффективное достижение поставленных в организации целей предполагает диагностику и управление организационным поведением, что и является практической стороной соответствующей науки.
Одно из распространенных определений менеджмента в странах с развитым рынком - это "процесс планирования, организации, мотивации и контроля для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации через других людей". Но "в общих чертах цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, - это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация". Это означает, что объектом управления являются все виды используемых ресурсов. В хозяйственной организации имеются живые системы трех видов: человек, группа (социальная общность), сама организация в целом как коллектив и как "единство материального и социального" (А. Файоль).
Все они уникальны, находятся в постоянном развитии и взаимодействии друг с другом и с меняющейся окружающей средой.
Подходы к оценке эффективности организации и эффективность организационного поведения.
В контексте ОП эффективность определяется как оптимальное соотношение производительности труда, удовлетворенности работников, конкурентоспособности организации и развития и определяется рядом критериев: краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными.
Краткосрочные критерии эффективности – критерии, оценивающие положение дел в организации за короткий промежуток времени. К ним относятся: продуктивность, качество, гибкость, удовлетворенность.
Среднесрочныекритерии эффективности отражают более продолжительный временной горизонт по сравнению с краткосрочными.
Долгосрочный критерий эффективности деятельности организации– способность организации сохранять свое положение внутри среды, т. е. ее выживание.
Критерии оцениваются набором показателей, которые можно измерить.
Источники организационной эффективности представляют собой сложное взаимодействие индивидуальной и групповой эффективности с учетом синергетического эффекта. Кроме того, на организационную эффективность оказывают воздействие внешние условия существования организации.
Индивидуальная эффективность – результат выполнения работником поставленных задач с учетом затрат на их реализацию.
Групповая эффективность представляет собой результат совместной деятельности по достижению поставленных целей.