Быть волонтером почетно и интересно
В работе кризисных центров и Телефонов доверия участвуют как штатные (оплачиваемые) сотрудники, так и добровольные помощники (волонтеры), играющие очень важную роль в их деятельности. Кроме того, что привлечение бесплатных помощников помогает центру сэкономить деньги, волонтерский труд вносит в работу реальное ощущение поддержки общественности. Это как пожертвование: кто-то жертвует деньги, кто-то делится вещами или продуктами, кто-то готов потратить свое время и помочь начинанию, не имея лишних денег или вещей.
Перед организациями, работающими с волонтерами или намеревающимися их привлечь, встает несколько проблем: что заставляет людей работать бесплатно в сложной экономической ситуации, требующей мобилизации всех сил для зарабатывания денег? Как обеспечить постоянный или более стабильный состав волонтерской группы? Удобно ли в ситуации, когда сотрудники получают заработную плату, требовать хорошего качества работы, выполняемой бесплатно? Как обеспечить дисциплину при добровольно взятых обязательствах?
Тревоги организаторов можно понять, учитывая ответственность, которую берут на себя кризисные центры. Ведь речь идет о соблюдении анонимности, конфиденциальности, о тактичности, о подготовленности всех участников работы центра, где экстренные ситуации требуют надежности и точности. Здесь предлагаются некоторые идеи, которые, быть может, помогут сотрудникам кризисных центров почувствовать себя более уверенными и компетентными в этой ситуации. Их также можно положить в основу управленческого тренинга по данному вопросу.
Позовите — и к вам придут
При наборе волонтеров очень важно, чтобы было четко сформулировано: кто, зачем и когда нужен. Несмотря на сложную ситуацию 8 экономике, большинство призывов о помощи не остается без ответа. Здесь важно пробовать и анализировать результаты, а также работать с прессой для повышения престижа и значимости волонтерского труда.
Следует учесть и свой опыт: не может быть, чтобы вы никогда не помогали бесплатно. Вспомните, что заставило вас откликнуться на просьбу. Безусловно, вы найдете два-три аргумента для газетного объявления, выступления, подыщете слова, чтобы убедить своего друга немного помочь вам для начала.
Вы работаете за деньги?
Работа в некоммерческой организации никак не может быть прибыльной, даже если она неплохо оплачивается. Платным сотрудникам стоит помнить, что их заработная плата означает лишь то, что на них лежит большая ответственность и у них меньше свободы выбора, чем у волонтеров. Последние могут помогать ровно столько, сколько хотят, штатные сотрудники имеют обязательства. Поэтому не стоит стыдиться, что они получают деньги за эту же работу, еще и потому, что заработок — не единственный мотив, который гонит человека на рабочее место. Можете ли вы назвать другие? Мы знаем не меньше пяти:
1. Осмысленное структурирование жизни.
2. Самореализация, повышение уверенности в себе.
3. Получение новых знаний и умений.
4. Расширение пространства общения, новые контакты.
5. Применение своих невостребованных способностей.
Можете ли вы продолжить этот список? Замечаете ли вы тот факт, что заработок — не более одной шестой в этом море аргументов? Конечно, важно иметь материальную стабильность и даже комфорт. Но как вы думаете: сколько человек в мире имеют такую работу, чтобы были удовлетворены все указанные потребности? Ответы бывают разные, но больше 30 % никто не называл. Ясно, что, выбирая работу приходится чем-то жертвовать из этого списка.
Можно предположить, что, во-первых, почти у каждого человека есть некая неудовлетворенность, зона «невостребованности» и. во-вторых, многим просто не приходит в голову, что работать можно бесплатно и какие-то из потребностей удовлетворить в волонтерском труде. Как бы там ни было волонтером человек становится добровольно и, следовательно, нуждается в самореализации. Это не «одолжение», а развитие личности, восполнение.
Для окончательного избавления от комплекса штатные сотрудники могут дополнительно к рабочим обязанностям делать что-то бесплатно или иногда оказывать волонтерскую помощь другим организациям.
Волонтер — это не смешно
Одна из постоянных проблем — прагматизация сознания бывших советских людей, негативная оценка прежнего «трудового энтузиазма» и «общественной работы». Призыв поработать бесплатно в принципе может быть оценен как апелляция к "Тимуру и его команде" (в самой идее, кстати, нет ничего плохого до ее идеологизации и вырождения н формальность).
Чтобы избежать этих параллелей, стоит активно информировать общественность о ценности волонтерского труда, искать позитивные ассоциации (история российской благотворительности и милосердия, западное волонтерство, волонтерство как реализация духовного развития, как способ повышения качества жизни). Для некоторых людей мотивом являются религиозные убеждения.
Работая с волонтерами, важно благодарить их за помощь и постоянно отмечать рост их умения и компетентности, вовремя замечать тревогу, неуверенность, появление проблем, оказывать поддержку. Если человек чувствует свою необходимость и ощущает рост самооценки, самоуважения, то ему не так легко уйти из работающей группы.
Нередко волонтер становится мишенью для насмешек со стороны близких или коллег по основному месту работы. Близкие могут быть обижены тем, что им достается меньше внимания, на службе человека могут считать неделовым, слишком участливым. Стоит подумать о звонке или благодарственном письме на работу или домой, в котором бы отмечалась социальная значимость труда волонтера, а также его деловые и человеческие положительные качества.
Волонтерская работа безвозмездна, но это не значит, что нет места для небольшого вознаграждения, подарка, некоторых социальных льгот: бесплатного питания или проезда , покупки продуктов и товаров по низким ценам и т.д.
Партнерство на равных
Приходилось сталкиваться с тем, что волонтеров смущает не столько отсутствие заработка, сколько невидимый барьер между сотрудниками и бесплатными помощниками. Когда волонтеры не ощущают равноправия в жизни организации, им начинает казаться, что они люди второго сорта. Падает дисциплина, обязательность. исчезает мотивация к успешному труду. Это происходит тогда, когда штат принимает решения, не спрашивая волонтеров, не приглашаетих на совещания по важным вопросам, предоставляет худшие, недостаточно обеспеченные необходимым рабочие места. Организация может искать приемлемую форму участия волонтеров в принятии решений. В некоторых организациях штат имеет лишь совещательный голос, а коллектив волонтеров — решающий, что позволяет им ощутить свою причастность и ответственность.
Важно, чтобы волонтеры прошли достаточное обучение и инструктирование и обрели таким образом внутреннее право на помощь человеку в сложной ситуации без страха причинить вред. Однако обучение не должно сводиться к «натаскиванию» или перенасыщаться академическими знаниями. Не менее половины времени рекомендуется потратить на выявление и развитие собственных возможностей. Предпочтение следует отдать групповым тренингам, дискуссиям, разыгрыванию возможных ситуаций, отработке навыков контроля над эмоциями, уверенности, выработке деликатности по отношению к чувствам других людей. Очень важно также научить волонтеров соблюдать правила безопасности и следить за перегрузками.
Быть волонтером — весело!
Не будем забывать, что один из мотивов, который побуждает людей быть волонтерами, - новые возможности познакомиться и подружиться со сверстниками или людьми противоположного пола. В рамках неформального общения можно организовать веселые вечеринки, где есть место шуткам, танцам, легким спиртным напиткам, куда можно пригласить родителей или друга. В такой ситуации уместно похвастаться новым платьем или принести свои любимые кассеты, гитару, устроить выставку картин или каких-то изделий, угостить пирогом собственного изготовления или экзотическим салатом. Важно, чтобы штатные сотрудники центра принимали участие в подобном времяпрепровождении, ощущая себя не начальниками» среди подчиненных, а на равных, шутили, танцевали, веселились вместе со всеми.
Неплохо, если об одном из подобных вечеров будет сообщено в прессе, его покажут по ТВ, особенно если при этом скажут теплые слова о волонтерах, вручат им подарки.
Неформальное общение волонтеров расширяет возможностиих духовного роста. Такие вечера можно использовать для прослушивания классической музыки, проповеди или для медитации, дискуссии на общефилософские темы, обсуждения произведений искусства. Примером может послужить клуб волонтеров одной из кризисных служб Екатеринбурга - центра «Анима».
ГЛАВА VI.
ЗАКОН НА ВАШЕЙ СТОРОНЕ