Формулирование выводов и контроль результативности беседы
На этом этапе инициатор общения осознает факт достижения цели общения или убеждается в наличии причин, по которым оно должно быть прекращено без достижения ожидаемого результата
Для отдельных видов управленческого общения, направленных на оказание воспитательного воздействия, убеждение, формирование мотивов деятельности, обучение и т.п., целесообразно подведение итога беседы в виде четко сформулированных выводов, понимаемых и принимаемых собеседником. Кроме того, целесообразно по возможности проконтролировать результативность общения. С этой целью можно использовать следующие приемы:
· - поинтересоваться, как подчиненный намерен поступать в какой-либо определенной ситуации, требующей проявления тех качеств, на формирование которых была направлена беседа,
· - выяснить отношение или оценку собеседником реальных поступков и действий коллег,
· - предложить собеседнику сформулировать выводы состоявшейся беседы.
Вместе с тем, следует помнить, что результативность общения, например, беседы воспитательного характера зачастую можно оценить только исходя из практической деятельности подчиненного.
Завершение беседы.
Этап завершения управленческого общения носит различный характер в зависимости от того, достигнута ли его цель. Если, по мнению руководителя, задача решена, тоегозавершение содержит общепринятые (в рамках этикета) элементы ритуала прощания с высказыванием благодарности за участие в беседе.
Если цель беседы не достигнута, но руководитель принял решение продолжить ее после устранения причин, препятствующих ее результативности, подчиненному целесообразно дать конкретные задания по подготовке к следующей беседе которая будет продолжением настоящей. Содержанием такого задания может быть изучение определенного теоретического материала, выяснение реальной обстановки на каком-либо участке работы, проработка правовой и нормативной базы своей деятельности, обдумывание и оценка хода настоящей беседы и своей позиции в ней и т.д.
Завершая рассмотрение последовательности процесса управленческого общения, необходимо подчеркнуть, что нельзя терять связь между его различными этапами, они не должны выглядеть обособленными частями, переход от одного этапа к другому должен быть логичным и естественным также выбор средств общения и психологического воздействия на партнера.
Возврат к началу страницы.