Формулирование выводов и предложений. Подведение итогов исследования

Сбор фактического материала является важным этапом науч­ной работы. Но нельзя слишком долго задерживаться на этом эта­пе за счет времени, запланированного для подведения итогов ис­следования и формулирования основных выводов. Лучше собрать меньше материала, иметь меньше эмпирических фактов, но дос­таточно глубоко и всесторонне их проанализировать, теоретичес­ки обосновать, превратить в научные факты, обобщить их, сде­лать убедительные выводы и дать рекомендации для практичес­кой области гимнастики, физического воспитания. В дальнейшем по мере необходимости можно собрать недостающий материал.

Перед подведением итогов исследования весь материал внима­тельно просматривается и располагается в логической последова­тельности.

При подведении итогов и формулировании основных выводов не следует бояться смелых предположений, даже если они расхо­дятся с данными других исследований. Основное внимание уделя­ется совершенствованию методики обучения, спортивной трени­ровки, воспитанию гимнастов, развитию у них способностей, необходимых не только в гимнастике, но и в учебной, будущей профессиональной деятельности.

При формулировании выводов нужно руководствоваться сле­дующими рекомендациями:

1. Выводы делаются на основании обобщения полученных в исследовании научных фактов.

2. Анализируя фактический материал, можно прийти к неожи­данным результатам, на основании которых формулируется об­щий вывод.

3. Выводы должны основываться на неопровержимых, точно установленных фактах. Могут быть сделаны и предположительные выводы, требующие, по мнению автора, дополнительной про­верки.

4. Выводы должны быть краткими и излагаться в утвердитель­ной форме. Примеры в выводах не приводятся.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной ра­боты по гимнастике оценивается следующими показателями.

Теоретическая значимость очень высокая. Результаты исследова­ния подтверждают совершенно новые теоретические подходы, взгляды, идеи в области обучения гимнастическим упражнени-

ям, их использования в оздоровительных, воспитательных и при­кладных целях.

Разработана целостная теория, определены принципы приме­нения теоретических положений на практике, на их основе даны рекомендации. Выводы теоретически и экспериментально подтверж­даются.

Открываются новое направление исследований в области гим­настики и смежных с ней дисциплин, перспективы для приклад­ных исследований.

Теоретическая значимость высокая. Результаты исследования дополняют, развивают, вносят новые элементы в существующие взгляды, идеи, подходы в области обучения гимнастическим уп­ражнениям, применения их в оздоровительных, воспитательных, прикладных целях.

Разработана теория, определены принципы применения тео­ретических положений на практике, выводы подтверждены тео­рией и материалами исследований.

Открываются перспективы для прикладных исследований в области гимнастики.

Теоретическая значимость удовлетворительная. Результаты ис­следований уточняют отдельные положения в области обучения гимнастическим упражнениям, их использования в оздоровитель­ных, воспитательных и прикладных целях.

Выдвинуты отдельные теоретические положения, имеющие значение для практики. Выводы частично подтверждены теорией и экспериментальным материалом. Открываются перспективы для решения отдельных частных вопросов в области гимнастики.

Критериями практической значимости исследовательской ра­боты являются следующие.

Практическая значимость очень высокая. Результаты исследова­ний важны для всей области применения средств и методов гим­настики: обучения, воспитания, оздоровления, профессиональ­ной и спортивной направленности и др.

В результатах исследований заинтересованы очень широкие круги пользователей. Масштаб внедрения их может выходить за рамки гимнастики. Они могут использоваться с оздоровительной, лечеб­ной, воспитательной, спортивной, военной, профессиональной направленностью. Результаты исследований готовы к внедрению в практику, разработаны нормативные материалы, программы, учеб­ники, предписания к деятельности учителя.

Практическая значимость высокая. Результаты исследований важ­ны для решения общеметодических вопросов гимнастики. В резуль­татах заинтересованы широкие круги пользователей. Внедрение их в практику целесообразно в области оздоровительных, образова­тельных, воспитательных, прикладных мероприятий, целесообразно экономически. Результаты исследований готовы к внедрению.







Практическая значимость удовлетворительная. Результаты ис­следований важны для решения частнометодических вопросов в области обучения, воспитания, оздоровления, применительно к определенному виду спортивной и профессиональной деятельно­сти. В них заинтересованы некоторые группы пользователей. Ре­зультаты исследований в основном готовы к внедрению в практи­ку, разработаны методические рекомендации, указания.

Эффективность методических рекомендаций определяется сле­дующими показателями.

Высокая эффективность. Рекомендации имеют значительные преимущества перед существующими и обеспечивают достиже­ние более высокого уровня знаний, умений, навыков в области гимнастики, применения ее средств и методов в воспитательных, оздоровительных, прикладных целях; существенно сокращают время обучения гимнастическим, профессиональным двигатель­ным действиям; обеспечивают развитие способностей, необходи­мых занимающимся в учебной, спортивной, профессиональной деятельности.

Средняя эффективность. Методические рекомендации (разра­ботки) имеют заметные преимущества перед существующими.

Незначительная эффективность. Методические рекомендации позволяют добиться несколько более высоких результатов по срав­нению с существующими.

Оформление научного труда

К литературному оформлению работы приступают, когда ис­следование по существу уже закончено, подведены итоги, сдела­ны соответствующие выводы, составлен план и остается лишь полученные результаты изложить на бумаге. Литературное оформ­ление требует большого творчества, в ходе которого высказанные суждения, сделанные выводы могут уточняться, развиваться и обогащаться новыми идеями. Для того чтобы хорошо оформить научный труд (диссертацию, дипломную, курсовую работу, ста­тью, отчет и др.), нужны сила воли, усидчивость и терпение.

А.Н.Толстой в обращении «К молодым писателям» отмечал: «Опыт каждого из нас говорит: процесс писания — это процесс преодоления. Преодолеваешь материал — преодолеваешь и самого себя. Процесс писания все время прегражден препятствиями, че­рез которые вы должны перелезть. Вам все время трудно. Не быва­ет никогда, ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы «лилось из-под пера». Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит». И здесь же он отмечает, что «через препятствие нужно не лезть со скукой, а лететь окрыленно».

Сосредоточенность мысли при литературном труде Ф.М.Дос­тоевский выразил в следующих словах: «Когда пишу что-нибудь,

то думаю об этом и когда обедаю, и когда сплю, и когда с кем-нибудь разговариваю».

Для написания работы можно предложить способ, который заключается в том, что рождающиеся мысли оформляются в пись­менном виде без тщательной их обработки. Не надо при этом бо­яться, что будет употреблено неудачное слово или фраза будет не совсем гладкой. Это не повредит творческому процессу. Зато на следующем этапе написания работы можно приступить к тща­тельному редактированию текста.

Ценность научной работы в значительной мере зависит от того, насколько правильно в ней выделены важнейшие для данной темы вопросы, проанализирована сущность их содержания, по­казана взаимосвязь явлений, доходчиво и ярко выражены мысли ее автора. В тексте работы проводится четкая грань между глав­ной мыслью и аргументами, между исходными положениями и выводами. В целом работа должна быть логичной и понятной. Цен­ность научного труда определяется содержанием, а не объемом.

При написании любой научной работы можно использовать литературные источники. При этом обязательно надо делать на них ссылки.

Материал исследования должен излагаться так, чтобы каждое выдвигаемое положение было убедительно обосновано, чтобы изложение велось в строгой последовательности и из одного по­ложения логически вытекало другое. Это возможно при правиль­ной композиции работы.

Под композицией в широком смысле понимается правильная структура работы, определенная последовательность материала, деление его по отдельным частям, главам, соразмерность в их изложении.

Под композицией в узком смысле понимается последовательное изложение мыслей автора внутри каждого параграфа и даже абза-I Ца. Такая подача материала предполагает логичное его изложение. Удачная композиция возможна в том случае, если автор глубоко овладел темой и четко представляет себе определяющую идею работы. Эта идея должна пронизывать все изложение. Она дает возможность автору каждую мысль, каждое новое положение орга­нично вводить в ткань повествования.

Форма изложения материала должна быть убедительной, про­стой, доступной. Следует избегать ссылок на себя, а также таких выражений, как «по нашему мнению», «мы считаем» и т.п. Не стоит применять выражения, носящие характер самовосхваления: «как нами уже доказано», «наш опыт неопровержимо свидетель­ствует» и т.п.

Общий тон утверждений должен быть скромным и основы­ваться не на личном мнении автора, а на доказательствах и логи­ческой последовательности изложения материала.





Формулирование выводов и предложений. Подведение итогов исследования - student2.ru

В определении названия работы и отдельных ее частей следует соблюдать чувство меры. Заглавие должно соответствовать содер­жанию и передавать его по возможности точно, не суживая и не расширяя рамок работы.

Требования, предъявляемые к языку и стилю

Язык является важнейшим средством общения людей и сред­ством выражения мысли.

«Язык — это след гигантского производительного труда чело­веческого общества. Это отложенные кристаллы миллиардов тру­довых движений, жестов и вызванной ими духовной энергии. Все сложные движения, рожденные в глубине нашего существа, по­лучают форму в языковом определении. Язык — это орудие мыш­ления. Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно», — так говорил по поводу языка А.Н.Толстой на первом Всесоюзном съезде писателей.

Чтобы научиться правильно писать, нужно систематически овладевать сложной и многогранной техникой изложения мыслей. Недаром говорят: кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Не зная языка, правильно, красиво и просто не напишешь.

В манере изложения автора отражается его кругозор и общее развитие. Причиной непоследовательного, запутанного изложе­ния является неясность мысли автора, слабое знание того, о чем он пишет.

В работах по гимнастике нужно использовать принятую гимна­стическую терминологию, объясняя при этом специальные тер­мины из смежных наук. Правильное применение терминологии избавляет работу от излишних пояснений, делает ее доступной читателю. Со временем терминология может изменяться и уточ­няться, поэтому надо применять наиболее современные терми­ны, выдерживая единство в их написании на протяжении всего изложения. Устаревшие или малоизвестные термины следует по­яснять. Надо избегать непонятных слов, сложных фраз, бессодер­жательных, трафаретных выражений, уродующих текст и оттал­кивающих читателя.

Краткость делает язык доступным и понятным, она освобож­дает его от всего лишнего. Поэтому писать следует так, чтобы сло­вам было тесно, а мыслям просторно. Надо оставлять в работе только самое необходимое, не перегружать ее данными, не отно­сящимися к теме, избегать повторений.

Доходчивость изложения достигается конкретностью содержа­ния, удачным преподнесением фактов, ясностью и последова­тельностью повествования. Этому же служат логичность и убеди­тельность, популярность и простота языка. Истинная красота языка заключается в простоте, а не в вычурности выражений. Предло-



Формулирование выводов и предложений. Подведение итогов исследования - student2.ru

жения должны четко формулировать мысль и в то же время быть легкочитаемыми и благозвучными.

Чтобы научиться правильно писать, следует систематически обогащать свой словарный запас специальными терминами, по­нятиями. Значение слов и понятий, несущих большую смысловую нагрузку, полезно уточнять в словарях, справочниках.

При чтении следует обращать внимание на то, как автор изла­гает свои мысли, как группирует их в абзацы, по какому принци­пу делит повествование на параграфы, главы.

Исследователю приходится доказывать истинность своих суж­дений и опровергать те, которые он считает ложными.

Доказательство — это логическое действие, в процессе кото­рого истинность какого-либо суждения обосновывается с помо­щью других суждений, доказанных практикой. Практика — крите­рий истины. Любое доказательство содержит тезис, довод и спо­соб доказательства.

Тезис — это то, что требуется доказать. Например, надо дока­зать, что мышечную силу у детей, женщин и пожилых лиц можно развивать с помощью упражнений с небольшими отягощениями.

Довод — это мысль, которая приводится с обоснованием тези­са, например: «При развитии мышечной силы с помощью упраж­нений с небольшими отягощениями, но выполняемыми с пре­дельной скоростью и до утомления, происходят те же положи­тельные изменения в центральной нервной системе и в работаю­щих мышцах, что и при работе с большими, околопредельными и максимальными отягощениями, но их отрицательные влияния исключаются».

Способ доказательства — это подтверждение или опроверже­ние тезиса объективными умозаключениями и практикой. Напри­мер: «Изложенный выше метод развития мышечной силы согла­суется со вторым законом динамики в следующей форме его вы­ражения: F = т- атах, с литературными данными по морфоло­гии, биохимии, физиологии, психологии, со специальными ис­следованиями и опытом передовой спортивной практики».

Последовательность выполнения научной работы показана на рисунке 127.

Часть вторая ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ГИМНАСТИКИ

Наши рекомендации