Анально-садическая (между 2 и 4 годами)
3. Фаллическая (между 4 и 6 годами)
Латентный период (от 5-6 лет до пубертата) Генитальная стадия
4. собств. Генитальная стадия (после 12-13 лет)
Особо отметить критику психоанализа самими психоаналитиками. Многочисленные ответвления в рамках психоаналитического движения:
К.Г. Юнг (1875-1961) – создатель аналитической психологии, в 1913 г. расстался с Фрейдом;
В. Райх (1897-1957) – создатель телесно-ориентированного психоанализа, широко известна его концепция «сексуальной революции». Порвал с Фрейдом в 1927 г.;
А. Адлер (1870-1937) – в 1911 году порвал с Фрейдом, разработал теорию «индивидуальной психологии», выступал против универсальности Эдипова комплекса, абсолютизации сексуальнос-ти, ввел понятие «комплекс неполноценности» («Чтобы быть полноценным человеком, нужно обладать комплексом неполноценности»). Возраст – главный и универсальный источник неполно-ценности. Ребенок – несчастное существо (давление взрослых, несвобода, безжалостная агрессив-ность сверстников, детские клички и пр.) Усиление чувства неполноценности происходит при вступлении в каждую новую возрастную стадию;
Лакан начинал как практикующий врач-психиатр. В 1932 г. защитил диссертацию о параноидальных расстройствах. Но Лакану не нравились методы тогдашней психиатрии с опорой на фармакологию и старые традиционные наработки. Это привело его к фрейдовскому психоанализу. В 1953 г. он выходит из Международной психоаналитической ассоциации и становится участником Французского психоаналитического общества. В 1963 он был изгнан из него и основал Парижскую школу фрейдизма, которой и руководил почти до самой смерти. Главная заслуга Лакана состоит в структуралистской ревизии фрейдовского психоанализа.
Сам Лакан считал главным в своём учении схему реальное – воображаемое – символическое, которую он подробно излагал на своём самом знаменитом семинаре (1974-1975). Эту схему он обычно представлял в виде т.н. «колец Борромео» (кольца Борромео не зацеплены друг с другом и разрезание любого из них приведёт к распаду всей конструкции, но тем не менее их нельзя разъединить). Эту схему Лакан применял и к самому себе: первый этап, доструктура-листский был посвящён «воображаемому», второй этап, структуралистский, – «символическому», третий этап, постструктуралистский, – «реальному»; в некотором отношении это соответствовало триаде Фрейда Я (реальное) – Оно (воображаемое) – Сверх-Я (символическое). Другой основной идей Лакана было то, что бессознательное структурировано как язык. Так как Фрейд считал познаваемое (бессознательное) и познающее (сознание) принципиально разнородными, он не мог объяснить, почему сеансы психоанализа могли принести улучшение или исцеление. Лакан же объясняет успешность сеансов психоанализа тем, что тут «подобное лечится подобным».
В настоящее время существует Международная Лакановская Ассоциация (Association Lacanienne Internationale) – крупнейшая и наиболее ревностная организация лакановского психоанализа, которую в 1982 г. основал ближайший ученик Лакана Шарль Мелман.
Рис. 2
реальное воображаемое
символическое
Недостатки теории. Холизм психоанализа (как достоинство и как недостаток). Общество с точки зрения психоанализа выглядит как система репрессивных форм, всегда враждебных по отношению к человеку. Это относится в значительной мере и к культуре во всех ее проявлениях: религия, искусство, наука, моральные ценности и пр. Своеобразное противоречие: то, что нас формирует и без чего мы не могли бы состояться как личности, является могильщиком нашей индивидуальности и свободы. Такой подход требует, как минимум, корректировки, что и было сделано в последующем развитии психоанализа.
Тем не менее, психоанализ – самое популярное направление в психологии с самого начала ее «научного» развития. Вторым, столь же важным течением, можно считать т.н. «объективную психологию» в ее многочисленных вариантах – бихевиоризм, необихевиоризм, рефлексологию, отчасти – когнитивную психологию, нейропсихологию и т.п.
[Комментарий. Многие дети вовсе не хотел повзрослеть, становиться мужчиной и пр., они хотят играть, предаваться своим фантазиям, похожим на сновидения, жить в иллюзорном мире и не нести никакой ответственности за что бы то ни было. Взрослые их осуждают и говорят, чтобы они бросили детские игры. Но они знают или догадываются, что во взрослости нет ничего хорошего, что их непременно обманут, все опошлят, разрушат их мечты, заставят заниматься скучными и грязными делами и в конце концов это действительно происходит. В жизни каждого человека есть несколько счастливых лет, когда он достаточно самодеятелен и в то же время не отягощен своей сексуальностью с ее монотонными желаниями и туннельным сознанием, когда он может вполне осмысленно наслаждаться своим детством, игрой и фантазиями, не нести никакой ответственности и просто – быть свободным. Нижняя граница этого возраста – 5-6 лет, верхняя – начало пубертатного периода – 12-13 лет, плюс возможные задержки в сексуальном развитии, которые с этой точки зрения можно только приветствовать. Идеал человечества – вечное допубертатное детство – вечно длящийся праздник – латентный период (Питер Пэн и пр.). Взрослая жизнь по отношению к этому периоду выглядит как предательство.]