Тема 1. принятие решений в процессе управления
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра общего менеджмента и логистики
Утверждаю
Директор
_________ В.А.Шамахов
«____»_________2014 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
«Методы принятия управленческих решений»
по специальности / направлению 081100.68
«Государственное и муниципальное управление»
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры
«04» сентября 2014 г., протокол № 1
Заведующий кафедрой ___________________/____________-/
Согласовано
Заместитель директора ___________________/Е.А. Китин/
Программу составили ___________________/В.С. Красников/
Санкт-Петербург
2014 г.
Аннотация
Основной целью изучения курса «Методы принятия управленческих решений» является овладение основами знаний в области подготовки, обоснования и принятия управленческих решений. Среди различных этапов процесса управления главным принято считать подготовку и принятия решения. Дисциплина «Методы принятия управленческих решений» рассматривает наиболее важные вопросы, относящиеся к управлению. Программа дисциплины включает: концептуальные вопросы принятия решений; материалы процедурного характера, т. е. модели, методы и технологии разработки и принятия управленческих решений; а так же методы, технологии и эвристики практики принятия решений в системах организационного управления.
В соответствии с программой предусмотрено изучение таких вопросов как: количественные и качественные подходы к подготовке и принятию решения; методы индивидуального и группового выбора решений; специфика принятия решений в условиях определенности, риска, неопределенности и противодействия (конфликта). Тема «формализованные методы и модели принятия решений» раскрывает основные понятия и определения теории решений, а также отдельные важные аспекты нормативной теории принятия решений, такие как оценка альтернатив по многим критериям, количественные и качественные оценочные критерии, особенности разработки и применения решающих правил, методы и технологии поиска и разработки управленческих решений, включая современные наукоемкие и информационные технологии, методы и модели исследования операций.
Материалы темы «эвристические методы принятия решений» объясняют, каким образом люди принимают решения в действительности. Большая часть материалов этой темы посвящена дескриптивному направлению в теории принятия решений; роли мышления и интуиции при выборе решения в неструктурированных задачах; особенностям поведения человека при решении многокритериальных задач; специфике обработки информации человеком, включая процедуры восприятия, возможности памяти, информатику памяти, ограничения в процессе работы с информацией, формы и процедуры мышления, функции интеллекта, институты согласия и процедуры мажоритарных отношений, конфликты и компромиссы, переговоры как средство разрешения конфликтных ситуаций.
Тема «принятие решений в условиях неопределенности» включает важные направления теории и практики принятии решений в условиях неполной информации, в том числе основные положения теоретических и концептуальных разработок виднейших исследователей в области принятия решений: Г.Саймона, Дж.фон Неймана, О.Моргенштерна, Д.Канемана, А.Тверски, К.Эрроу, Л.В.Канторовича, Р.И.Трухаева, О.И.Ларичева. Ключевыми вопросами темы являются: субъективные критерии принятия решений, статистические решения, принятие решений в условиях неопределенности и риска, принятие решений в конфликтных ситуациях.
Изучение данной дисциплины:
- формирует представление об основных направлениях развития теории и практики принятия решений; об особенностях принятия решений в условиях риска, неопределенности и конфликтных ситуаций; об использовании новых информационных технологий для поддержки принятия решений;
- способствует усвоению знаний о современных методах подготовки и разработки решений, количественных и качественных методах оценки альтернатив, специфике методов групповых (коллективных) решений;
- развивает умение формулировать (выбирать) оценочные критерии, сравнивать и оценивать альтернативные решения, обосновывать выбор решения на основе конкретных решающих правил.
Курс «Методы принятия управленческих решений» ориентирован на подготовку бакалавров, специалистов, магистров и аспирантов.
Цели и задачи курса
Основной целью при изучении курса «Методы принятия управленческих решений» является овладение основами знаний в области подготовки, обоснования и принятия управленческих решений. Среди различных этапов процесса управления главным можно считать подготовку и принятие решения, причем всегда выбор окончательного решения - это субъективное суждение, которое формируется в условиях неадекватной и неточной информации, неопределенно поставленных задач и противоречивых (до конфликтных ситуаций) личных точек зрения заинтересованных сторон. В прикладном плане курс ориентирован на развитие способностей студентов и слушателей находить нестандартные решения типовых задач, умение самостоятельно принимать решения по вопросам совершенствования функциональной деятельности, организации управления и умения решать нестандартные задачи. В процессе освоения материала студенты получают теоретические знания, которые закрепляются на практических занятиях.
В результате изучения данного курса студенты и слушатели должны:
- иметь представление об основных направлениях развития теории и практики принятия решений; об особенностях принятия решений в условиях риска, неопределенности и конфликтных ситуациях; об использовании новых информационных технологий для поддержки принятия решений;
- знать: современные методы подготовки и разработки решений, количественные и качественные методы оценки альтернатив, специфику и методы групповых (коллективных) решений;
- уметь: сформулировать (выбрать) совокупность оценочных критериев, сравнить и оценить альтернативные решения, обосновать выбор решения на основе конкретного решающего правила.
Учебно-тематический план курса
Наименование темы | Всего часов | В том числе, час. (очное/заочное обучение) | Формы контроля (очное /заочное обучение) | ||
Аудиторная работа | Самост. работа | ||||
лекции | практич. занятия | ||||
Тема 1. Принятие решений в процессе управления | 8/8 | 2/2 | 2/ | 4/6 | |
Тема 2.Управленческие решения в организациях | 8/10 | 2/2 | 2/2 | 4/6 | ОК |
Тема 3.Эффективность и качество управленческих решений | 8/8 | 2/2 | 2/ | 4/6 | |
Тема 4. Основные положения нормативной теории принятия решений | 10/12 | 2/2 | 2/ 2 | 6/8 | ОК |
Тема 5 Методы формирования управленческих решений | 8/6 | 2/ | 2/ | 4/6 | |
Тема 6. Методы разработки (синтеза) управленческих решений | 8/8 | 2/2 | 2/ | 4/6 | ОК |
Тема 7. Методы и технологии оценки альтернативных решений | 8/10 | 2/2 | 2/2 | 4/6 | |
Тема 8. Нормативные методы выбора решений (решающие правила) | 10/10 | 2 /2 | 2/ | 6/8 | ОК |
Тема 9. Методы экспертного оценивания | 10/6 | 2/ | 4/ | 4/6 | |
Тема 10. Качественные решения и дескриптивные модели (Эвристические методы принятия решений) | 8 /10 | 2/2 | 2/2 | 4/6 | РК |
Тема 11. Информационно-психологический аспект качественных решений (психология памяти) | 8/8 | 2/2 | 2/ | 4/6 | |
Тема 12. Теоретические основы группового выбора | 10/8 | 2/ | 2/ | 6/8 | |
Тема 13. Коллективные (групповые) решения и переговоры | 8/10 | 2/2 | 2/2 | 4/6 | ОК |
Тема 14. Принятие решений в условиях риска | 8/8 | 2/2 | 2/ | 4/6 | |
Тема 15. Принятие решений в условиях неопределенности | 8/6 | 2/ | 2/ | 4/6 | ОК |
Тема 16. Современные методы и модели принятия решений | 12/12 | 2/2 | 4/2 | 6/8 | РК |
Рубежный контроль | Курсовая работа | ||||
ИТОГО | 140/140 | 32/24 | 36/12 | 72/104 | |
Итоговый контроль | Зачет, экзамен |
содержание дисциплины по темам
Тема 1. принятие решений в процессе управления
Методология и технология принятия решений как инструмент процесса решения проблем. Основные проблемы организационного управления. Недостаточная подготовка руководителей и исполнителей в вопросах анализа результатов ранее принятых решений, неумения и нежелания учиться на ошибках, неумения работать с информацией; отсутствия психологической готовности идти на риск, принимать непопулярные решения и т.д. как наиболее характерные проблемы практики и теории принятия решений в современных условиях.
Необходимость разработки нестандартных вариантов решения проблем и возможных способов действий в реальных проблемных ситуациях. Необходимость сочетания опыта и умения руководителей - практиков с научными знаниями в области теории принятия решений и современных приложений теории к реальным задачам. Использование современных знаний в сфере управления для принятия важных экономических и политических решений в сочетании с интуицией и искусством конкретных лиц. Значение научного анализа и новых информационных технологий в процессе принятия решений.
Принятие решений в процессе управления. Процесс управления как процесс принятия решений. Информация как предмет управленческого труда. Решение, определяющее меры управляющего воздействия на объект, как продукт управленческого труда. Эффективность решений как важнейший фактор, определяющий качество управления и управленческого труда.
Обобщенная модель принятия решений, или ситуация выбора. Основные элементы ситуации выбора: субъект, принимающий решение; вариант решения и внешняя среда. Влияние элементов ситуации выбора на ожидаемый результат при принятии решения.
Субъект, или лицо, принимающее решение (ЛПР); аналитик; консультант; эксперт; активные группы как основные участники процесса принятия решений. Множество возможных, или допустимых решений. Оценочные критерии (критерии эффективности). Влияние внешней среды на исходы принимаемых решений. Информация о внешней среде, о влиянии факторов внешней среды на исходы принимаемых решений. Возможность получения дополнительной информации о внешней среде. Решающие правила. Реализуемость решений.
Основные факторы, влияющие на результативность принимаемых решений: качество альтернативных вариантов решений, знания и умение субъекта, влияние внешней среды. Рациональные (эффективные) альтернативы как результат профессиональной работы специалистов по поиску, оценке и отбору «лучших» альтернатив, либо результат разработки (синтеза) решений. Неопределенность внешней среды, затрудняющая принятие «лучших» решений. Знания, умения и опыт субъекта, позволяющие ему преодолевать неопределенность внешней среды и принимать рациональные решения.
Субъект в процессе принятия решений (ЛПР или руководитель) как совокупность биографических данных, черт личности, общих и специальных способностей. Черты личности, необходимые для принятия решений: склонность к творческой деятельности, целеустремленность, предприимчивость (творческая сторона личности); ответственность, надежность, независимость, общительность (административная и социальная стороны личности). Черты личности, необходимые для принятия решений, черты, формирующие волю – уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость.
Интеллектуальные характеристики субъекта (способность планировать свою деятельность, способность работать с информацией и обучаться, умение прогнозировать развитие событий и ситуаций, адаптироваться к изменениям внешней среды и способность принимать решения).
Основные понятия и термины:решение проблем, процесс принятия решения, ситуация выбора; лицо, принимающее решение, активная группа, консультант, эксперт, общие способности, функция интеллекта.