Основы системной психофизиологии
Активность и реактивность
Две парадигмы в исследовании поведения и деятельности
При всем многообразии теорий и подходов, используемых в психологии, психофизиологии и нейронауках, их можно условно разделить на две группы. В первой в качестве основного методологического принципа, определяющего подход к исследованию закономерностей организации поведения и деятельности, рассмат-
ривается реактивность, во активность.
Известны попытки, заменив \ «активность-реактивность» про сопоставления внутренних и вне детерминант поведения, доказать, мянутые принципы не обуслов. кардинальным образом различай способов описания поведения и д ности. Однако эта замена неаде> Внутренняя детерминанта, как и вь может быть рассмотрена в качест < мула, вызывающего реакцию. Нап при описании постулируемых механиу поведения, возникающего при нарас: мотивации в отсутствие внешнего ла, используется понятие «мотивационны рефлекс». Основное различие межд\ парадигмами — «реактивностной» и «ак тивностной» -- состоит, как это i подробно показано ниже, в том, i временной шкале «помещается» детер.мн нанта текущего поведения — в прошл: или будущее. Под парадигмой мы вслед : Т. Куном будем здесь и далее пони модель жизни научного сообщества, разумевающую специфический н теорий, методов и необходимого обор вания, принимаемых и применяемых данном сообществе.
Реактивность
Использование принципа реактивности как объяснительного в научном исследовании базируется на идеях Р.Декарта, изложенных им в первой половине XVII в. Декарт полагал, что организм может быть изучен, как машина, основной принцип действия которой — рефлекс, обеспечивающий связь между стимулом и ответом. Животные при этом оказывались живыми машинами; крики боли животных рассматривались как «скрип несмазанных машин». Человека, тело которого — машина, наличие души освободило от автоматического реагирования. Душа его состоит из разумной субстанции, отличной от материи тела, и может влиять на последнее через эпифиз.
Идеи Декарта давно уже стали достоянием не только науки, но и основой обыденной, «бытовой психологии» (знание,
2.2. Основы системной психофизиологии
используемое людьми в быту) (П.С. Черч-ланд, С. Москвичи), которая свободно оперирует понятиями «стимул», «рефлекс», «реакция» и т. д. Что же касается науки, совершенно очевидно, что рефлекс, серебрящийся «благородной сединой столетий» [Анохин, 1945], оставался центральным инвариантным звеном психофизиологических теорий, несмотря на ряд изменений, которые претерпели эти теории. С рефлекторных позиций события, лежащие в основе поведения, в общем представляются как линейная последовательность, начинающаяся с действия стимулов на рецеп-торные аппараты и заканчивающаяся ответным действием.
Активность
Рассмотрение поведения и деятельности как активности, направленной в будущее, включает понимание активности как принципиального свойства живой материи; конкретная форма проявления активности зависит от уровня организации лой материи. Категориальное ядро представлений данной группы значительно менее гомогенно по сравнению с первой. Это ядро сформировалось в результате многочисленных, особенно в последнем столетии, попыток, исходя из разнообразных теоретических посылок, преодолеть механистические реактивностные схемы, .лменив их представлениями об активном, целенаправленном поведении.
Так, Ж. Икскюлль полагал, что пове-.•-•ние должно быть рассмотрено не как инейная последовательность событий, лишающаяся с возбуждения рецепторов, как функциональное кольцо. Дж. Гибсон ;птал, что среда и организм не являются дальностями, но образуют функциональ-•динство, к анализу которого принцип пмул-реакция не может быть применен, разработан ряд других существенно ;ичающихся концепций, которые, :ко, объединяло признание актив-ив качестве базового методологическо-принципа (Н.А. Бернштейн, Дж. Дьюи, Кофка, Э. Толман и др.). Специально следует подчеркнуть, что ральным пунктом теории деятельнос-
ти, развитой в отечественной психологии, является представление об активном, а не реактивном субъекте. Интересно, что в англоязычной литературе теория деятельности переводится как «theory of activity», так как в английском языке слово «activity» (как, например, слово «toiminta» — в финском) служит одновременно для обозначения и активности, и деятельности.
Эклектика в психологии и психофизиологии
В последнее время представление об активном, целенаправленном характере поведения человека и животного становится все более распространенным. Наряду с положительными следствиями этот процесс имеет и отрицательные. Необходимость в поиске «механизмов» очевидно целенаправленной активности ориентироваться на нейронауки (область исследований, в которой позиции рефлекса очень прочны), а также недооценка того, что парадигмам активности и реактивности соответствуют принципиально различающиеся способы описания поведения и деятельности, обусловливают эклектичность многих теорий в психологии и психофизиологии. Утверждения, базирующиеся на разных видах эклектического объединения понятий сопоставляемых парадигм (активности и реактивности), можно упрощая свести к трем связанным группам.
1. «Филогенетическая» эклектика.Люди
ведут себя целенаправленно, а живот
ные отвечают на стимулы. Целенаправлен
ность — преобразованная в процессе эво
люции реактивность (см. выше о «живых
машинах»).
2. «Уровневая» эклектика.В основе
целенаправленного поведения и деятель
ности — рефлекторные «механизмы», или
«реализаторы». На высших уровнях ор
ганизации деятельности, психических
процессов, поведения, движения и т.д.
действует принцип активности, целена
правленности, а на низших — реактив
ности. Целостный организм осуществляет
целенаправленное поведение, а его отдель
ный элемент -- нейрон -- реагирует на
стимул.
2. ПСИХОФИЗИОЛОГ'
3. «Анатомическая», или «центрально-периферическая», эклектика.Нейроны центральных структур пластичны, их активность зависит от поведенческого контекста, мотивации, цели и т. д. Периферические элементы ригидны, являются лишь преобразователями энергии внешних воздействий в импульсные коды или исполнителями центральных команд.
Оценивая системность как один из основных объяснительных принципов в науке, М.Г. Ярошевский [1996] справедливо замечает, что антиподом системности является эклектизм — смешение разнородных, зачастую противоположных положений и принципов, замена одних логических оснований другими. Именно эклектика наряду с неадекватным решением психофизиологической проблемы (см. ниже) является наиболее серьезным препятствием на пути синтеза психологического и физиологического знания в рамках методологически непротиворечивой психофизиологии.
Основная задача главы
Она состоит в том, чтобы изложить целостную и, как нам представляется в данный момент, свободную от эклектики систему представлений, объединяющую в рамках единой теории понимание активности отдельного нейрона и целостного поведения, соотношения функционирования и развития, структуры и функции, психики и мозга, индивида и среды, нормы и патологии. Будет продемонстрировано, как последовательное развитие системного подхода заставило отказаться от представления о реактивности не только на организмен-ном, но и на клеточном уровне в пользу представлений об активности и целенаправленности, что, в свою очередь, обусловило существенное изменение методологии, задач и методов объективного исследования субъективного мира и привело к формированию нового направления в психологии — системной психофизиологии.
Разнообразие вариантов системного подхода
Концептуальные построения м авторов, относящиеся к парадигме актн.Е ности, могут быть, с теми или иными о го ворками, рассмотрены как вариант • методологии системного подхода. С ный подход — не новость в психолог;; • а сам термин «системный подход» с а, использоваться в нашей литературе уж больше трех десятилетий назад. Пони мание системности изменялось на после довательных этапах развития науки неодинаково оно и для разных вариант: системного подхода, существующих одном и том же этапе. В частности, в ik хофизиологии системный подход дал с-не однородное направление и общим д. таких авторов, как П.К. Анохин, Н.Ю. Бе ленков, Н.П.Бехтерева, М.Н. Ливаноь А.Р. Лурия и многие другие, оказывав; _ главным образом лишь признание того что «функция» (что бы под ней ни гь мали разные авторы) реализуется не отдельными структурами или клетками, а и:< системами.
Системная психофизиология являете? развитием теории функциональных систс:-(ФУС), разработанной академиком П. К. Анохиным (1898—1974) и его школой. Что этс за теория, в чем ее отличие от другие вариантов системного подхода и чем определяется особое значение ФУС для психологии и психофизиологии?