Современная образовательная среда (О.С.): структура, принципы построения
Существенные изменения, происходящие в обществе, изменяют все социокультурное пространство, в котором мы живем. Исследования в области социальной и пед.психологии последних десятилетий с обращаются к проблеме О.С.
Работы Григорьевой М.В., Панова В.И., Рубцова В.В., Слободчикова В.И., Ясвина В.А. анализируют существующие модели образовательных сред, структурируют О.С. в соответствии с ее функциями, предоставляют методологические и методические основания для анализа развития О.С., оценивают эффективность образовательного и воспитательного результата включения ребенка и взрослого в образовательное пространство школы.
1. Основные подходы к раскрытию понятия«образовательная среда» (О.С.).
По мнению В.А. Ясвина, О.С. – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Чаще всего, когда говорится об О.С., имеется в виду конкретное окружение какого-либо учебного заведения.
В понимании В.В. Рубцова «О.С. – это такая общность, которая в связи со спецификой возраста характеризуется:
а) взаимодействием ребенка с взрослыми и детьми;
б) процессами взаимопонимания, коммуникации, рефлексии;
в) историко-культурным компонентом» [33].
По мнению С.Д. Дерябо, О.С. – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития Л., причем возможностей как позитивных, так и негативных.
Теоретически проработанный в психологии - подход В.И. Слободчикова, который,
с одной стороны, вписывает О.С. в механизмы развития ребенка, определяя тем самым ее целевое и функциональное назначение,
с другой – выделяет ее истоки в предметности культуры общества.
В.И. Слободчиков выделяет два основных показателя образовательной среды – ее насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ организации).
Образовательная среда, являясь подсистемой социокультурной среды, объединяет как минимум две содержательные характеристики:
1- характеристика образования как сферы социальной жизни;
2 - характеристика среды как фактора образования.
Первая характеристика позволяет рассматривать образование через призму конкретных социальных институтов со всеми «вмененными» этим институтам функциями – адаптацией, социализацией, трансляцией и освоением большого объема информации посредством межличностного общения. Однако цель образовательных институтов состоит не в создании идеальных условий для ребенка, предполагающих свободную от любых конфликтов окружающую среду, а в обеспечении разносторонней подготовленности подрастающего поколения к вступлению во взрослую жизнь. Наряду с освоением академической программы взрослеющий ребенок должен овладеть навыками самоконтроля и самооценки, разрешения конфликтов и сотрудничества. От его социальной компетентности во многом зависит состояние его физического и психического здоровья, успешность его самореализации как личности.
Вторая характеристика: среда как фактор образования рассматривается как категория, характеризующая развитие ребенка. Образовательная среда «…начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают еѐ проектировать и строить – и как предмет, и как ресурс совместной деятельности, где между еѐ отдельными элементами начинают выстраиваться определѐнные связи и отношения». Однако, характер этих связей и отношений, во многом определяет качество происходящей социализации ребенка, возможности его дальнейшей самореализации и, в конечном счете – состоятельности как личности в целом.
2. Структура образовательной среды (О.С.)
Типы О.С. на практике реализуются через её структуру.
Г.А. Ковалев в качестве структурных единиц О.С. выделяет 3 основных параметра:
1 - «физическое окружение» (архитектура и дизайн школьных помещений и зданий);
2 - «человеческий фактор» (социальная плотность среди субъектов образовательного процесса, половозрастные особенности учащихся и учителей и т.д.);
3 - программа обучения (деятельностная структура, стиль преподавания и т.д.).
С.В. Тарасов полагает, что структура О.С. школы имеет следующие компоненты:
1. Пространственно-семантический компонент (архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства школьников, герб, традиции и др.).
2. Содержательно-методический компонент (концепции обучения и воспитания, образовательные программы, формы и методы организации обучения и др.).
3. Коммуникационно-организационный компонент (особенности субъектов О.С., коммуникационная сфера, особенности управленческой культуры).
В.А. Ясвин в О.С. выделяет следующие компоненты:
1. Пространственно-архитектурный (предметная среда, окружающая учителя и ученика).
2. Социальный (определяется особой формой детско-взрослой общности).
3. Психодидактический (содержание образовательного процесса, осваиваемые ребенком способы действий, организация обучения).
Структура О.С. (по Е.А. Климову). Им выделяются:
1. Социально-контактная часть среды (личный пример, культура, опыт, образ жизни, деятельность, поведение, взаимоотношения; учреждения, организации, группы их представителей, с которыми приходится взаимодействовать; «устройство» своей группы и других коллективов, с которыми контактирует человек, реальное место человека в структуре своей группы, включенность его в другие группы и группировки).
2. Информационная часть среды (правила внутреннего распорядка, устав учебного заведения, традиции, правила личной и общественной безопасности, средства наглядности, персонально адресованные воздействия).
3. Соматическая часть среды (собственное тело и его состояния).
4. Предметная часть среды (материальные, физико-химические, биологические, гигиенические условия).