Набор критической массы английского языка
Многим известен очень простой эффект, который может кардинально повлиять на освоение человеком иностранного языка. Кто-то называет этот эффект погружением в язык, кто-то эффектом среды, кто-то ещё каким-то образом.
Две подружки поехали во Францию на месяц, чтобы, окунувшись в языковую среду, сделать прорыв в общении на французском, который они уже давно учили. Они жили вдвоём в комнате, постоянно вместе гуляли, и в результате никаких заметных результатов в своём французском за месяц жизни во Франции не получили… Вот такая история. Печальная, но поучительная. Они жили в своей микросреде родного языка, хоть и во Франции, поэтому и такой результат, точнее его отсутствие.
В некоторых группах на одном либо двух занятиях, когда все упражнения текущего дня уже были выполнены не по одному разу на предыдущих занятиях, я предлагаю всем участникам полностью отказаться от применения родного языка и от начала занятия и до его завершения пользоваться только английским языком. Да, помогает, но не так сильно, как хотелось бы. Можно ли достичь того эффекта, который даёт погружение в язык, но не выезжая за границу? И если можно, то каким образом? Что именно нужно сделать? Год за годом я собирал мозговые штурмы, на которых обсуждались эти и подобные им вопросы, и постепенно стала вырисовываться довольно простая, но действенная схема, которая даёт результаты ничуть не хуже погружения в языковую среду, и которую можно использовать непосредственно по ходу проведения курса. Мы назвали её набором «критической массы английского языка».
Всё начинается ещё до начала курса. Всем потенциальным участникам предлагается просмотреть список наиболее употребительных слов английского языка и отметить слова, которые они не знают. После первого занятия даётся задание обращать внимание на присутствие в их жизни английского языка: надписей, лейблов, рекламы, песен, букв на клавиатуре компьютера и телефона. После первого занятия на следующий день до обеда нужно прослушать песню на английском языке в произвольном настрое, а после обеда прочитать минимум полстраницы простого английского текста (также в настрое).
На следующий день – уже два включения языка в первой половине дня и два – во второй половине, до начала занятия. Время взаимодействия с языком не столь важно, достаточно трёх-пяти минут во время каждого такого обращения к языку.
Параллельно с этим от занятия к занятию стены зала увешиваются словами, выражениями, картинками с надписями на английском языке. При самостоятельных занятиях английским языком это всё можно с успехом проделать со своей комнатой, с каждым днём распечатывая и развешивая по 5 – 10 новых картинок с интересными надписями на английском языке, просто английские слова, словосочетания, пословицы и поговорки. Это намного полезнее делать не просто так, а в состоянии активного разума с настроями типа:
- Я наполняю свой разум английским языком.
- Английский мой второй родной язык.
- Я слышу и свободно понимаю смысл песни.
- Я читаю и хорошо понимаю содержание текста.-
Третья составляющая схемы набора критической массы – это маленькие карточки размером с карманный календарик со словами песен, скороговорками и считалками, а также новыми словами, которые люди постоянно имеют при себе, начиная со второго занятия. Слова на карточках предлагается записывать непосредственно на занятиях из числа наиболее употребительных, которые человек не помнит или не знает, либо из более расширенного словаря. Обычно на карточке люди умещают от 10 до 20 слов.
В течение дня карточка несколько раз достаётся, перекладывается из кармана в карман, из костюма в сумочку или в деловую папку, просматривается (когда есть хоть минута свободного времени) с тем, чтобы к вечеру, когда начинается очередное занятие «Быстрого английского», человек запомнил эти слова и смог использовать их в диалогах, или в других простых заданиях, к которым можно и нужно подготавливаться заранее.
Как известно, критическая масса – это такая масса вещества, при которой начинается процесс с огромным выделением энергии: 15 килограмм известного всем урана это ещё обычное вещество, а 16 – уже начинается ядерная реакция. Также и со схемой набора критической массы английского языка. Я предлагаю людям ощутить этот язык. Какое место он занимает в вашем лингвистическом объёме?
Набор критической массы английского языка конечно можно выполнять просто так, механически. Но эффект можно усилить, если параллельно представлять, как наполняется ваш багаж, или копилка, или файлы английского. То есть выполнять все эти простые действия в течение дня на прослушивание песен, чтение текстов, мимолётное просматривание карточек (по типу календариков) с ощущением реального улучшения вашего английского.
Ещё один дополнительный момент – как при этом ощущать своё тело и относиться к языку.