Добро должно бытьс кулаками
Добро должно быть с кулаками,
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
Со всех, кто лезет на добро.
Добро — не жалость и не слабость,
Добром дробят замки оков,
Добро — не слякоть и не святость,
Не отпущение грехов.
И смысл истории — в конечном,
В добротном действии одном:
Спокойно вышибать коленом
Не уступающих добром!
(Ст. Куняев)
Пожелания друзьям
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути —
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево!
(С. Маршак)
В жизни по-разному можно жить...
В жизни
по-разному
можно
жить.
В горе можно. И в радости.
Вовремя есть. Вовремя пить.
Вовремя
делать
гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой
обожженною
солнце
достать
И подарить его людям!
(С. Островой)
Басни
Материал басен наилучшим образом тренирует свободу, гибкость звучания голоса, его мелодическую окраску, так как басни по своей форме и содержанию близки к живой разговорной речи. Басни полезно читать и рассказывать наизусть в лицах, подражая голосам героев, разыгрывая инсценировки.
Эффективным приемом отработки интонационных умений и навыков являются ролевое чтение или инсценировка фрагментов из художественных произведений, а также сравнительный интонационный анализ речи героев одного произведения.
Кроме этого, большую помощь в этой работе могут оказать записи чтения мастеров художественного слова.
Работа над баснями предполагает, что вы уже сравнительно хорошо владеете техникой речи: фонационное дыхание достаточно автоматизировано, дикция четкая, темп упорядочен, слитность стала привычной.
Рекомендации
♦Не приступайте к чтению басен вслух, пока не разберете их расставьте паузы, выделите логические центры, обозначьте стрелками повышение и понижение голоса.
♦ Можно рассказывать басню одними гласными звуками, поднимая и снижая тон голоса, убыстряя и замедляя темп произношения, усиливая и ослабляя звучание голоса.
Задание
• Прочитайте каждую из басен про себя, придерживаясь разметок, и только после этого читайте вслух.
• Читать вслух необходимо много раз, чтобы автоматизировать приобретенные речевые навыки.
Лебедь, Щука и Рак
Когда в товарищах согласья нет, /
На лад их дело не пойдет, /
И выйдет из него не дело, / только мука. //
Однажды / Лебедь, Рак да Щука /
Везти с поклажей воз взялись, /
И вместе / трое все / в него впряглись; //
Из кожи лезут вон, / а возу все нет ходу! //
Поклажа бы для них казалась и легка,
Да Лебедь рвется в облака, /
Рак пятится назад, / а Щука тянет в воду. //
Кто виноват из них, / кто прав, — / судить не нам; //
Да только воз и ныне там. //
(И. Крылов)
Чиж и Голубь
Чижа захлопнула злодейка-западня:
Бедняжка в ней и рвался, и метался,
А голубь молодой над ним же издевался.
«Не стыдно ль, — говорит, — средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело».
Ан смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!
Вперед чужой беде не смейся, Голубок.
(И. Крылов)
Две подруги
«Красиво ты живешь,
Любезная сестрица! —
Сказала с завистью в гостях у Крысы Мышь. —
На чем ты ешь и пьешь,
На чем сидишь,
Куда ни глянешь — все из-за границы!» —
«Ах если б, душенька, ты знала, —
Со вздохом Крыса отвечала, —
Я вечно что-нибудь ищу!
Я день-деньской в бегах за заграничным —
Все наше кажется мне серым и обычным,
Я лишь заморское к себе в нору тащу:
Вот волос из турецкого дивана!
Вот лоскуток персидского ковра!
А этот нежный пух достали мне вчера —
Он африканский. Он от Пеликана!» —
«А что ты ешь? — спросила Крысу Мышь. —
Есть то, что мы едим, тебе ведь не пристало!» —
«Ах, душенька! — ей Крыса отвечала. —
Тут на меня ничем не угодишь!
Вот разве только хлеб я ем и сало!..»
Мы знаем, есть еще семейки,
Где наше хаят и бранят,
Где с умилением глядят
На заграничные наклейки...
А сало... русское едят!
(С. Михалков)
Свинья под Дубом
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним:
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит, —
Ей с Дубу ворон говорит, —
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может». —
«Пусть сохнет, — говорит Свинья. —
Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».
«Неблагодарная! — примолвил Дуб ей тут, —
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут».
Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
(И. Крылов)
Стрекоза и Муравей
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милой,
Дай ты мне собраться с силой,
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» —
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так что голову вскружило. —
А, так ты...» — «Я без души
Лето целое все пела». —
«Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!»
(И. Крылов)
Проза
Основная цель, которую нужно ставить перед собой, приступая к этому разделу, — дальнейшее закрепление речевых навыков. Это позволит перейти к пересказу прочитанного, а затем и к самостоятельному изложению своих мыслей.
Кроме всего прочего, анализ художественного текста предполагает работу над интонацией и выразительным чтением, так как интонация выполняет роль мощного изобразительного средства, придает речи музыкальность, осмысленность, интонационный колорит и многое другое. В ней гармонично слито и изобразительное, и эмоциональное, и образное, и смысловое, и грамматическое. Отечественный психолингвист Н.И. Жинкин в своей статье «Психологические основы развития речи» (1966) утверждал, что «обучиться интонации нельзя. Это то же самое, что обучаться плакать, смеяться, горевать, радоваться и т.п.... Но есть способ найти интонацию, когда поставлена задача прочитать какой-либо текст, не нами составленный». Вот эту-то задачу и необходимо ставить перед собой, обучаясь умению находить правильную интонацию при чтении художественного текста. В связи с этим необходимо знать основные элементы интонации (логическое ударение, пауза — смысловая и психологическая, темп чтения, тембр голоса, тон, понижение или повышение голоса) и отрабатывать их в ходе выполнения заданий такого типа.
Рекомендации
♦ Каждый отрывок читайте вслух по нескольку раз. Будьте внимательны и вдумчивы. Постарайтесь проникнуться тем настроением, которое хочет передать автор.
♦ При чтении не забывайте о технике речи:
— следите за четкостью и длительностью пауз;
— читайте громким, уверенным, ровным голосом;
— в каждом речевом такте ясно выделяйте опорное слово (логический центр);
— пользуйтесь только нижнедиафрагмальным дыханием.
♦ Большое внимание уделите слитности, не «рубите» слова, старайтесь, чтобы от паузы до паузы все слова в речевом отрезке как бы вливались одно в другое.
♦ Ни в коем случае не убыстряйте темпа к концу отрывка, от начала до конца темп должен быть одинаково умеренным.
♦ Постарайтесь сделать так, чтобы при чтении кто-нибудь слушал вас.
♦ Используйте в чтении интонации живого разговора.
Упражнение 1
Прочитайте предлагаемый текст из скороговорок как информационное сообщение.
Сначала разбейте текст на абзацы (небольшие смысловые части) и поставьте знаки паузы ( // ) на границах частей.
В ходе чтения передайте основные факты четко, спокойно, выверенно.
Текст 1
Из-под Костромы, из-под Костромищины везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева — тень тетерева; мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил да так всех скороговорок и не перевыскороговорил.
Два дровосека, дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену, спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики, что сшит колпак не по-колпаковски, что вылит колокол не по-колоколовски. О пустяках спорить — дело упустить.
Текст 2
Я ему по секрету, а он всему свету, что на улице медовик, мне не до медовика, что на улице деготник, мне не до деготника. Так вот скажет друг дружке, а дружка — подружке, а подружка — борову, а боров — всему городу — язык от лжи не краснеет, и без того красный, а только береги честь смолоду: один раз соврешь — в другой не поверят; ведь коли врун, так и обманщик, а обманщик, так и плут, а плут, так и мошенник, а мошенник, так и вор. Говорят, не тот хорош, кто лицом пригож, а тот, кто на дело гож!
Текст 3
От топота копыт пыль по полю летит: то послали Сеню с донесеньем. Голова у Сени с лукошко, а мозгу ни крошки. По виду орел, а по уму — тетерев. Доскакать доскакал, да все не так рассказал: рассказал, что не тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали, что Прокоп не свой варил укроп, а съел у Маши всю сыворотку из-под простокваши да еще пирог с грибами, чтоб держать язык за зубами. Протопоп-то держал, а Сеня все болтал да болтал, да и вздремнул. Вздремнуть не вздремнул, всхрапнул, да и присвистнул.
Упражнение 2
Прочитайте тексты из скороговорок, представив, что вы рассказываете историю, похожую на сказку.
Помните, что в этом случае необходима сказовая интонация: неторопливость, загадочность тона или игривость.
Текст 1
Тронулась от околицы тройка с колокольцами. У калитки — маргаритки, подползли к ним три улитки. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча. Хвастал храбрый краб три дня: «Краба нет храбрей меня!» Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопьевича; говорили про попа, про Прокопия попа, про Прокопьевича. Шли три Назара, встали у базара да заговорили про Прокопа, про Прокопчиху и про маленьких Прокопиных Прокопенят.
Тень-тень-потетень, выше города плетень. Слушайте, кому не лень, сказку-небылицу про красну девицу Маланью-болтунью, что молоко болтала-выбалтывала, да не выболтала, а дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. Но Ромаша себе на уме: ел не ел, а за столом просидел, по усам текло, а в рот не попало! Вот вам сказка, а нам бубликов связка!
Текст 2
Ночь прошла, темноту увела. Замолчал сверчок, запел петушок. Полежала немножко, распахнула окошко. Здравствуй, солнышко-колоколышко!
Расскажу я вам сказку старинную, не шибко короткую, да и не шибко длинную, а такую как раз, как от меня до вас. Не белы лебеди по небу летят, русские люди сказку говорят. Сказка-быль ли, не быль, да и не вранье. Верьте ей, не верьте, а слушать слушайте до конца. Конец — всему делу венец. Сказок у нас что птиц в стае, да ни одна из них не пустая.
Текст 3
Дело было вечером, делать было нечего. Портной Пото играл в лото, и портниха Пото играла в лото. Пришел Прокоп кипятить свой укроп, рассказал про то, что портниха Пото играет в лото, но не слушал Пото. Но портной Пото не знал про то, что портниха Пото играет в лото. Стоит Прокоп, кипятит свой укроп, а укроп шипит и совсем не кипит. Ушел Прокоп. Шипел укроп, шипел укроп, закипел вдруг укроп! Услышали про то супруги Пото. Позабыв про лото, закричали про то, что пришел Прокоп кипятить свой укроп. Пришел Прокоп — не кипел укроп, а ушел Прокоп — закипел укроп! Прибежал Прокоп и спросил Пото: «Что кричите, про что?» Не слышат Пото и кричат лишь про то, что пришел ты, Прокоп, не кипел укроп, а ушел ты, Прокоп, закипел твой укроп и сбежал твой укроп. Дело было вечером, делать было нечего.
Упражнение 3
Прочитайте текст, предварительно выделите логические центры, определите паузы.
Текст 1. ЛЕС И СТЕПЬ
(отрывок)
Но вот наступает вечер.// Заря запылала пожаром/ и обхватила полнеба.// Солнце садится. // Воздухвблизи / как-то особенно прозрачен,/ словно стеклянный;// вдали ложится мягкий пар,/ теплый на вид; // вместе с росой/ падает алый блеск на поляны,/ еще недавно облитые/ потоками жидкого золота; // от деревьев,/ от кустов,/ от высоких стогов сена/ побежали длинные тени...// Солнце село;// звездазажглась / и дрожит в огнистом море заката... //Вот оно бледнеет;// синеет небо;// отдельные тени исчезают;// воздух наливается мглою.// Пора домой, / в деревню, / в избу, /где вы ночуете./ Закинув ружье за плечи,/ быстро идетевы, / несмотря на усталость... // А между тем наступает ночь;// за двадцать шагов уже не видно;// собаки едва белеютво мраке. // Вон над черными кустами/ край неба смутно яснеет...// Чтоэто? / Пожар?// Нет,/ это восходит луна. // А вон внизу,направо, / уже мелькают огонькидеревни... // Вот наконец и ваша изба.// Сквозь окошко видите вы стол,/ покрытый белой скатертью,/ горящую свечу, / ужин... //
(И. Тургенев)