Билет 3. 4. 5. 6 Основные этапы проведения психологического консультирования
Билет 2
Ролло Мэй в книге «Искусство психологического консультирования» также выделяет четыре этапа развития консультативного процесса, однако суть их несколько отлична.
1.Первая часть встречи – установление контакта с клиентомю.
2.Вторая, «главная часть встречи – исповедь».
3.Далее «наступает стадия толкования».
4.последняя фаза консультирования – «трансформация личности, что является завершением и целью всего процесса»
Билет 3. 4. 5. 6 Основные этапы проведения психологического консультирования
1.Подготовительный этап: знакомится с клиентом (по записи, о информации о клиенте и т.п. На данном этапе работы психолог-консультант сам готовится к проведению консультации: разрабатывает план проведения консультации с учетом индивидуальных особенностей клиента и волнующей его проблемы, подготавливает материалы и оборудования, которое может понадобиться в ходе проведения психологической консультации.
На первом этапе не выделяются и не применяются никакие специальные процедуры. Время от 20 до 30 мин.
2. Настроечный этап. консультант лично встречает клиента, знакомиться, настраивается на совместную работу с клиентом.
Обговорить: об основных целях консультирования, о своей квалификации, об оплате за консультирование, о приблизительной продолжительности консультирования, о целесообразности консультирования в данной ситуации, о риске временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования, о границах конфиденциальности.
Не следует вселять в клиента надежду на помощь, которую психолог не в силах оказать.
Не следует соглашаться звонить куда-либо по просьбе клиента, писать письма, приглашать на консультацию, то есть не делать ничего такого, что можно было бы обозначить как вмешательство психолога-консультанта по просьбе клиента в частную жизнь других людей.
После решения всех перечисленных выше вопросов можно переходить к расспросу клиента «Что Вас привело ко мне?». Произнесение этой фразы знаменует начало следующего этапа психологического консультирования.
В среднем этот этап по времени может занимать от 5 до 7 мин.
3. Диагностический этап: консультант выслушивает исповедь человека, уточняет проблему человека. Основное содержание данного этапа составляет рассказ человека о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика человека, если возникает необходимость ее проведения. Уточняющие вопросы.
Консультант должен запоминать имена, даты, факты, события и многое другое, что важно для понимания личности клиента, для поиска оптимального решения его проблемы, выработки правильных и эффективных выводов и рекомендаций.
Прежде чем формулировать свои выводы и заключения, психолог-консультант проводит дополнительную беседу с клиентом или другими лицами, имеющими отношение к проблеме, возникшей у клиента, и способными представить полезную для консультирования информацию. При необходимости проводиться дополнительные исследования.
Иногда данный этап психологического консультирования может занимать от 4 до 6-8 ч.
4. Рекомендательный этап. Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о человеке и его проблеме, на данном этапе вместе с человеком вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях. На этом этапе психолог-консультант должен помочь человеку сформулировать возможные альтернативы привычному поведению, а затем, внимательно анализируя и критически оценивая их, выбрать тот вариант, который для человека является наиболее подходящим.
Могут использоваться следующие процедуры: убеждение, разъяснение, поиск взаимоприемлемого решения, уточнение деталей, конкретизация.
Цель соответствующих процедур заключается в том, чтобы добиться максимально полного и глубокого понимания человеком тех выводов и решений, к которым приходит психолог-консультант, а также в том, чтобы мотивировать человека на выполнение этих решений
5. Контрольный этап. На данном этапе психолог-консультант и человек договариваются друг с другом о том, как будет контролироваться и оцениваться практическая реализация человеком полученных им практических советов и рекомендаций.
Завершающий этап психологического консультирования включает в себя следующие моменты: подведение итогов консультации и расставание с человеком.
Могут договориться друг с другом о том, где и когда они встретятся в следующий раз. Если требуется терапия.
При прощании клиента следует проводить хотя бы до двери, сказать ему несколько теплых слов на прощание: Я вполне удовлетворен нашей встречей; Мы с вами приятно провели время; Мне было интересно с вами общаться; Хорошо, что мы обо всем договорились.