Посредничество учителя в конфликте
Вы познакомились с методами оптимизации понимания в общении и взаимодействиях, а также погашения и профилактики конфликта путем автокоррекции собственных психических состояний. Эти методы эффективны тогда, когда учитель выступает одним из участников реальной или потенциальной конфликтной ситуаций. Но в своей педагогической практике школьный учитель может столкнуться с необходимостью уладить конфликт, вспыхнувший между учащимися, родителем и учеником, учителем и дирекцией школы. В таком конфликте педагог не является непосредственным участником, но может помочь снижению напряженности и достижению конструктивного выхода из конфликта при помощи специальных действий посредничества (В основу положены исследования Международного института посреднической деятельности (США) и его директора Д. Дана).
Посредническая роль отличается от ролей судьи или арбитра. Деятельность последних направлена на то, чтобы обоснованно ответить на вопрос: кто прав и кто виноват. Деятельность посредника в конфликтной ситуации заключается в том, чтобы сблизить участников, развить и укрепить конструктивные элементы в их общении и взаимодействиях, облегчить улаживание конфликта. Реализуя посредничество, нельзя принимать точку зрения ни одного из конфликтующих, необходимо остаться нейтральным относительно объекта конфликта. Важно также сохранить спокойное, сбалансированное и доброжелательное настроение и не попасть под воздействие негативных эмоций участников.
Методика посредничества по улаживанию конфликта состоит из четырех шагов.
1 шаг: «Найдите время, чтобы поговорить». На данном этапе посредник помогает участникам о времени и месте переговоров. Помните при этом, что должны выполняться следующие условия:
А) разговор должен быть длительным (2 – 4 часа);
Б) помещение выбирается так, чтобы исключались различные помехи (телефонные разговоры, открывание двери, случайные заглядывания и проч.);
В) время для разговора определяется таким образом, чтобы ни один из участников не был им ограничен (никуда не спешил).
Когда Вы договоритесь о переговорах, для участников необходимо сформулировать два главных правила-запрета.
Первое: если переговоры начались, то запрещается выходить из комнаты раньше, чем закончится условленное время. Нельзя выбегать, «хлопая дверью», нельзя говорить фразы типа: «Я вообще не хочу об этом говорить!», «Ну, теперь все ясно, о чем здесь можно говорить?!», «Я вижу, что меня здесь не поймут!».
Второе: Запрещается использовать «силовые приемы» (заставлять другого человека уступать, сдаваться). Нельзя унижать и оскорблять партнера по общению.
Конкретный пример из нашей консультационной практики. В одной из подмосковных школ в классе вспыхнули «мальчишечьи бои». Почти каждый день после уроков, подростки собирались во дворе школы и под возгласы зрителей, других школьников, находящихся в роли зрителей, начинали выяснять отношения посредством кулачных боев. В результате дети возвращались из школы домой с синяками, в разорванной одежде, и родители приходили в школу с жалобами. Проблема неоднократно обсуждалась на классных часах с ребятами и на родительских собраниях, применялись так же различные способы наказания. Однако если вовремя начало конфликта не было замечено, он опять выливался в драку.
В чем причина? Действия учителей по улаживанию конфликта являлись неэффективными потому, что они были направлены на устранение внешних форм проявления конфликта и не. снимали их внутренней причины. Чтобы устранить скрытые причины конфликтной ситуации, может быть полезным проведение переговоров конфликтующих подростков, в которых учитель выступит посредником. Вы можете предложить ребятам поиграть в игру «Американский конгресс». В ходе этой игры на заседании «американского конгресса» улаживается «конфликт между разными американскими штатами». Подросткам будет также интересно поиграть в ООН, на заседании которого разбирается конфликт, вспыхнувший «между двумя странами».
Договаривайтесь с учащимися о дне и времени переговоров, находите свободное помещение, формулируйте для них два правила-запрета. Эти правила можно написать на плакате и повесить в комнате, в которой будут проходить переговоры.
2 шаг: «Спланируйте организацию». В самом начале разговора важно его правильно «запустить». В нашем примере учитель выступает с «вводной речью». Он говорит примерно следующее: «Конфликты и столкновения часто возникают в общении и взаимодействиях людей. Полностью исключить конфликтные ситуации никогда не удается. Наша с Вами задача заключается в том, чтобы перевести возникшее противоречие в конструктивное русло. Если мы сможем вместе найти пути улаживания конфликта, мы станем более развитыми и творческими людьми, и будем улаживать любые конфликты. Я уверен, что мы сможем найти правильное решение».
Установка, которую Вы реализуете на переговорах, заключается в том, что Вы не заставляете ни одного из участников полностью отказаться от собственной, позиции. Вместе с учащимися Вы вырабатываете новую позицию, в которой будут учтены позитивные моменты всех конфликтующих сторон. Никто не должен быть обижен! Ваши переговоры будут успешными в том случае, если ребята уйдут уверенные в том, что к мнению каждого из них прислушались при разработке общего соглашения.
И последнее. Знайте, что в предстоящих переговорах Ваша задача избежать трех основных ошибок.
Первая ошибка: «Либо выиграешь, либо проиграешь» («Либо только я прав, а ты не прав; либо только ты прав, а я не прав»). Иллюзия того, что только одна из конфликтующих сторон может быть права в конфликте, а другая - всегда не права, мешает людям договориться. Действительно, никому не хочется признать себя неправым. Если Вы увидите, что взаимодействие между ребятами принимает направление «Я только прав, а ты ни прав», объясните им, что здесь нет правых и виноватых. Каждый человек имеет право стремиться к собственным целям и удовлетворять свои желания, важно только добиваться этого так, чтобы учитывать цели и желания других людей.
Вторая ошибка: «Ты плохой человек». Часто конфликты между людьми разрешаются неконструктивно потому, что один из участников доказывает себе и другим, что его противник — плохой человек, и что конфликт вызван тем, что у партнера тяжелый характер. Например, от одного из своих воспитанников Вы слышите такую реплику: «А Сережка во всем виноват! Он всегда первый начинает! Он — злой человек!». Эту фразу Вы корректно парируете: «Давайте не будем никого обвинять! Все люди имеют как хорошие, так и плохие черты характера, и Вы, и я! Давайте выработаем общее решение!».
Третья ошибка: «Камень преткновения». Возможно, в промессе переговоров выяснилось, что объект конфликта является довольно сложным препятствием к достижению соглашения. Тогда у многих присутствующих может возникнуть ощущение, что необходимо либо терпеть, либо разорвать отношения.
Вернемся к нашему примеру. Допустим, Вы столкнулись с таким случаем: один из подростков взял у другого велосипед без разрешения и во время катания сломал его. Сломанный велосипед и его обиженный владелец — это довольно сложное препятствие к улаживанию конфликта. Что делась? Попробуйте найти пути конструктивного решения допроса. С одной стороны, Вы можете предположить, что подросток, отнявший велосипед, хотел покататься и не был уверен, что ему позволят это сделать. И тогда владелец велосипеда получит жизненный урок в том, что быть добрым и идти навстречу желания товарищей — хорошо в нравственном, отношении и «выгодно» в материальном. С другой стороны, можно отметить и то, что провинившийся не хотел ломать велосипед, он упал, врезавшись в дерево.
Если Вы найдете подробные объяснения, то уменьшите напряженность разговора, тем самым поспособствуете принятию общего решения ребят починить велосипед вместе, общими усилиями. В результате не только будет отремонтирован сам велосипед, но и укреплена дружба в классе.
3 шаг: «Выговорись». На данном этапе перед участниками конфликта и перед Вами как посредником стоит задача выявления объекта ссоры и формулирования имеющейся проблемы. Так, в нашем примере такой объективной проблемой выступает недоверие детей друг к другу, их нежелание пойти навстречу друг другу. Дайте подросткам выговориться, полностью высказать свою позицию и выслушать позицию другого.
При формулировании проблемы, учите детей быть доброжелательнее друг к другу, показывайте им необходимость уважать достоинства друг друга.
4 шаг: «Соглашение». В ходе разговора постепенно наступает момент, когда участники выговорились, «облегчили душу» и становятся психологически готовыми к примирению. Они успокаиваются, снижается напряженность их высказываний, расправляются черты их лиц. Наверное, им самим надоело ссориться или они просто устали. Но в любом случае наступает момент для составления соглашения.
Приготовьте бумагу и ручки. Текст документа должен содержать решение переговоров и описание того, что, как и когда должны сделать каждая их конфликтующих сторон для реализации принятого решения. Пусть каждый участник напишет свой текст: что он ждет от партнеров и что он смог бы сделать сам. Затем организуйте обсуждение: в котором имеющиеся тексты будут совмещены и возникнет общий единый текст. Полезно повесить соглашение в классе, чтобы его все видели. Через некоторое время организуйте вторичное обсуждение по выполнению решения, сформулированного в соглашении. Заканчивая описание методики посредничества в конфликте, позволим себе дать Вам несколько полезных советов.
Совет первый: подготовьтесь к посреднической роли. Действительно, реализация посредничества в нашей педагогической практике является непривычным делом. Чтобы поверить в эффективность предполагаемого метода, предварительно опробуйте его дома, при разрешении конфликта, возникшего в семейных взаимоотношениях. И только после того, как Вы попробовали свои силы в посреднической деятельности и убедились в силе методики, начинайте работу с ребятами.
Совет второй: стимулируйте диалог. Если кто-то из подростков замолчал, задайте ему нейтральный вопрос. Если разговор зашел в тупик, можете повторить одну из последних сказанных фраз: «Сережа, ты сказал, что...».
Совет третий: поддерживайте тенденцию к позитиву, который начал проясняться в разговоре. Например, если один из Ваших воспитанников сказал: «Ладно, я понимаю Сережку, он хотел просто покататься, но надо было спросить у Вадика, чтобы он разрешил».
Совет четвертый: Не принимайте решения сами, а только осторожно поддерживайте диалог. Выработка соглашения — задача, которую должны решить ребята самостоятельно.
Какие позитивные воспитательные результаты достигаются в случае применения методики посредничества в конфликте? Во-первых, Ваши воспитанники, да и Вы сами получили личный опыт разрешения конфликтной ситуации не посредством наказания, упреков и выговоров, а „мирным" путем, при помощи разговора. В ходе беседы ребята смогут понять не только друг друга, но и Вас, как учителя и как посредника. Они поймут, например, что Вы заботитесь о них, что возникающие сложности в их отношениях Вас беспокоят. Они смогут понять, наконец, что Вы хотите им искренне помочь. Во-вторых, ребята получат опыт культурного участия в конфликте без взаимных упреков и угроз, без применения силовых приемов. Несомненно также, что умение анализировать собственную позицию и позицию оппонента пригодится им в жизни.
В-третьих, как мы могли убедиться на собственном опыте, достаточно один-два раза разобрать школьный конфликт между детьми, как затем они уже сами, без Вашего участия, смогут разобраться в своих делах, не прибегая к кулачному бою. Кроме этого, класс, как правило, становится дружнее, развивается взаимопомощь в коллективе ребят.
Попробуйте применить американскую методику посредничества в своей педагогической деятельности! Мы уверены, что результаты будут превосходными!
Емельянов С.М.
Конфликты в организации[38]
Организация является основной ячейкой в социальной структуре современного общества. Социальная жизнь людей протекает в составе тех или иных организаций (производственных, финансовых, коммерческих, научных, образовательных, общественных и т. д.).
Сложная система отношений в организации таит в себе возможность возникновения самых различных конфликтов, которые специфичны как по содержанию и динамике, так и по способам разрешения.
В данной теме рассматривается многообразие и специфика таких конфликтов.