Методические указания для студентов
Тема 1.1 Понятие о методологии психологического исследования
Лекция 1. Понятие о методологии психологического исследования (4 ч.)
План лекции:
Задачи психологического исследования: теоретико-экспериментальные, прикладные, практические.
Организация психологического исследования.
Цели исследования и обследования.
Связь теории метода с методологией научного познания.
Развитие экспериментальной психологии и дифференциация понятий «метод» и «методика исследования».
Самостоятельная аудиторная работа по теме
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчётности |
1. | Общая | Составление структурного конспекта по лекции 1: «Развитие методов психологического исследования». | Представление конспекта на проверку |
2. | Индивидуальная | Ответы на формулируемые преподавателем вопросы на лекции 1. | Устный ответ |
3. | Групповая | Составление плана-схемы по теоретическим вопросам, выносимым на самостоятельное обсуждение | Структурный конспект в виде «плана-схемы» |
Организация групповой интерактивной работы:
1. Анализ и обсуждение вопроса «Проблема закона в психологии». Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б. Ф. Ломов. – М.: Просвещение,1984. – 439 с. С. 104-115.
2. Конспектирование, анализ и обсуждение вопроса «Объяснительные принципы психологии». Петровский А. В. Основы теоретической психологии. – с. 343-449.
3. Анализ и обсуждение вопроса «Научное мышление в психологии». Гудвин, Дж. Исследование в психологии: методы и планирование [Текст] / Дж. Гудвин. – 3-е изд. – СПб.: Питер,2004. – 558 с. С.20-51.
Самостоятельная внеаудиторная работа по теме
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Срок сдачи | Форма отчетности |
1. | Индивидуальная | Изучение литературных источников по теме лекции | Текущее занятие | Конспекты |
2. | Групповая | |||
3. | Общая |
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Метод как способ сбора данных.
2. Психологические методики и проблема выделения психологических переменных.
3. Типы эмпирических данных в психологии.
4. Эмпирические методы в психологии.
5. Понятие эмпирической проверки научных гипотез. Верификация и фальсификация гипотез.
6. Теории, гипотезы и факты в структуре психологических знаний.
7. «Психологическая реальность», мир теорий и экспериментальные модели.
Рекомендуемая литература
Бреслав, Г. М. Основы психологического исследования. Учебное пособие [Текст] /Г. М. Бреслав. – М.: Академия, 2011. – 493 с.
Волков, Б. С. Методология и методы психологического исследования. Учебное пособие для вузов [Текст]/ Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А. В. Губанов. – М.: Академический проект; Фонд «Мир». 2005. – 352 с.
Гудвин, Дж. Исследование в психологии: методы и планирование [Текст] / Дж. Гудвин. – 3-е изд. – СПб.: Питер,2004. – 558 с. С.20-51.
4. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология [Текст] / В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2011. – 320 с.
5.Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: учебник для вузов [Текст] / Т. В. Корнилова.- 2-е переизд-е. – М.: Изд-во Юрцайт, 2012. – 381.
6.Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б. Ф. Ломов. – М.: Просвещение,1984. – 439 с.
Формы текущего контроля:
1. Устный опрос
2. Проверка структурных конспектов по теме.
Материалы для текущего контроля:
Вопросы для устного опроса
1. Назовите основные свойства и параметры научной теории.
2. Перечислите основные функции научной теории, приведите примеры.
3. Составьте схемы взаимодействия научной теории и эксперимента, приведите примеры, поясните особенности взаимосвязи.
4. Перечислите типы психологических законов (по Б.Ф. Ломову).
5. Что понимают под нормативами научного мышления? Что такое нормативы экспериментирования?
6. Как в методологии научного познания представлено значение парадигмы?
7. Чем в психологии различаются понятия эмпирической закономерности и экспериментально установленного факта?
8. Чем различаются представления об эксперименте в широком и узком значении термина?
9. Как соотносятся представления о психологическом и поведенческом экспериментах, о естественно-научной схеме экспериментирования и психологическом экспериментировании?
Задание: заполнить таблицу