Предварительный анализ проблемной ситуации
Как способ определения эффективности командной работы
Выполнили: ст. гр. СОд-51
Антонец Ольга
Куренева Наталья
Пинчук Татьяна
Тихонова Татьяна
Харитонова Ольга
Проверила: д. с. н., профессор
Шиняева Ольга Викторовна
Ульяновск 2012
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
Сегодня человеку нередко приходиться работать в команде. Многочисленные чрезвычайные ситуации, природные катаклизмы предполагают существование команд спасателей. Как показали спортивные события, отсутствие «командного духа» приводит к поражению в игре. Энергия команды позволяет начинающим фирмам «вырваться вперед», занимая достойное место на рынке.
Можно привести большое количество примеров удачного использования рабочих команд на практике:
- В компании Sherwin-Williams (крупнейший в мире производитель лакокрасочных материалов) внедрение самонаправляемых рабочих команд позволило сократить потребность в персонале на 20 %;
- Предприятия корпорации Xerox (американская корпорация, разработчик и производитель копировальных аппаратов и электронной техники) , использующие рабочие команды, на 30 % более производительны, чем традиционно организованные предприятия этой же корпорации.
- Корпорация AT&T Credit Corporation использовала высокоэффективные межфункциональные команды для повышения производительности и улучшения обслуживания клиентов. Эти команды удвоили количество обработанных за сутки кредитных заявок и сократили сроки утверждения кредитов вдвое.
- Компания Motorola использовала высокоэффективные команды для развития системы управления снабжением. Эти команды добились повышения качества на 50 % и сократили задержки поставок на 70 %.
Все это говорит о том, что работа в команде имеет большие организационные ресурсы. Основными факторами для создания команды являются:
- Необходимость повышения скорости принятия решений. Обеспечение большей гибкости организационной структуры.
- Возрастание сложности деятельности. Усиление значения специализации и, как следствие, необходимость повышения качества взаимодействия.
- Возрастание конкуренции на рынки труда. Необходимость высоконадежных систем отбора, подготовки, адаптации, развития и стабилизации персонала.
- Возрастание значения неденежной мотивации, развитие теории вовлекающего менеджмента.
- Увеличение нагрузки (информационной, эмоциональной, физической), что приводит к необходимости развития системы дублирования, взаимопомощи и взаимозаменяемости.
Однако, стоит отметить, что мало одного желания создать команду. Эта команда должна функционировать должным образом. Люди, являющиеся рабочим коллективом, должны понимать и уважать друг друга. Чем сложнее вид деятельности – тем больше ответственности ложится на плечи каждого из команды, тем выше эмоциональная нагрузка работником, и как следствие, возможность нервного срыва и депрессии. Именно поэтому сотрудники, являющиеся одной командой должны понимать, что это общее дело и уметь грамотно работать в команде при любых условиях!
АКТУАЛЬНОСТЬ выбранной темы заключается в том, что сегодня, в условиях жесткой конкуренции и активно развивающихся технологий «командный разум» становится главных источником продвижения новых идей и продуктов, а современные проективные методики позволяют крупным компаниям проводить избирательный отбор будущих сотрудников, проникая во все глубины подсознания, которые иногда прячут в себе человеческие недостатки.
Руководитель направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков в интервью Комсомольской правде (№23 от 13.08.2012) подчеркнул: «В команде люди работать не умеют. Потому что с детства их в школе не учат. Можно еще и в вузе поменять, если показать, как это нужно. Но тут нужно мотивировать, чтобы вузы, в том числе, и деньги давали, и поощряли, когда у него есть результаты побед в конкурсах и в команде»
Директор Фонда посевного финансирования компании «Майкрософт» Гайдар Магдануров: «У нас работать в команде во время образования не учат. У нас система образования настолько заскорузлая и убогая! Надо учить-то именно в команде. По-хорошему вы должны писать проекты, когда вы учитесь. Вот когда ты делаешь проект, который ты не можешь сделать один… Один ты можешь скачать реферат. А если ты делаешь проект и тебе за него зачеты, и экзамены ставятся, тогда ты учишься работать командой. И ты на выходе выпускаешься готовым членом команды. А если вы посмотрите на состав современных олигархов, были прекрасные исследования, там очень четко видно, что они группируются по выпускникам одних курсов нескольких институтов»
Как показывает исследование агентства «Рейтор» 2011 года, 75% работодателей жалуются на отсутствие навыков командной работы у выпускников ВУЗов, в свою очередь, более 60% молодых специалистов отмечают нежелание работать в коллективе, предпочитая индивидуальную работу коллективной. Почему так происходит? Вопрос остается открытым. И именно этот вопрос заинтересовал нашу исследовательскую группу.
Таким образом, ПРОБЛЕМА состоит в следующем: с одной стороны, коллективная работа позволяет достичь более значимых результатов, чем индивидуальная и будущим выпускникам непременно придется столкнуться с трудностями работы в команде, с другой стороны, как считают современные руководители, у молодых людей отсутствуют навыки работы в команде и зачастую им проще сделать всё самостоятельно, в независимости от других.
ОБЪЕКТОМ нашего исследования выступила учебная группа СОд-51, ПРЕДМЕТОМ– изучение особенностей командной работы студентов данной группы, а также эффективности командной работы в группе, как таковой
ЦЕЛЬ: выявить индивидуальные особенности членов группы СОд-51, которые препятствуют/ способствуют эффективной работе в команде.
ЗАДАЧИ:
ü Составить «командный портрет» группы СОд-51
ü Выявить факторы, влияющие на работу членов группы в коллективе
ü Выделить индивидуальные особенности, способствующие повышению эффективности командной работы
ü Разработать рекомендации по повышению эффективности командной работы в исследуемой группе