Отношение к торговой марке
Отношение к марке, как и предшествующая ему осведомленность, — это универсальная цель коммуникации. В большинстве ситуаций выбора потенциальные покупатели осведомлены более чем об одной марке в данной категории. Следовательно, их выбор будет основан на отношении к торговой марке. В среднем около 40% марок, о которых осведомлен покупатель, оцениваются им как приемлемые, но обычно в каждом конкретном случае он должен выбрать только одну из них.
Отношение к торговой марке — самый сложный из эффектов коммуникации. Вся рекламная информация, а также некоторые меры стимулирования прямо или косвенно направлены на создание отношения.
Отношение к торговой марке включает четыре основных компонента:
1) убеждение, то есть собственно отношение;
2) мнения о конкретной выгоде, различные по своему эмоциональному и оценочному влиянию;
3) возможные автономные эмоции, которые являются частью убеждения о способности марки соответствовать покупательской мотивации;
4) «правило выбора», согласно которому мнения и эмоции
покупателя складываются в убеждение.
Можно выделить несколько различных по своему содержанию стадий взаимоотношений потребителя и торговой марки:
Создание отношения к марке. Создание отношения является целью в том случае, когда у целевой аудитории еще не сложилось никакого отношения к торговой марке, то есть когда покупатели ничего о ней не знают. Часто такая цель ставится, когда реклама адресована новым пользователям товарной категории, при рекламировании новых марок в новой категории или когда стратегия продвижения марки кардинально меняется.
Цель улучшения отношения к торговой марке ставится в том случае, когда целевая аудитория имеет лишь умеренно благоприятное предыдущее отношение к торговой марке и его необходимо усилить. Рекламодатель, который в качестве цели рекламной кампании провозглашает улучшение отношения к торговой марке, стремится к тому, чтобы пользователи марки покупали ее чаще и стали высоколояльными потребителями. Примером такой кампании может служить практически любая телевизионная реклама известных торговых марок.
Сохранение отношения к торговой марке может стать реальной целью, когда целевая аудитория максимально благоприятно относится к марке (то есть данная марка является самой предпочитаемой). Термин «сохранение (поддержание) отношения» применим только к лояльным потребителям торговой марки.
Изменение отношения к торговой марке необходимо, когда стремится в оборот новая покупательская мотивация. Этот процесс принято называть репозиционированием. Таким образом, в качестве коммуникативной цели отношение к марке представляет собой сложный комплекс, состоящий из нескольких компонентов. Но в каждом случае воздействие на отношение — это непосредственная цель рекламной коммуникации.
Стратегия «имидж марки»
Имидж марки — это стратегия, рассчитанная на психологическую дифференциацию людей. При ее использовании товар становится символом определенного психологического типа человека, реклама символически закрепляет за той или иной маркой определенный стиль поведения, манеру держать себя и одеваться, тип интерьера или природного окружения и прочее. Обращаясь к определенной целевой аудитории, рекламисты в этом случае должны знать, какими хотят видеть себя эти люди, кому стремятся подражать. Должен быть сконструирован цельный образ, и этот образ должен быть желанным для целевой аудитории. Для использования данной стратегии требуется достаточно тонкое понимание психологии потребителей.
Самым ярким примером использования стратегии «имидж марки» является реклама сигарет «Marlboro», в которой создан образ ковбоя — мужественного сильного свободного мужчины, сына природы, изображаемого на фоне великолепных простором Техаса.
Стратегия «резонанс» или стратегия сопереживания
Стратегию «резонанс» также чаще всего используют для рекламирования товаров, при выборе которых ведущими являются иррациональные мотивы. Рекламист в этом случае стремится пробудить личный опыт потребителя, актуализировать его систему ценностей, чтобы наделить товар психологически значимым смыслом. В основе этой стратегии лежит теория эмпатии или сопереживания, сторонники которой считают, что действенной может быть только та реклама, создатели которой условно ставят себя на место потребителя и говорят с разными адресатами рекламного обращения на языке его собственных потребностей или недостаточно осознанных желаний.
Покупка товара при этом превращается в способ приобщения к субъективно важным для человека явлениям, событиям, людям. Чаще всего в современной рекламе с помощью этой стратегии стремятся ассоциировать товар со счастливой благополучной семьей, успехом, карьерой, счастливым романом. В такой рекламе, как правило, есть модель процесса достижения положительного результата, какой бы сферы жизни он не касался. Такие указания передаются опосредовано, через использование в рекламе образов известных людей, знаменитостей, персонажей популярных фильмов и литературных произведений, животных, произведений искусства.
Аффективная стратегия
Применяя эту стратегию, рекламисты стремятся с помощью юмора, неожиданных поворотов рекламного сюжета, игры на многозначности слов и изображений вызвать у потребителя состояние эмоциональной причастности и перенести приятные чувства,связанные с восприятием рекламы, на сам товар. В отличие от предыдущих двух видов рекламных стратегий, эта реклама не придает товару социально и психологически значимой ценности и не призывает потребителя купить вместе с товаром какое-либо качество нематериального свойства. Как правило, такая реклама просто развлекает потребителя и, благодаря переносу благоприятных впечатлений с рекламы на товар, делает его потребление более эмоционально насыщенным. Примерами рекламы этого типа могут служить видеореклама журнала «TV-парк», торговых марок «Белый орел» и «Twix».
Стратегия ломки стереотипов
Рекламная практика последних двадцати лет дает немало новых примеров успешных творческих решений, которые выдержали проверку временем. Метод ломки стереотипов получил широкое признание не только в рекламе, но и в бизнесе вообще. В основе его лежит трехступенчатый процесс:
1) выявление стереотипа;
2) ломка стереотипа;
3) формирование нового видения.
По мнению автора концепции, стереотип это то, что мешает по-новому смотреть на товар, торговую марку. Нарушение непрерывности или ломка стереотипов происходит тогда, когда и стратегия, и исполнение не имеют ничего общего с тем, что было сделано раньше. Стратегия в основе своей содержит постоянный поиск идеи, которая ломает и опрокидывает стереотипы рынка.