Знать, как «Отче наш», правила, полезные при взаимодействии с начальником-монстром

Если шеф часто повышает голос, позволяет себе нелестно высказываться в ваш адрес в присутствии других и любит повторять, что вы сами по себе ничего не стоите, а «рынок труда огромен» и «незаменимых людей нет» - поздравляем: вам действительно достался начальник-монстр! При этом вы испытываете стресс, впадаете в депрессию и думаете о том, что пришло время искать другую работу. Однако не стоит принимать скоропалительных решений. Можно воспользоваться следующими советами - и не стать жертвой начальника-тирана:

- Прежде всего, постарайтесь вести себя уверенно. Ни в коем случае не стоит кричать в ответ - лучше спокойно объяснить свою позицию, тщательно подбирая фразы.

- Когда вы злитесь на «трудного» начальника или трясетёсь от страха перед его кабинетом, подумайте о том, что он, прежде всего, обычный живой человек. Ваш строгий шеф так же, как и остальные люди, любит и тревожится, радуется и страдает, надеется и стремится, разочаровывается и болеет. У него (или у неё) могут быть непослушные дети, старенькие родители, неверный супруг или очень строгий руководитель. Представьте себе своего начальника сидящим в кресле в пижаме и тапочках, с компрессом на лбу или с вопящим внуком на руках - и ваши негативные эмоции уменьшатся.

- Записывайте все указания, замечания и претензии. В нужный момент вы сможете сослаться на них и тем самым «охладить» пыл разозлившегося босса.

- Выполняйте работу безукоризненно, чтобы у руководителя не возникло повода придраться к вам. И ни в коем случае не позволяйте ему унижать вас. Если такое случается, обязательно нужно дать отпор - иначе это может войти в привычку.

- Идя к начальнику «на ковер», мысленно обмотайте себя золотой блестящей толстой нитью. Такой воображаемый кокон будет ограждать вас от негативных эмоций шефа и поможет с меньшими моральными потерями пережить неприятный разговор.

- Прежде чем жаловаться на начальника-монстра, стоит обратить внимание и на другой полюс конфликта. Задумайтесь: а не выступаете ли вы в качестве «мишени», так или иначе, навлекая на себя гнев босса? Как часто вы:

а) бегаете на перекур или чашечку кофе;

б) болтаете по телефону в рабочее время на «нерабочие» темы;

в) отпрашиваетесь с работы или опаздываете;

г) нарушаете требования охраны труда;

д) сдаёте отчеты с опозданием?

- Посмотрите на своего шефа как на трёхлетнего ребёнка. Эту методику предложила Линн Тейлор, американская писательница и психолог, в книге «Как приручить офисного тирана». По её мнению, начальник - тиран, который не умеет контролировать свои эмоции и трезво оценивать вещи, и трёхлетний ребёнок удивительно похожи, поэтому и меры по исправлению отрицательных черт характера должны быть одни и те же.

Во-первых, начальника - тирана всегда стоит хвалить. Когда малыш трёх лет от роду делает что-то хорошее, выполняет просьбу, то первым делом его, разумеется, хвалят. Тот же метод предлагается применять и в отношениях с начальником, когда тот совершает поступки, достойные похвалы. Даже если благодарить не за что, можно сказать, что вы цените его рекомендации и уважаете за оказанное доверие.

Во-вторых, изучите повадки шефа. Определите «пусковые механизмы», которые становятся причиной его негодования или потери душевного равновесия. Так, дети начинают впадать в истерику, когда хотят есть, спать, играть или чего-то испугались. Конечно, истерики можно терпеть - а можно научиться их предупреждать либо управлять ими. Для этого внимательнее присмотритесь к начальнику и выясните: когда он активнее, после чего становится дружелюбным, по какой причине - суровым. Например, если обычно у него по утрам плохое настроение, а вот после обеда он часто улыбается, то постарайтесь переносить ваши рабочие встречи с ним именно на послеобеденное время.

В-третьих, проявляйте заботу о своём шефе, особенно в том случае, если хотите получить что-то взамен. Иными словами, делайте небольшие приятные вещи своему руководителю. Например, по утрам до его прихода ставьте чашку с его любимым напитком на рабочий стол. Вы заметите, как через некоторое время начальник подобреет. А вот тогда и можно будет подходить к нему со своей просьбой или деловым предложением.

В-четвертых, попробуйте превратить взаимоотношения с шефом в своеобразную игру - как с ребёнком, когда нужно, чтобы он убрал свои игрушки. Если у вас есть просьба к начальнику, то, озвучивая её, обещайте что-нибудь взамен. Назначайте встречи в его любимых заведениях, позаботьтесь, чтобы на совещаниях и презентациях подавали его любимые закуски, а потом напоминайте ему о своей просьбе.

И главное - не воспринимайте выходки начальника - монстра всерьёз, посмотрите на него как на избалованного ребёнка. Относиться со здравым смыслом и юмором к сложным ситуациям - искусство, научиться которому - дело очень важное и благодарное.

Наши рекомендации