Психологическая сущность научения
Научение заключается в усвоении человеком определенных сведений и способов действий, в результате которых у человека возникает функциональный орган, отражающий существование некой реальности. Функциональный орган – это сплав способов действий с орудием или инструментом. Так, рояль вместе с умением играть на нем – функциональный орган пианиста. Спортивный самолет в совокупности с умением выполнять на нем сложные фигуры пилотажа – функциональный орган пилота. Функциональный означает не морфологический, т.е. не входящий в строение тела, но включенный в способы действия.
В научении выделяются три основных уровня: рефлекторный, когнитивный и концептуальный (понятийный).
Рефлекторный уровень научения – это уровень, на котором происходит усвоение движений. Различают два основных способа усвоения движений: на основе условного рефлекса и на основе оперантного рефлекса. При этом и в том, и в другом случае научение наступает в результате установления ассоциативной связи между одним движением и другими или между действием и результатом. Отличие состоит в том, что при реактивном научении (на основе условного рефлекса) ученик более пассивен. А при оперативном научении (оперативный рефлекс) ученик более активен и сам ищет возможные ассоциативные связи между собственным действием и результатом. На основе реактивного научения проявляются также виды научения как привыкание, сенсибилизация и импринтинг. На основе оперативного – такие виды научения как случайные (путем проб и ошибок), формирование реакций, и имитативные (путем подражания).
Когнитивный уровень научения – это уровень, на котором происходит усвоение ориентировочных систем, карт знаний. Когнитивный уровень научения предполагает не просто установление ассоциативных связей, не просто сохранение в памяти сведений, а оценивание информации, сопоставление сведений с другими, их анализ и, главное, установление связей между формой и содержанием, означающим и означаемым, вещью и именем. Другими словами, когнитивное научение предполагает целостную оценку способов действий на основе ориентировочных схем деятельности. На основе когнитивного научения возникают такие виды научения как латентное (т.е. скрытное) научение, научение путем рассуждения и научение путем озарения (инсайт).
Внешним уровнем научения является концептуальное или положительное научение, при котором происходит усвоение сущностных свойств явлений. Именно понятийный уровень научения воспроизводит человеческий тип жизни, поскольку позволяет человеку овладеть настолько тонкими системами различений и настолько совершенными способами действий, что это позволяет проникать в тайны мира.
Психологически овладеть понятием означает открыть для себя и освоить те способы действий, которые воспроизводят сущность предметов и явлений. Например, просто «знать», что такое «брюки», означает иметь представление об этом предмете одежды. А владеть понятием «брюки» означает уметь спроектировать, скроить и сшить брюки абсолютно любого фасона, в том числе и небывалого ранее. На основе понятийного научения формируется теоретическое мышление, высший способ мысленной деятельности человека.
В зависимости от того, какие анализаторы активирует усвояемый материал, различают следующие типы научения: сенсорный (различение красок, запахов, форм); моторный (усвоение ходьбы, танца, звуков речи, письменных движений); сенсомоторный (музицирование, рисование спортивные игры, плавание); интеллектуальный (выработка суждений, действий согласно плану, умений анализа).
В структуре научения можно выделить два важнейших качественных итога: научение навыкам, т.е. способам действий, автоматическое выполнение которых ведет к достижению целей, относящихся к конкретным условиям. И научение умениям, т.е. способам действий, произвольный выбор которых и свобода осуществления открывает возможность постановки любых осмысленных целей. В том числе и целей, не имеющих отношений к данным условиям жизнедеятельности. Умение человека осуществить действия в пределах предписанных ему целей деятельности называется компетентностью.