Производственные отношения принято делить на социально-экономические (отношения собственности) и организационно-экономические (разделение и кооперация труда, управление и др.)
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Воробьев П.В.
МЕНЕДЖМЕНТ
Учебное пособие
Тольятти
2010
УДК
Воробьев П.В. Менеджмент. /МГСУ.- Тольятти.,2010.-225 с.
Учебное пособие включает программу курса, текст лекций по дисциплине, темы курсовых работ, вопросы к экзамену (зачету).
Рецензенты: А.Г.Кирьяков, А.А.Баранов.
Утверждено в качестве учебного пособия редакционно-издательским советом Института.
ISBN © -Московский государственный социальный институт, 2010.
© - Воробьев П.В., 2010.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ............................................................. 6
Тема 1. Рыночная экономика и менеджмент......................................... 6
Тема 2. Понятие, сущность и функции менеджмента.......................... 6
Тема 3. Опыт менеджмента за рубежом, возможности его использования в России......................................................................................................... 7
Тема 4. Организация как объект управления........................................ 7
Тема 5. Система коммуникаций в организации................................... 7
Тема 6. Принятие решений в менеджменте............................................. 8
Тема 7. Стратегическое и текущее планирование................................ 8
Тема 8. Организационные структуры менеджмента............................. 9
Тема 9. Мотивация деятельности человека в организации................ 9
Тема 10. Организация контроля в системе менеджмента.................. 10
Тема 11. Психология менеджмента...................................................... 10
Тема 12. Управление конфликтами....................................................... 11
Тема 13. Этика делового общения........................................................ 11
Тема 14. Риск - менеджмент................................................................... 12
Тема 15. Инновационная программа менеджера................................ 12
Тема 1. Рыночная экономика и менеджмент............... 13
Вопросы:................................................................................................... 13
Литература:.............................................................................................. 13
1 Экономические основы управления.................................................. 13
2 Собственность и управление.............................................................. 14
Тема 2. Понятие, сущность и функции менеджмента 16
Вопросы:................................................................................................... 16
Литература:.............................................................................................. 16
1 Система управления и её элементы................................................... 16
2 Понятие и содержание менеджмента................................................. 18
Тема 3. Опыт менеджмента за рубежом, возможности его использования в России............................................................ 25
Вопросы:................................................................................................... 25
Литература:.............................................................................................. 25
1 Становление и развитие менеджмента. Подход к управлению разных школ менеджмента............................................................................................ 25
2 Современные научные подходы к менеджменту.............................. 29
3 Основные типы моделей менеджмента............................................. 33
Тема 4. Организация как объект управления................ 37
Вопросы:................................................................................................... 37
Литература:.............................................................................................. 37
1 Понятие организации. Характеристики и виды организаций........ 37
2 Внутренняя среда организации.......................................................... 42
3 Основные факторы внешней среды и механизм их влияния на организацию................................................................................................................... 44
Тема 5. Система коммуникаций в организации......... 52
Вопросы:................................................................................................... 52
Литература:.............................................................................................. 52
1 Сущность и виды коммуникаций. Структура процесса коммуникаций 52
2 Межличностные коммуникации........................................................ 57
Тема 6. Принятие решений в менеджменте.................... 63
Вопросы:................................................................................................... 63
Литература:.............................................................................................. 63
1 Содержание и классификация решений............................................ 63
2 Процесс принятия рациональных решений в менеджменте............ 67
3 Модели и методы принятия управленческих решений.................... 71
Тема 7. Стратегическое и текущее планирование... 76
Вопросы:................................................................................................... 76
Литература:.............................................................................................. 76
1 Процесс планирования в организации.............................................. 76
2 Стратегическое планирование и содержание его этапов............... 81
3 Состав и структура бизнес-плана..................................................... 92
Тема 8. Организационные структуры менеджмента 95
Вопросы:................................................................................................... 95
Литература:.............................................................................................. 95
1 Общая характеристика организационных структур и их элементы 95
2 Виды организационных структур....................................................... 99
Тема 9. Мотивация деятельности человека в организации.................................................................................................................... 115
Вопросы:................................................................................................. 115
Литература:............................................................................................ 115
1 Сущность и содержание мотивации................................................ 115
2 Содержательные и процессуальные теории мотивации................ 119
3 Методы и приемы мотивации............................................................ 128
1 Методы мотивации, ориентированные на работника.................. 128
2 Методы, ориентирование на работу.............................................. 130
3 Методы, ориентированные на организацию................................... 132
Тема 10. Организация контроля в системе менеджмента 134
Вопросы:................................................................................................. 134
Литература:............................................................................................ 134
1 Сущность и виды управленческого контроля................................ 134
2 Основные этапы процесса контроля............................................... 139
3 Понятие и сущность контроллинга................................................. 141
Тема 11. Психология менеджмента.................................. 144
Вопросы:................................................................................................. 144
Литература:............................................................................................ 144
1Личность как объект управления. Понятие личности и ее структура................ 144
2 Понятие и общая характеристика групп, их виды. Этапы развития групп. Условия эффективности группы......................................................... 149
3 Руководство в организации. Власть и ее основные типы. Формы личного влияния в руководстве......................................................................... 158
4 Основы лидерства. Подходы к изучению лидерства..................... 164
5 Стиль руководства. Типология стилей. Выбор менеджером своего стиля руководства........................................................................................... 169
Тема 12. Управление конфликтами.................................... 177
Вопросы:................................................................................................. 177
Литература:............................................................................................ 177
1 Понятие организационного конфликта и его структура. Динамика конфликта.............................................................................................. 177
2 Виды организационных конфликтов, их основные причины и последствия................................................................................................................. 181
3 Управление конфликтами. Структурные и межличностные способы разрешения конфликтов........................................................................ 185
Тема 13. Этика делового общения...................................... 192
Вопросы:................................................................................................. 192
Литература:............................................................................................ 192
1 Сущность делового общения. Законы и основные приемы делового общения................................................................................................................. 192
2 Основные виды устного делового общения, их технология........ 199
Тема 14. Риск - менеджмент..................................................... 206
Вопросы:................................................................................................. 206
Литература:............................................................................................ 206
1 Понятие риска в бизнесе. Классификация видов риска................ 206
2 Система управления рисками........................................................... 209
Тема 15. Инновационная программа менеджера...... 215
Вопросы:................................................................................................. 215
Литература:............................................................................................ 215
1 Характер и основные методы изменений в организации. Управление процессом изменений........................................................................... 215
2 Реинжиниринг, понятие и свойства, области применения........... 218
Тематика курсовых работ по дисциплине ”Менеджмент” 221
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ..................................................................... 222
ЛИТЕРАТУРА.......................................................................................... 224
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Рыночная экономика и менеджмент
Экономические основы управления. Взаимосвязь экономики и управления. Использование в управленческой деятельности законов и закономерностей поведения людей при производстве, обмене, распределении и потреблении.
Собственность и управление. Отношения собственности как источник власти и управления. Развитие форм собственности в соответствии с развитием производительных сил. Коллективные формы собственности: акционерная, кооперативная и другие и их связь с управлением. Экономическая реформа в России и переход на разнообразные формы собственности.
Менеджмент в микро- и макроэкономике. Предпринимательство или бизнес как хозяйственная деятельность в микроэкономике. Маркетинг – важнейшая функция управления предприятием в рыночной экономике. Взаимосвязь маркетинга и менеджмента.
Интегрированный характер маркетинга. Взаимодействие общественных макросистем через маркетинг.
Глобальные процессы развития экономики и общества и их влияние на менеджмент в микро- и макроэкономике.
Содержание, цели и задачи курса. Организация и порядок освоения программного материала.
Основная литература: [5, c. 8-27], [28, c. 49-61].
Дополнительная литература: 6.
Тема 2. Понятие, сущность и функции менеджмента
Понятие управления. Виды управления, их отличительные черты. Объект и субъект управления. Человек как субъект управленческой деятельности.
Предмет, средства труда и результат управленческой деятельности.
Менеджмент как разновидность хозяйственного управления. Сущность менеджмента. Содержание понятия «менеджмент». Цели и задачи менеджмента. Роль менеджмента в экономическом развитии страны. Виды менеджмента.
Природа и состав функций менеджмента.
Менеджер и его место в системе управления. Линейные и функциональные менеджеры, менеджеры низового, среднего и высшего звена.
Ключевые роли менеджера: управленческая, информационная и межличностная. Три основных типа управленческих навыков менеджера: технические, коммуникативные и аналитические, их взаимосвязь. Особые требования к менеджерам. Соотношение понятий «менеджер», «предприниматель», «бизнесмен».
Основная литература: [1, c. 27-59], [2, c. 3-17, 41-51], [4, c. 31-42].
Дополнительная литература: 17.
Тема 3. Опыт менеджмента за рубежом, возможности его использования в России
Условия и предпосылки возникновения менеджмента. Развитие взглядов на менеджмент. Подходы на основе выделения различных школ управления.
Школа научного управления, ее основные положения, выдающиеся представители. Основные идеи школы, используемые в современном менеджменте.
Административная школа менеджмента, вклад в развитие науки, выдающиеся представители. Основные идеи школы, используемые в современном менеджменте.
Школа человеческих отношений. Основные концепции школы. Формирование поведенческой концепции. Бихейвиористкий подход в управлении. Выдающиеся представители. Основные идеи школы, используемые в современном менеджменте.
Школа науки управления (математическая школа управления), ее вклад в теорию и практику менеджмента. Основные идеи школы, используемые в современном менеджменте.
Типы моделей и организаций менеджмента. Характеристика американской, японской, маркетинговой модели организаций.
Современные направления менеджмента. Системный подход и его применение в управлении. Ситуационный подход и его методология. Новая роль управления – нововведения, интеграция, интернационализация.
Проблемы российского менеджмента: основные задачи, адаптация к рынку. Специфика менеджмента в России.
Основная литература: [1, c. 62-84], [2, c. 18-40], [4, c. 31-42].
Дополнительная литература: 18.
Тема 4. Организация как объект управления
Понятие и отличительные признаки организаций. Классификация организаций. Общие характеристики организаций.
Научные подходы к исследованию организаций. Организация, как система, ее элементы.
Внутренняя и внешняя среда организации.
Внутренняя среда как совокупность форм и процессов. Элементы внутренней среды.
Состав и особенности внешней среды организации, ее характеристики. Сферы внешней среды – деловая и фоновая.
Основные факторы деловой среды. Внешняя фоновая среда и ее основные факторы. Основные типы ситуаций в зависимости от характера факторов внешней среды.
Основная литература: [1, c. 31-36, 112-136], [2, c. 41-51].
Дополнительная литература: 19.
Тема 5. Система коммуникаций в организации
Общие понятия коммуникации. Роль коммуникации в процессе управления и в деятельности менеджера. Элементы системы коммуникации.
Коммуникация как процесс с обратной связью. Структура процесса коммуникации. Понятие о кодировании и декодировании информации. Информационный шум и его источники.
Виды коммуникаций. Формальные и неформальные каналы коммуникаций. Разновидности внутриорганизационных коммуникаций и их характеристики.
Критерий эффективности коммуникаций: совпадение смысла переданного и воспринятого сообщения. Коммуникативные умения и методы их развития.
Межличностные коммуникации, их особенности. Коммуникативные стили. Основные барьеры в межличностных коммуникациях. Условия и способы повышения эффективности межличностных информационных обменов.
Организационные коммуникации. Характеристики коммуникационных сетей.
Основная литература: [1, c. 166-190], [4, c. 294-303].
Дополнительная литература: 20.
Тема 6. Принятие решений в менеджменте
Понятие решения. Циклический характер решений. Проблема как основной элемент процесса принятия решений. Роль руководителя в процессе подготовки и принятия решений.
Принятие решения как психологический процесс. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений.
Классификация решений по содержанию задачи, по длительности действия и характеру целей, по форме подготовки. Принятие решений в условиях определенности, риска и неопределенности.
Интуитивные, адаптационные и рациональные решения, их характеристика.
Процесс принятия управленческих решений, этапы процесса.
Модели и методы принятия решений. Системный анализ как методологическая основа процесса подготовки и принятия решений. Основные группы методов принятия оптимальных решений: эвристические, систематизированные, количественные. Методы выработки и принятия решений в группах. Логико-математические приемы в принятии решений.
Комплексная оценка эффективности решений.
Основная литература: [1, c. 194-245], [6, c. 366-371], [8, c. 86-91].
Дополнительная литература: 21.
Тема 7. Стратегическое и текущее планирование
Планирование как начальная функция менеджмента. Роль целеполагания в процессе планирования.
Миссия и цели организации. Миссия как предназначение организации, особенности разработки.
Понятие цели организации. Система целей организации. «Дерево» целей. Классификация целей. Формирование целей функционирования организации.
Стратегия организации. Сущность и основные элементы стратегии.
Стратегическое планирования и его этапы. Методы разработки стратегических планов.
Текущее планирование в организации. Смысл и назначение текущего планирования. Функциональные, единовременные и стабильные планы. Состав и структура бизнес-плана.
Основная литература: [1, c. 255-307], [2, c. 156-174], [4, c. 168-189].
Дополнительная литература: 22.
Тема 8. Организационные структуры менеджмента
Сущность и общая характеристика организационных структур, их значение в деятельности организаций. Элементы структуры и их взаимная связь. Требования к построению рациональной структуры. Факторы, влияющие на формирование и развитие организационной структуры.
Виды организационных структур. Механистическая и органическая организационные структуры, их основные характеристики.
Основные типы механистических структур, их достоинства, недостатки, область применения. Разновидности органических структур.
Выбор вида организационной структуры в зависимости от целей и степени централизации организации.
Построение аппарата управления фирмой. Условия формирования структурных подразделений аппарата управления.
Критерии эффективности организационных структур.
Основная литература: [1, c. 331-354], [2, c. 93-110], [4, c. 258-291].
Дополнительная литература: 23.
Тема 9. Мотивация деятельности человека в организации
Общая характеристика мотивации. Понятие мотивации. Потребности и мотивы. Мотивационная структура человека. Мотивирование как процесс воздействия на человека. Два основных типа мотивирования, их применение в практике управления.
Стимулы, их роль в качестве рычагов воздействия на человека. Процесс стимулирования и его формы. Принципиальное отличие стимулирования от мотивирования.
Характеристики деятельности, на которые оказывает воздействие мотивация. Внутренняя и внешняя мотивация, их соотношение. Связь между мотивацией и конечным результатом деятельности. Проблема оценки результатов работы отдельного работника и его вознаграждения. Формы мотивации: текущее поощрение (наказание) и итоговое вознаграждение (наказание).
Мотивация как процесс. Стадии мотивационного процесса.
Основные теории мотивации. Содержательные теории мотивации. Классическая теория мотивации Ф. Тейлора. Концепция иерархии потребностей А. Маслоу. Теория приобретенных потребностей МакКлелланда. Потребности успеха, причастности и власти. Теория двух факторов Герцберга, применение ее положений в практике управления. Обобщенная характеристика теории содержания мотивации.
Процессуальные теории мотивации. Теория ожидания В.Врума. Основные категории теории ожиданий. Теория постановки целей Э. Локка. Модель процесса мотивации посредством постановки целей. Теория равенства Д. Адамса. Основные категории теории. Реакции человека на состояние неравенства. Концепция партисипативного управления, ее использование в практике управления.
Методы мотивации трудовой активности. Метод денежных вознаграждений и особенности его использования. Условия применения целевого метода. Метод регулирования поведения. Основные приемы обогащения работы.
Основная литература: [1, c. 360-386], [2, c. 284-302], [4, c. 98-136].
Дополнительная литература: 9.
Тема 10. Организация контроля в системе менеджмента
Управленческий контроль в работе менеджера, его элементы, основные задачи. Главная цель контроля. Виды управленческого контроля: предварительный, текущий и итоговый, их содержание. Функции управленческого контроля. Принципы эффективного контроля. Внешний и внутренний контроль, их различие и взаимосвязь. Условия внедрения внутреннего контроля.
Процесс контроля. Необходимые условия контроля. Основные этапы процесса контроля.
Поведенческие аспекты контроля. Типичные ошибки менеджера в процессе контроля. Возможные негативные последствия. Рекомендации по проведению эффективного контроля.
Контроллинг как совокупность методов оперативного и стратегического менеджмента, учета, планирования, анализа и контроля. Система контроллинга, основные задачи, механизм действия.
Основная литература: [1, c. 390-422], [2, c. 196-205], [6, c. 233-254].
Дополнительная литература: 3, 16.
Тема 11. Психология менеджмента
Психологические закономерности управленческой деятельности.
Личность как объект управления. Понятие личности и ее структура. Психологические школы изучения личности.
Группа как объект управления. Понятие группы в организации. Факторы превращения групп в коллективы. Признаки коллектива.
Формальные и неформальные группы, их основные виды. Причины вступления в группы.
Формирование группы. Динамика группы. Основные стадии развития группы. Условия эффективности группы.
Особенности управления неформальными группами.
Руководство в организации. Власть и личное влияние. Понятие власти. Формальная и реальная власть. Основные формы власти. Использование различных форм власти в зависимости от степени относительной зрелости работников.
Личное влияние в руководстве. Способы личного влияния. Сильные и слабые стороны личного влияния.
Психология лидерства. Основы лидерства. Лидер и менеджер. Подходы к изучению лидерства.
Понятие и сущность стиля руководства. Типология стилей. Выбор менеджером своего стиля руководства. Типичные недостатки стилей руководства и пути их устранения.
Основная литература: [1, c. 435-490, 495-508], [2, c. 238-247, 270-238].
Дополнительная литература: 15.
Тема 12. Управление конфликтами
Природа конфликтов в организации. Конфликтные ситуации в коллективе. Признаки конфликтной ситуации. Понятие конфликта. Основные элементы конфликта.
Динамика конфликта. Конфликт как процесс. Стадии и фазы конфликта.
Основные типы конфликтов, их особенности. Горизонтальные, вертикальные и смешанные конфликты. Конструктивные и деструктивные конфликты. Деловые и личностно-эмоциональные конфликты. Конфликтная личность.
Основные причины конфликтов.
Функциональные и дифункциональные последствия конфликтов.
Стратегии преодоления конфликта. Структурные методы управления конфликтов. Межличностные способы разрешения конфликтов.
Особенности разрешения деловых и личностных конфликтов.
Трудовые конфликты, способы их разрешения.
Основная литература: [1, c. 516-560], [2, c. 303-316], [4, c. 318-324].
Дополнительная литература: 24.
Тема 13. Этика делового общения
Сущность общения. Соотношение понятий общение и коммуникация. Этика и общение. Стороны делового общения. Вербальный и невербальный каналы делового общения. Функции делового общения.
Методы делового общения. Законы и психотехнические приемы делового общения. Искусство делового общения. Общие этические принципы и характер делового общения.
Основные виды устного делового общения. Деловой разговор. Основные требования к деловому разговору. Речевой этикет. Психологическая культура делового разговора.
Ведение деловой беседы. Подготовка к беседе. Приемы начала беседы. Информирование присутствующих и обоснование выдвигаемых положений. Завершение беседы. Этические правила беседы.
Деловые переговоры. Этапы переговорного процесса. Тактические приемы при разговоре. Этика переговоров.
Деловые встречи и совещания. Элементы и этапы подготовки и проведения эффективных совещаний.
Деловые выступления. Подготовка публичного выступления. Структура выступления.
Основные приемы ораторского искусства. Типичные ошибки деловых выступлений. Использование иллюстративного материала для повышения эффективности выступления.
Особенности телефонного делового общения.
Этикет и культура поведения делового человека.
Основная литература: [9, c. 257-281], [13, c. 94-109].
Дополнительная литература: 25.
Тема 14. Риск - менеджмент
Понятие риска в бизнесе. Классификация видов риска. Риски и потери.
Риск-менеджмент как система оценки риска, управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе бизнеса.
Система управления рисками, способы управления. Основные функции риск-менеджмента.
Организация и стратегия риск-менеджмента. Особенности риска инвестиций.
Оценка риска организации. Модели оценки рисков.
Защита от повышенных рисков.
Основная литература: [5, c. 212-228], [6, c. 295-396].
Дополнительная литература: 26.
Тема 15. Инновационная программа менеджера
Инновации как процесс постоянного обновления во всех сферах предпринимательства. Классификация инноваций. Инновационный процесс и его структура. Особенности процессов.
Инвестиционные программы и проекты. Структура инновационной программы, этапы и содержание.
Эффективность программы. Методы выбора инвестиционных проектов и программ. Основные критерии оценки. Инвестиционные риски.
Особенности управления инновациями.
Реинжиниринг, понятия и свойства, области применения. Основные этапы реинжиниринга. Методика использования потенциала реинжиниринга.
Основная литература: [6, c. 146-175], [8, c. 287-293, 297-309].
Дополнительная литература: 27.
Тема 1. Рыночная экономика и менеджмент
Вопросы:
1. Экономические основы управления.
2. Собственность и управление.
Литература:
1. Менеджмент: Учебник / М.М. Максимцов, А.В. Игнатьев и др. – М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998, гл.1
2. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента. Учебное пособие. – СПб.: “МиМ”, 1997, гл. 4.
1 Экономические основы управления
Управление и экономика неразрывны и возникли одновременно. Человек всегда осуществляет свою деятельность в группе, а любой совместный труд нуждается в управлении, которое необходимо, для обеспечения согласованных действий участников трудового процесса.
Но управление как наука возникла позже, чем экономика. Начало исследований проблем управления относят к началу ХХв, в то время как экономическая теория начала формироваться еще в ХVIII веке. Поэтому экономическая теория правомерно считается основой управленческой науки. В понятие “ экономика ” входят и вопросы управления.
Производственные отношения принято делить на социально-экономические (отношения собственности) и организационно-экономические (разделение и кооперация труда, управление и др.).
Управление как целенаправленное воздействие субъекта на объект управления существуют в любой экономической системе. Организационно-экономические отношения не могут быть реализованы без управленческой деятельности людей.
Управление особенно стало развиваться как сфера деятельности и как наука на определенной ступени развития производительных сил.
Научное осознание роли управления (менеджмента) связано с выделением предпринимательской деятельности как важногообъединяющего и управляющего фактора производства (Рис.1)
Именно предприниматели в рыночной экономике решают на свой страх и риск вопросы выбора сферы и методов деятельности и принимают решения.
Таким образом, экономические основы управления заключаются в использовании познанных объективных законов экономики в практической экономической деятельности. Совершенно очевидно, что производство материальных благ, их распределение и потребление осуществляется не стихийно, а подчиняется объективным, не зависящим от людей, а также и установленным людьми законам. В числе этих законов и прав особенно важны те, которые появляются в отношении собственности.
2 Собственность и управление
Источником власти и управления являются отношения собственности.
Собственность – это отражение в законодательстве права присвоения, отчуждения, пользования, владения и распоряжение факторами и продуктами производства. Экономическая реализация прав собственности осуществляется через производственные отношения в конкретных формах хозяйственной деятельности.
Субъекты и объекты собственности меняются с развитием производительных сил в соответствии с законом соответствия производственных отношений производительным силам. Поэтому собственность – категория историческая, в этом ее объективный характер. Но это не устраняет возможности и необходимости управления формами собственности.
Управление, являясь функцией собственности, усложняется, становится многофункциональным по мере развития производительных сил и производственных отношений.
В настоящее время управляют не только собственники, но и наемные менеджеры, не являющиеся собственниками. Собственники не исключаются из процесса управления, за ними остаются наиболее ответственные управленческие решения.
Формы собственности развиваются в соответствии с развитием производительных сил и ее главной части – человека. Наиболее распространенной становится акционерная собственность.
В акционерном обществе реально управляют те, которые владеют контрольным пакетом акций, но остальные тоже управляют, приобретая акции эффективных фирм или избавляясь от неперспективных.
В настоящее время большинство ученых и практиков экономики считают наиболее эффективной экономику с разнообразными формами собственности.
Каждая из форм имеет наиболее оптимальную сферу применения. В процессе осуществления экономической реформы в России осуществлен переход на разнообразные формы собственности от государственной до частной.
Государственная форма собственности наиболее приемлема там, где рыночные механизмы не регулируют спрос и предложение. К этим сферам относятся наука, социальное обеспечение, оборона и др.
Акционерная и кооперативная формы собственности целесообразны при концентрации больших средств.
В мелком и среднем бизнесе наиболее эффективны частная и коллективная формы собственности.