Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1. Пер. с франц. €

2. Внешний раздражитель настолько привлекателен, что ответная реакция может наступить и при отсутствии объективной потребности. Например, вкусный пирог может вызвать появление аппетита даже у совершенно сытого человека.

Однако чаще всего наблюдается совместное действие внешнего и внутреннего факторов, равных или неравных, но так или иначе дополняющих друг друга.

Если мы представим теорию Фрейда в предельно упрощенном виде, то мы увидим, что она основана на сходном принципе. По мнению «отца психоанализа», внутренним фактором, действующим в организме с са­мого рождения, является сексуальная энергия, которую он назвал либидо. Подавляемые влечения входят в «большой резервуар» того, что составляет источник всех желаний. Но они могут быть удовлетворены только в том случае, если Я не сопротивляется им (в связи с тем, что их реализация может помешать приспособлению индивидуума к миру) или если давление морального сознания, «сверх-Я», действует не слишком сильно (см. гл. 12).

В обществе без запретов различные действия в каждый период жизни действительно проявляются совершенно непринужденно, как только !накопившаяся энергия оказывается достаточной или внешняя ситуация начинает достаточно сильно стимулировать. Однако в большинстве культур дело обстоит иначе; к ограничениям, накладываемым жизнью и воспитанием в обществе, добавляются еще цензурные запреты. Все это мешает свободному расходованию энергии и иногда порождает плохо осознаваемое чувство стеснения, приводящее к беспокойству и агрес­сивности '. Тогда человек, чтобы дать выход избытку энергии, обраща­ется к более приемлемым для общества стимулам и действиям. Этот механизм замещения будет рассмотрен позже (гл. 12). Здесь же доста­точно будет проиллюстрировать этот механизм на примере ребенка, которому не позволяли играть с собственными экскрементами: он испытывал явное удовольствие, когда возился с грязью, и позднее, может быть, стал бы известным гончаром. Другой пример-это случай разочарованного влюбленного, который в дальнейшем всю свою любовь перенесет на свою собаку, направит на служение гуманистичес­ким идеалам или же обратит в агрессивность по отношению к окружаю­щим.

1 Один из учеников Фрейда, Вильгельм Рейх, исходя из фрейдовской теории, в 20-х годах выдвинул мысль, что человек, способный нормально расходовать избыток жизненной энергии, утрачивает от этого всякое побуждение к агрессив­ности. Эта мысть вновь прозвучала в лозунге молодежи 60-х годов: «Занимайтесь любовью..., а не войной!»

Документ 6.3. Секты и внутренняя мотивация

Среди когнитивных теорий, относящихся к мотивации, есть одна, которая опирается на то, как люди осознают свое поведение и как они стараются его оправдать. Это теория аттрибуцш (Kelley, Michela, 1980).

В основе этой теории лежит принцип, согласно которому люди, анализируя мотивы своих поступков, объясняют их либо влиянием внешних обстоятельств, либо своими личными особенностями, в част­ности внутренней мотивацией (см. гл. 11).

Например, если какая-то организация (секта, политическая партия и т. п.), которая якобы защищает какой-то идеал или принцип, хочет добиться увеличения своей численности и максимального вклада энергии со стороны своих членов, она имеет в своем распоряжении два средства. Первое заключается в том, чтобы щедро платить или не скупиться на похвалы за проделанную работу. В этом случае сама ситуация толкает людей на то, чтобы действовать. Они работают ради денег или ради уверенности в том, что их приверженность делу получает признание. Как только похвалы прекратятся или касса опустеет, энтузиазм, скорее всего, быстро пойдет на убыль. Второе средство основано на противополож­ном принципе. Оно заключается в том, чтобы участникам дела платить очень мало или не платить вовсе и побуждать их к тому, чтобы они работали в трудных условиях и без отдыха. Действительно, чем изнури­тельнее работа, тем больше люди убеждены, что если они ей отдаются,

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1. Пер. с франц. € - student2.ru

Рис. 6.11. «Гипноз» Муна, которому поддаются десятки тысяч адептов его Церкви, имеет прямое отношение к колоссальным денежным состояниям, которые эта церковь собирает и вкладывает в рентабельные предприятия, преследующие зачастую далеко не гуманные цели. Посвященные отдают все, чем они обладают, чтобы исполнить наставления Муна.

268 Глава 6

то только потому, что это дело правое и благородное. В противном случае зачем бы они его делали? Таким образом, когда людям дают повод верить, что они полностью преданы делу благодаря своим личным качествам, это заставляет их выкладываться без остатка (Lindsay, Norman, 1980).

Эта внутренняя мотивация может оказаться очень полезной во многих случаях, где нужна гуманная помощь. К сожалению, она часто бывает обращена на пользу сект или более или менее тайных кружков, требующих максимального участия со стороны своих членов. Истинные интересы, которые скрываются за подобными манипуляциями,-это, разумеется, нечто совсем иное... (см. рис. 6.11).

Документ 6.4. Когда электрошок порождает удовольствие

В последние тридцать лет одним из самых удивительных открытий, касающихся мозга, было открытие «центров удовольствия», располо­женных в различных участках лимбической системы. Оно сделано Олдсом, который «напал» на эти центры совершенно случайно (Olds, Milner, 1954).

В 1952 году Олдс работал над диссертацией под руководством Милнера, профессора Университета Мак-Гилла. Милнер занимался изучением функций мозга с помощью вживленных в различные зоны электродов. Олдс должен был выяснить, может ли раздражение центра, имеющего отношение к бодрствованию и расположенного в задней части гипоталамуса, привести к тому, что крыса будет 'избегать тех участков клетки, где она подвергалась воздействию тока.

Все крысы, с которыми проводили этот эксперимент, дали ожидае­мую реакцию, кроме одной, которая, вместо того чтобы избегать этих участков, систематически возвращалась к ним после каждого электри­ческого стимула. Тогда Олдс, полагая, что эта крыса менее чувстви­тельна, чем другие, начал увеличивать силу электрических разрядов. Но чем сильнее были разряды, тем быстрее крыса возвращалась к тому месту, где она их получала. Пришлось признать очевидное: крыса, казалось, сама стремилась получить электрический стимул, вместо того чтобы избегать его.

После вскрытия мозга животного Олдс обнаружил, что электрод по ошибке был вживлен рядом с тем местом, где он должен был бы находиться, и электростимуляция в этом новом участке вызывала неожиданную «реакцию удовольствия». Тогда были проведены система­тические исследования: большому числу крыс был вживлен электрод в найденный «центр удовольствия», и животных поместили в клетки, где они могли сами подвергать себя воздействию тока, нажимая на рычаг (рис. 6.12).

Результаты были потрясающие. Никакое иное вознаграждение не позволяло раньше так быстро и успешно вырабатывать реакцию нажатия на рычаг. В некоторые пиковые моменты отдельные животные нажимали на него больше 100 раз в минуту, а средняя частота за сутки составляла 200 раз в час. При этом крысы, по-видимому, переносили самые сильные разряды. -Иногда они были настолько сильными, что отбрасывали животных к стенке клетки; но как только крыса приходила в себя, она снова бросалась к рычагу, чтобы получить новый разряд, подобный предыдущему...'

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1. Пер. с франц. € - student2.ru

Рис. 6.12. Крыса, у которой в мозг в области «центра удовольствия» вжив­лен электрод, будет стимулировать себя с такой частотой, с которой не сравнится частота реакции, связанной с какой-либо иной потребностью.

Если возникала потребность в сне, крысы дремали несколько минут, а потом сразу же снова принимались за самостимуляцию. Они пред­почитали даже обходиться без пищи, только бы не бросать рычаг. Были также случаи, когда крыса-мать оставляла свой выводок, чтобы за­ниматься раздражением своего «центра удовольствия» (Sonderegger, 1970).

С тех пор в этом участке мозга было открыто много других центров. Некоторые из них связаны с удовольствием вообще, а другие, по-видимому, с утолением голода или жажды или же с сексуальным наслаждением...1

Кроме того, существуют другие зоны, возбуждение которых, напро­тив, видимо, вызывает у животных ощущение сильной боли, блокирую­щей всякую деятельность. Их назвали «болевыми центрами» или - более научно - «центрами избегания». Используя «центр умиротворения», пси­хофизиолог Дельгадо вышел на арену и остановил атаку быка просто путем дистанционного воздействия на его мозг, в нуждый участок которого предварительно был вживлен электрод (рис. 6.13) (Delgado et al., 1954).

Несомненно, близость в гипоталамусе между этими центрами и цент­рами, ответственными за голод, жажду и другие потребности, позволяет предполагать существование каких-то связей между ними; зная эти связи, можно было бы объяснить такие эмоции, как отвращение или противоположное ему чувство, а также понять, почему удовольствие от

У человека, однако, подобные центры находятся под контролем высших Центров и когнитивной расшифровки, которой сопровождается возбуждение (см ° наблюдениях Гоя и Мак-Юэна в документе

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1. Пер. с франц. € - student2.ru

Рис. 6.13. Вооруженный лишь дистанционным CTν мулятором, Дельгадо безбоязненно встречается быком, который его атакует; нажимая на кногно Дельгадо резко останавливает бег разъяренно! быка, «болевой центр» которого блокируется вжш ленным электродом.

выпитого стакана холодной воды в жаркий день отличается от достав­ляемого таким же стаканом воды в холодный зимний день.

Документ 6.5. Оргазм: все в голове *

Дискуссия о том, свойствен ли женский оргазм только человеческому роду, не прекращается. Этот спор оживился с выходом книги социобио-лога С. Блаффера Хрди (S. Blaffer Hrdy, 1985), который больше склоня­ется к отрицательному ответу. Однако мало доводов в пользу того, что наши близкие родственники обезьяны знакомы с такого рода пере-

1 По Katchadourian, Fundamentals of human sexuality, New York: Holt, Rmehart a. Wmston, 1985.

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1. Пер. с франц. € - student2.ru Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1. Пер. с франц. € - student2.ru

Рис. 6.14. Фазы полового акта. У мужчины после оргазма чаще всего следует рефрактерный период, после которого наступает фаза расслабления. У женщины, напротив, возможны разные варианты. Как показывает кривая А, при продол­жающейся стимуляции женщина может испытывать оргазм несколько раз; как свидетельствует кривая Б, она может испытывать длительное возбуждение в фазе плато, которое заканчивается фазой расслабления без наступления оргазма; кривая В показывает, что у женщины возбуждение может быстро привести к оргазму, за которым сразу наступает фаза расслабления. У некоторых мужчин, видимо, тоже возможен ход событий, соответствующий кривой Б, а именно неоднократное возникновение оргазма до эякуляции. (Masters, Johnson, 1966.)

живанием. С другой стороны, вряд ли мы что-нибудь об этом узнаем, изучая окаменелые кости наших предков.

Мастер и Джонсон (Master, Johnson, 1966) в своих исследованиях показали, что в психологическом плане оргазм переживается довольно сходным образом представителями обоих полов. Эти два исследователя выявили, в частности, четыре фазы в процессах, связанных с половым актом (рис. 6.14).

Фаза возбуждения соответствует эрекции пениса и набуханию клитора. У женщины это сопровождается расширением и увлажнением влагалища, а также покраснением кожи из-за прилива крови к ее сосудам

(особенно в области грудной клетки), что лежит в основе всех этих явлений.

Вторая фаза-это фаза плато. У мужчины она характеризуется увеличением объема яичек и их подтягиванием к телу. У женщины прилив крови к сосудам вызывает максимальное набухание стенок влагалища, внутренний диаметр которого в результате этого уменьша­ется на треть. Что касается клитора, то он уходит под свой капюшон.

Оргазм составляет третью фазу. Он ведет к полному снятию на­пряжения. У мужчины происходит выбрасывание спермы в результате сокращения мускулатуры в основании пениса, а у женщины-ритми­ческое сжатие наружной трети влагалища.

Оргазм сменяется рефрактерным периодом, за которым следует фаза расслабления, во время которой различные органы и ткани возвращают­ся к их обычному состоянию. Однако у мужчины и у женщины это происходит неодинаково. Действительно, у большинства мужчин после эякуляции наступает более или менее долгий период (в зависимости от возраста), во время которого возобновление сексуальной активности невозможно. Что касается женщин, то они, если продолжить сексуаль­ную стимуляцию, могут испытывать оргазм несколько раз подряд, прежде чем перейти в фазу расслабления. Однако некоторые мужчины тоже, видимо, способны испытывать несколько периодов оргазма, до того как произойдет эякуляция.

Помимо этого сходства в психологическом плане между мужчиной и женщиной, судя по последним данным, существует очень большое физиологическое сходство в отношении секса.

В самом деле, известно, что эмбриональное развитие половой систе­мы до определенной стадии идет одним общим путем у обоих полов. Переход на мужской путь развития происходит лишь под воздействием гормонов, выделяемых организмом плода (рис. 6.15). Поэтому каждая часть мужского полового аппарата имеет хотя бы в зачаточном виде свой гомолог у женщины.

Эти данные подкрепляют мысль о том, что у женщины эректильная ткань, подобная ткани пениса, должна существовать не только в клиторе (клитор - гомолог головки мужского полового члена). Речь идет о гипо­тезе, выдвинутой в 1950 году Графенбергом (Grafenberg). Эта гипотеза, почти 30 лет не привлекавшая к себе внимания, сейчас снова стала вызывать интерес. Она начинает получать подтверждение в результате разработки методов, позволяющих изучать функционирование женского полового аппарата.

По мнению Графенберга, существует очень возбудимая зона в перед­ней стенке влагалища по ходу уретры примерно в 5 см от влагалищного отверстия. При возбуждении, вызванном движениями головки мужского полового органа, эта зона, видимо, утолщается и становится выпуклой. Она получила название точки G (по имени Графенберга).

Графенберг к тому же высказал предположение, что во время оргазма из уретры вытекает большое количество жидкости, так что иногда у женщины создается впечатление, что она не управляет больше своим мочевым пузырем 1 Теперь путем киносъемки были получены данные, подтверждающие такого рода феномен «эякуляции» у некото­рых женщин.

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1. Пер. с франц. € - student2.ru

Рис 6 15 Наружные половые органы мужчины и женщины на ранних стадиях внутриутробного развития очень сходны между собой

Известно также, что один и тот же нерв контролирует выбрасывание спермы у мужчин и сокращение матки у женщин. Таким образом, имеется сходство между двумя феноменами - сокращениями матки, ха­рактер и сила которых изменяется с приобретением оргазмического опыта, и сокращением мышц у основания пениса, происходящее перед эякуляцией. По мнению Дэвидсона (Davidson, 1980), именно этим можно объяснить неоднократное наступление оргазма у женщин, а также У некоторых мужчин

Дэвидсон предполагает существование двойного механизма, связан-

1 По предположению, эту жидкость могли бы выделять клетки рудиментар­ной предстательной железы. Согласно этой теории, первая цепь активирует мозг, вызывая изме­ненное состояние сознания - так называемую «вспышку» ("flash"), харак­терную для оргазма, и в то же время вызывает сокращение тазовых мыши. Эта цепь может активироваться неоднократно, вызывая оргазм в результате продолжительного сексуального возбуждения. Затем на смену первой вступает в действие вторая цепь, активация которой приводит к эякуляции у мужчины и к сокращениям матки у женщины. Вместе с тем она обусловливает временную утрату сексуальной возбу­димости, т.е. переход в рефрактерную фазу.

Это позволило бы объяснить, почему иногда оргазм может при­нимать форму мистического переживания, как его описывают многие женщины, когда они говорят о «пребывании как будто вне собственного тела» (Hite, 1976; Solignac, Serrero, 1980), а иногда оргазм дает лишь простое облегчение, хотя в обоих случаях физиологическое состояние примерно одинаково. Все зависит от того, как переживаются сексуаль­ные отношения и связанные с ними «внеземные» ощущения во время возбуждения первой цепи.

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1. Пер. с франц. € - student2.ru

Рис. 6.16. Биполярная гипотеза относительно оргазма у мужчины и у женщины. (Davidson, 1980.)

ного с различными нервными цепями (биполярная теория оргазма) (рис. 6.16).

Дополнительные данные по этому поводу были получены путем прямой стимуляции центров удовольствия у людей, добровольно со­гласившихся участвовать в таком эксперименте. Они сказали, что

испытывали приятные ощущения, сексуальная окрашенность которых была очевидной, но все же не шла ни в какое сравнение с оргазмом, переживаемым во время полового акта (Goy, McEwen, 1980).

Подобные констатации и гипотезы, если бы они получили под­тверждение, многое прояснили бы. Прежде всего они положили бы конец спору о существовании двух видов оргазма у женщины-клитор-ного и влагалищного, поскольку у женщины возбуждение распростра­няется от клитора до мускулатуры матки [так же как у мужчины-от головки полового члена (гомолог клитора) до мышц, расположенных у его основания]. Но прежде всего подтверждение таких гипотез по­казало бы, что оргазм, переживаемый при половом акте или мастурба­ции, остается под контролем высших центров, так же как снятие или поддержание торможения или же усиление ощущений, предшествующее переходу к измененному состоянию сознания.

Документ 6.6. Детеныши обезьян, влюбленные в манекен

Один из самых известных экспериментов, касающихся развития привязанности, был произведен Харлоу в 1959 году на детенышах обезьян. Он имел своей целью выявить факторы, участвующие в ста­новлении связи между детенышем и матерью.

Согласно традиционному представлению, эта привязанность обу­словлена тем, что мать является источником всех забот и, в частности, источником пищи. Харлоу решил проверить эту гипотезу путем под­мены матери для молодых обезьянок, содержавшихся с рождения в изоляции, двумя манекенами различного типа (рис. 6.17). Первый манекен представлял собой полый цилиндр, сделанный из железной проволоки и снабженный соской; сверху к цилиндру было прикреплено грубое подобие головы. Второй манекен был обтянут мягким плюшем и снабжен обогревающим устройством, которое поддерживало тем­пературу, близкую к температуре тела. Исследователи измеряли время, проводимое детенышами на каждом из двух манекенов, а также их реакции по отношению к манекенам в новой непривычной обстановке, порождающей беспокойство.

Результаты прямо противоречили традиционной гипотезе. Малыши привязывались исключительно к плюшевому манекену, а к проволочно­му переходили только для того, чтобы покормиться. Таким образом, становилось очевидно, что приятное чувство от соприкосновения с теп­лым предметом, даже если это только физический контакт, играет главную роль в создании у малыша привязанности1.

Самое резкое различие между детенышами, один из которых растет в контакте с плюшевым манекеном, а другой-с проволочным, касается

Как показали дальнейшие исследования, еще одним важным фактором служит укачивание. их поведения в новой для них ситуации. Первый сравнительно быстро начинает исследовать обстановку, возвращаясь бегом к своей «матери» каждый раз, когда он пугается чего-либо, второй же замирает и не может сдвинуться с места ни на шаг. Поэтому контакт с теплым предметом, видимо, способствует чувству безопасности и уменьшает стресс, возни­кающий в неожиданных ситуациях. Этого не было у детеныша при «матери» из железной проволоки, у которого эмоциональные напряже­ния усиливались с каждым днем

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1. Пер. с франц. € - student2.ru

Рис 6 17 Детеныш обезьяны, расту­щий с двумя манекенами вместо ма­тери, будет проводить большую часть времени на манекене, который дает ему «теплый» контакт, а к другому будет прибегать только для корм­ления

Тем не менее воспитанники плюшевой «матери» никогда не могли сравняться по гармоничности своего поведения с малышами, воспитан­ными родной матерью. Многочисленные трудности проявились, в част­ности, при социальных контактах, в которых пришлось впоследствии участвовать детенышам, выросшим в изоляции. Сильно затрудненными оказались отношения с другими молодыми обезьянками, в особенности с половыми партнерами, а самки не могли «нормально» обращаться со своими детенышами.

По мнению Харлоу, такие чувства, как страх, любопытство и агрес­сивность, являются врожденными, и лежащие в их основе механизмы развиваются в определенной последовательности на строго опреде­ленных этапах созревания организма. В эти критические периоды любое воздействие, нарушающее нормальный ход событий, может изменить, иногда необратимо, формирование поведения.

Документ 6.7. Сексуальные роли и «образ» отца

Мотивации, установки, ценности, а также формы поведения, которые вырабатываются у ребенка с самого раннего возраста, в большой степени зависят от того, каким образом данная культура определяет сексуальные роли, которые она признает за мужчинми и женщинами.

Эта дифференциация осуществляется сразу же после рождения, когда

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1. Пер. с франц. € - student2.ru

Рис. 6.18. От того, какие отно­шения отец установит с ребен­ком, в дальнейшем будет зави­сеть его ориентация и принятие роли, связанной с полом.

новорожденному дают имя, когда ему выбирают одежду определенного цвета, когда украшают его комнату1. Такая «настройка» на опре­деленный пол продолжается и в выборе одежды и прически ребенка, его игрушек и разного рода развлечений, в которых он будет участвовать (Bandura, 1969).

Традиционно большинство культур ориентируется на то, чтобы мужчина был независимым, уверенным в себе, динамичным, знающим свое дело и способным к постоянной конкуренции в плане социальных и сексуальных отношений. Что же касается женщины, то она должна быть пассивной, любящей, эмоциональной и готовой к выполнению значительной роли главным образом в семье и в воспитании детей. В настоящее время эти представления в нашем обществе меняются: все большее число женщин утверждают себя вне семьи, как в интел­лектуальном, так и в профессиональном плане, а от партнера требуют разделения с ними домашних забот. Теперь многие дети получают менее четкое и более гибкое представление о мужественности и женственности. Тем не менее остается значительное число факторов, влияющих на то, как будет складываться сексуальная роль мальчика или девочки. Один из самых важных среди этих факторов, по-видимому, состоит в наличии в семье отца и в степени его участия в воспитании ребенка (Biller, Meredith, 1975).

Многие исследования показывают, что матери обычно обращают меньше внимания на половые различия, чем отцы. Действительно, было замечено, что большинство отцов очень рано, уже на втором году жизни Ребенка, заостряют внимание на манере держать себя соответственно своему полу (Fagot, 1973) (рис. 6.18). И чем большим авторитетом в семье пользуется отец, чем больше он участвует в воспитании,

Можно отметить, например, что в Северной Америке голубой цвет Предназначается для мальчиков, тогда как в Европе он предназначается для Девочек. наказывая и поощряя ребенка, тем больше у сына развиваются мужские черты. Напротив, женственность дочери, по-видимому, совершенно не связана с таким воспитанием,-как, впрочем, не связана она и с женст­венностью матери. Скорее это результат мужественности, проявляемой отцом, результат того, что он высоко ценит женственность матери, а также одобряет любое участие дочери в «женских» делах. У женщины желание иметь детей и установить хорошие отношения с мужчиной укрепляются, видимо, от того, что отношения с отцом были окрашены любовью и вниманием. Отсутствие же этих чувств со стороны отца, некоторое безразличие или даже враждебность по отношению к ма­ленькой дочери могут позже привести к возникновению более или менее серьезных трудностей у девушки в отношениях с юношами.

Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросек­суальных отношений у девочки. И чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца (из-за его смерти или развода родителей), тем серьезнее могут оказаться трудности, если никакой другой мужчина не послужит эффективной заменой.

' У мальчиков, воспитанных одной матерью, можно наблюдать либо развитие «женских» черт характера, таких как незначительная, больше словесная, чем физическая агрессивность, большая зависимость и пред­почтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам *, либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно «мужского» поведения с зависи­мым характером, часто наблюдаемое у молодых преступников (Drake, McDougall, 1977).

В отношении девочек проведенные исследования (Hetherington, 1972) показали, что девушки-подростки, лишившиеся отца в детские годы, проявляют недостаточную уверенность в отношениях с мужчинами, особенно в тех случаях, где потеря отца или его уход имели место в первые пять лет жизни дочери. Хетерингтон изучил поведение 72 девушек из разных семей: в одних семьях были отец и мать, а в других -только мать и не было подходящего представителя мужского пола. Ни у одной из этих девушек не отмечалось каких-либо аномалий поведения, и все они неплохо учились. Велось наблюдение за тремя группами, по 24 человека в каждой. Девушки первой группы воспитывались в полных семьях с обоими родителями, второй группы-в разведенных семьях, а третью группу составляли девушки, отцы которых умерли.

Хетерингтон отмечал, что поведение большинства девушек было более или менее сходным, когда беседу с ними проводила женщина, но появлялись различия, когда беседу проводил мужчина. Различия, на­блюдавшиеся в данной ситуации, находили свое продолжение в повсе­дневной жизни при общении с мальчиком их возраста.

Однако· чаще всего эти черты ослабевают после поступления в школ) и усвоения мужских ролей.

Во время беседы с психологом-мужчиной девушкам предлагали сесть в одно из трех имеющихся кресел. Девушки, воспитывавшиеся в полных семьях, держались во время беседы сравнительно непринужденно; остальные, напротив, проявляли некоторую стесненность: накручивали прядь на палец, постоянно поправляли что-то в своей одежде или барабанили пальцами по спинке кресла или по столу.

К тому же девушки, воспитанные разведенными матерями, отлича­лись своим поведением от воспитанных вдовами. Первые обычно выбирали самое близкое кресло и разваливались в нем. Они часто наклонялись к собеседнику, смотрели ему прямо в глаза, часто ему улыбались и были очень словоохотливы. Впрочем, такое поведение было для них типично и в повседневной жизни. Эти девушки пускали в ход свой шарм, чтобы привлечь внимание и вызвать восхищение у мужчин, они искали возможность встретить молодых людей в гимназии, на танцевальном вечере и т. п., флиртовали чаще представительниц других групп, раньше и чаще вступали в сексуальную связь.

Поведение девушек из семей, где отцы умерли, было прямо противо­положно тому, которое мы только что описали. В начале беседы они сидели очень прямо. У них отмечалась тенденция слегка отвернуться от собеседника, почти ему не улыбаться и говорить лишь необходимое. В повседневной жизни они старались избегать всякого контакта с муж­чинами. Относительно поздно они заводили свое первое знакомство. Многие из них проявляли сексуальную заторможенность. На вечерах с танцами они старались уединиться и избегали мальчиков, хотя их приглашали не меньше, чем других.

Разница в поведении девушек этих двух типов соответствовала различию образа отца в представлении каждой из них. Дочери разведен­ных матерей сохранили критическое отношение к отцу: либо они чувствовали, что он их бросил, либо переняли отрицательное к нему отношение своей матери. Неудовлетворенность и тревоги матери воз­буждали в них желание искать безопасность рядом с мужчиной или по крайней мере удалиться от очага зачастую с тяжелой атмосферой, чтобы испытать другую жизнь.

Что касается девушек, мать которых овдовела, то в их памяти остался идеализированный образ отца, с которым немногие мужчины могли бы соперничать. К тому же чаще всего этот образ подкрепляли постоянные воспоминания матери. Дом, в котором росла девочка, был относительно счастливым и приятным, и это было тормозом на пути к возможным внешним знакомствам, которые могли бы нарушить спокойствие жизни.

[Использованный источник: Hetherington E. M., Parke R. D., Child Psychology: A Contemporary Viewpoint, New York: McGrow-Hill, 1979].

Документ 6.8. Можно ли обнаружить ложь?

Мы видели раньше, когда говорили о расширении зрачка (документ 5.8), что реакции, вызываемые симпатической нервной системой, часто выдают интерес или эмоцию, которую испытывает субъект. Некоторые исследователи задавались вопросом: нельзя ли аналогичным образом, наблюдая эмоциональные реакции, возможные у субъекта при даче показаний, проверять правдивость этих показаний?

Для регистрации физиологических изменений, связанных с эмоциями, пользуются полиграфом, который записывает получаемые с помощью электродов сигналы, отражающие ритм сердца, дыхание, артериальное давление и изменения электропроводности кожи (рис. 6.19).

Наши рекомендации