Тема 10. Дидактика как теория образования и обучения. Общие принципы обучения

1. Предмет и задачи дидактики.

2. Цели и содержание образования и обучения.

3. Общие принципы обучения.

Ключевые понятия

Дидактика, задачи дидактики, процесс обучения, обучение, таксономия целей обучения, непрерывность образования и самообразования.

Контрольные вопросы

Что является предметом дидактики?

Дайте определение сущности обучения.

Раскройте структуру процесса обучения.

Что включает в себя содержание образования?

Как вы понимаете таксономию целей обучения?

Охарактеризуйте преподавание и учение как деятельность учителя и ученика в процессе обучения.

Назовите основные условия успешности учения.

Дайте определение понятий «знание», «умение», «навык».

Назовите принципы обучения и раскройте основные требования к процессу обучения.

Проблемные вопросы

1. Проанализируйте предложенную далее ситуацию и ответьте на вопросы.

В гости к Игорю приехал из другого города старший брат. Игорь рослый, уверенный, если не сказать — самоуверенный подросток, толково объяснял старшему брату, почему он хочет стать летчиком-испытателем сверхзвукового самолета...

Прости, пожалуйста, Игорь, — остановил его брат, — а что практически ты сделал, чтобы приблизиться к своей мечте?

А что я могу, — удивился Игорь. — В аэроклубе даже в парашютное отделение не принимают. Вот вырасту...

Спортом занимаешься? Физзарядку делаешь по утрам?

В хоккей иногда играю, а зарядку — нет, не успеваю...

А по математике у тебя какие успехи?

Ничего, балла четыре, наверное, будет...

В авиамодельном кружке занимаешься?

Кружка у нас в школе нет, а во Дворец творчества ездить далеко.

В радиотехнике разбираешься?

Игорь молчал. А брат с огорчением ему сказал:

— Ты не можешь не знать, что авиация требует от человека высочайшей физической подготовки и тренированности, а кроме того, надо многое знать и уметь, в том числе и математику, физику, черчение... Кто же тебе уже сегодня мешает готовиться к своему звездному часу?

· Какие просчеты в образовании и воспитании Игоря выявились в ходе беседы с братом?

· В чем вы видите педагогическую целесообразность каждого вопроса в суждения старшего брата?

· Какие выводы из общения с братом может сделать Игорь?

2. Проведите анализ системы высшего образования в России, Англии, Франции, Германии (по выбору). Выявите преимущества и недостатки каждой из систем.

Тема 11. Педагогические технологии

(тема для самостоятельного осмысления)

1. Понятие педагогических технологий.

2.Характеристика общих форм организации учебной деятельности.

3. Инновационные педагогические технологии: определение понятия и составляющие.

Ключевые понятия

Педагогические технологии, традиционные технологии, инновационные технологии, личностный подход, акмеологический подход, деловая игра.

Контрольные вопросы

Понятие педагогических технологий.

Охарактеризуйте традиционные педагогические технологии: определение и особенности.

Обозначьте особенности общих формы организации учебной деятельности: урок, лекция, семинарские и практические занятия, зачет и экзамен, факультативные занятия.

Как вы представляете понятие «инновационные педагогические технологии»?

Определите составляющие инновационных педагогических технологий (личностный подход, фундаментальность, личностное начало, сущностный и акмеологический подход, синтез технической и гуманитарной культур, использование деловых игр и информационных технологий).

Проблемные вопросы

1. Обучающая игра, как известно, является одной из составляющих инновационных педагогических технологий. Центральным моментом обучающей игры является моделирование или имитация. Модель – это условный образ в виде описания, плана, графика, процесса или явления. А примерами могут служить описания деятельности руководителей.

Предлагаемые ниже варианты анализа конкретных ситуаций (АКС) способствуют закреплению знаний о сущности конфликта, развитию навыка и умения принимать управленческие решения в сложных ситуациях социального взаимодействия.

Ситуация 1

Между двумя вашими коллегами возник конфликт, который мешает им успешно работать. Каждый из них в отдельности обращался к вам с просьбой, чтобы вы разобрались и поддержали его позицию. Выберите и обоснуйте свой вариант поведения в этой ситуации:

А. Вы должны пресечь конфликт на работе, а разрешать конфликтные взаимоотношения – это их личное дело, улаживаемое в неслужебное время.

Б. Лучше всего попросить разобраться в конфликте сотрудников отдела кадров и социального развития.

В. Прежде всего лично попытаетесь разобраться в мотивах конфликта и найти приемлемый для обоих способ примирения.

Г. Выяснить, кто из членов коллектива служит авторитетом для конфликтующих сторон, и попытаться через него воздействовать на них.

Ситуация 2

Вы недавно начали работать начальником отдела на крупном промышленном предприятии. Еще не все сотрудники знают вас в лицо. До обеденного перерыва еще два часа. Идя по коридору, вы увидели трех сотрудников вашего отдела, которые о чем-то беседуют, не обращая на вас внимания. Возвращаясь через 20 минут, вы видите ту же картину. Выберите и обоснуйте свой вариант поведения в этой ситуации:

А. Остановитесь и дадите понять сотрудникам, что вы новый начальник одела. Вскользь заметите, что их беседа затянулась и пора браться за работу.

Б.Поинтересуетесь, о чем идет разговор. Затем представитесь и спросите, нет ли у них каких-либо претензий к администрации. После этого предложите пройти на рабочее место.

В. Представитесь, поинтересуетесь их загруженностью работой. Возьмете на заметку этих сотрудников.

Ситуация 3

Ваш подчиненный игнорирует ваши советы и указания, не обращая внимания на замечания. Как вы поступите с подчиненным? Свой ответ обоснуйте.

А. Выясните мотивы упорства и их несостоятельность, осуществите административные меры.

Б.Постараетесь вызвать его на откровенный разговор и настроить на деловые отношения.

В. Обратитесь к коллективу с целью принятия мер общественного воздействия.

Г. Попытаетесь разобраться в том, не делаете ли вы сами ошибок во взаимоотношениях с ним, а потом решите, как поступить.

Вопросы к зачету по курсу «Психология и педагогика»

1. Психология как наука. Задачи психологии и ее место в системе наук.

2. Структура современного психологического знания. Связь психологии с другими науками.

3.Методы психологического исследования.

Общее понятие о психике. Возникновение сознания человека.

Психика и сознание. Структура сознания и его основные характеристики.

Сознательное и бессознательное в психике и поведении человека.

Проблема личности в психологии. Соотношение понятий «личность», «индивид», «индивидуальность».

Соотношение биологического и социального в человеке. Психологическая структура личности.

Общая характеристика зарубежных психологических теорий (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая и когнитивная психологии).

Потребности как источник активности личности. Классификация и характеристика их видов.

Направленность личности. Характеристика понятий «интерес», «убеждения», «цели», «идеалы» личности.

Мотивы личности. Виды мотивов.

Понятие деятельности. Соотношение понятий «деятельность», «активность», «поведение».

Характеристика деятельности, ее структурные компоненты. Профессиональная деятельность специалиста.

Когнитивные (познавательные) процессы: характеристика и особенности.

Понятия эмоций и чувств.

Воля. Признаки волевого акта.

Эмоционально-волевая регуляция в профессиональной деятельности специалиста. Аффект. Стресс.

Темперамент: основные типы и их характеристика.

Характер: определение, типология.

Способности: определение, характеристика основных способностей. Талант. Гениальность.

Межличностное общение. Вербальное и невербальное общение. Приемы установления эффективных межличностных отношений.

Предмет педагогики. Основные категории педагогики: развитие, воспитание, обучение.

Общие принципы дидактики. Отрасли педагогического знания.

Цели и идеалы образования и воспитания.

Средства и методы педагогики. Педагогические методы в профессиональной деятельности специалиста.

Педагогические идеи Я.А.Коменского.

Педагогические идеи К.Д.Ушинского.

Принципы семейного воспитания.

Основные типы родительского поведения.

Основные формы обучения.

Характеристика инновационных технологий.

Наши рекомендации