И.М.Сеченов – основатель науки о поведении
Сеченова можно по праву считать основоположником отечественной научной психологии.
В обстановке острых дискуссий, развернувшихся в России по вопросам, касающимся природы человека, души, свободы воли, детерминации поведения, Сеченов осуществляет ряд работ, направленных на разрешение труднейших психологических проблем:
1. «Рефлексы головного мозга» (1863), в которых сформулирована рефлекторная теория в связи с проблемой произвольных и непроизвольных движений;
2. «Кому и как разрабатывать психологию» (1873), здесь в полемике с К.Д. Кавелиным излагается общая программа построения психологии, взгляды на предмет, метод и задачи психологии;
Сеченов так сформулировал задачу психологии: «Научная психология… не может быть ничем иным, как рядом учений о происхождении психических деятельностей».
Объяснить происхождение –показать протекание психического акта: его начало, центральную фазу и конец àпервооткрыватель генетического подхода в психологии
В такой трактовке задачи психологии заключено требование выйти за пределы сознания в систему объективных отношений человека с миром, раскрыть условия, определяющие тот или иной характер действий человека, описать внешние проявления психических явлений, т.е. отнестись к фактам сознания научно, объективно.
3. «Элементы мысли» (1878), здесь дается естественно-научная разработка мышления как итог исследования познавательных процессов;
Результатом работ Сеченова явилось новое представление о психике и задачах психологии как науки.
В 1963 году в журнале для врачей "Медицинский вестник" появилась его статья, которая называлась "Рефлексы головного мозга". Сформулирована рефлекторная теория в связи с проблемой произвольных и непроизвольных движений.
· Задача- «Доказать возможность приложения физиологических знаний к явлениям психической жизни».
· Решение задачи вылилось в рефлекторную теорию психического.
Исходное положение: родственность психического и физиологического по способу совершения, то есть по механизму совершения.
По Сеченову:
· Способность воспринимать внешние влияния в форме представлений (зрительных, слуховых и т.п.) складывается в опыте по типу рефлексов;
· Способность анализировать эти конкретные впечатления, память, все психические акты развиваются путем рефлекса.
СХЕМА ПСИХИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ТА ЖЕ, ЧТО И СХЕМА РЕФЛЕКСА:
Психический акт – триедин (начало, течение, конец) – это монада! С внешней средой соединяет начало и конец акта.
Тогда, предмет пси исследования – процесс, разворачивающийся не в сознании, а в объективной системе отношений (сейчас бы мы сказали в поведении)
àза счет принципиального нового понимания предмета психологии, психика – единство субъективного и объективного
1. психический процесс берет начало во внешнем воздействии,
2. продолжается центральной деятельностью (чувствование)
3. заканчивается ответной деятельностью – движением, поступком, речью.
Внешний импульс становится производящей причиной процесса, лишь превратившись в чувствование. Только в качестве чувствования (т.е. психодетерминанты) он способен определять целостный процесс, который завершается действием (тоже психодетерминанта), обращенным на предметный мир.
Регуляция – по типу обратной связи(до него об этом говорил Бэлл, но Сеченов распр этот принцип на целостное поведение)
ВЫВОД: Психический процесс возникает и завершается в процессе взаимодействия индивида с окружающим миром => влияние извне в форме чувствования первично (то есть не мотивы нас побуждают). То есть, по сути,психика регулирует взаимоотношения индивида с внешним миром => обоснование возможности объективного изучения психики!
Рефлекторный подход предполагает также изучение мозговых механизмовпсихических психических процессов. Решение этой задачи стало предметом научной деятельности И.П. Павлова, A.A. Ухтомскогои др.
МЕТОД
С. убежден, что передовые тенденции психологии, бесспорно, свидетельствуют в пользу объективного метода в противовес субъективному (интроспективному), который был тогда господствующим во вновь возникающих лабораториях.
Это был первый в истории план построения психологии как объективной науки, которая не может ограничиваться тем, что "нашептывает обманчивый голос самосознания".
МИНУС: не было эксперимента, так как не мог преобразовать теор модель в экспериментальную программу à вместо этого метод – наблюдение за генезисом и эволюцией индивидуального поведения