В) усваиваются грамматические категории с отчетливо выраженным конкретным значением, которое может быть выражено наглядно (число, глагольные формы, некоторые падежные формы)
Тема : Технология формирования грамматического строя речи детей
1.Результатом какой деятельности выступает грамматика?
а) это результат абстрагирующей, отвлеченной работы коры головного мозга, одновременно отражения действительности и обобщения конкретных языковых фактов;
2. Какое значение для развития речи имеет грамматика?
б) облекает наши мысли в материальную оболочку, делает речь организованной, упорядоченной и понятной, обеспечивает освоение фразовой речи и общения;
З. Что передает грамматическое значение слова?
В) выражает отношения, существующие между словами, либо указывает на субъективное отношение говорящего к называемым явлениям и предметам, что передается каждой грамматической формой.
4.Какое значение отводил грамматике К.Д. Ушинский?
б) это логика и философия языка, поэтому у детей нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно;
5.0 чем свидетельствует морфологическая и синтаксическая аморфность речи ребенка в раннем возрасте?
В) о непознанности отношений и связей между предметами и явлениями действительности, которые отражаются в языке грамматическими средствами.
6.Что способствует грамматической оформленности детской речи?
а) установление разнообразных связей между предметами и объектами, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями, усложнение содержания и структуры детской речи;
7.Каковы условия формирования грамматической стороны речи?
б) организация предметно-практической деятельности, повседневного общения со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений по усвоению трудных грамматических форм;
8.Каковы факторы освоения грамматики детьми?
В) ориентировка в звуковой форме слов, воспитание культуры фонематического слуха, деятельность (действия) ребенка со словами, когнитивное развитие ребенка (процессы анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения).
9.Кто из отечественных физиологов установил физиологический механизм освоения грамматических навыков?
б) И.П. Павлов;
10.Какую роль в освоении грамматики выполняет кора головного мозга?
В) процесс освоения грамматики напрямую связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга.
11.В чем состоит физиологический механизм освоения грамматического строя?
а) это генерализация соответствующих грамматических отношений в коре головного мозга, в результате чего вырабатывается динамический речевой стереотип;
12.Что установил И.П. Павлов в связи с исследованием 2-й сигнальной системы?
б) условно-рефлекторную основу усвоения грамматической стороны речи, когда вырабатывается определенный динамический стереотип при изменении слов разных частей речи;
13. Какие свойства характеризуют динамический речевой стереотип?
В) значительная устойчивость и недостаточная гибкость в применении.
14.Кто из отечественных психологов охарактеризовал психологический механизм освоения грамматики?
В) Д.Б. Эльконин.
15.Что составляет ядро психологического механизма усвоения языка и речи?
б) обобщение языковых и речевых явлений в процессе речевого развития, что ведет к усвоению лексических и грамматических значений;
16.Кто из отечественных лингвистов изучал грамматическую сторону речи детей и составил лингвистическую периодизацию?
В) А.Н. Гвоздев.
17.Сколько периодов было им выделено в лингвистической периодизации?
В) три периода.
18.К какому возрасту в речи детей начинают выделяться морфологические элементы?
а) около 1 года 11 месяцев;
19.К какому году ребенок усваивает грамматическую систему во всех типичных проявлениях?
В) к 5 годам.
20.К какому возрасту завершается период освоения всей морфологической системы родного языка, по А.Н. Гвоздеву?
б) от 7 до 8 лет;
21.Какие грамматические категории усваиваются детьми в первую очередь?
в) усваиваются грамматические категории с отчетливо выраженным конкретным значением, которое может быть выражено наглядно (число, глагольные формы, некоторые падежные формы).
22.Какие грамматические формы осваиваются детьми раньше всего?
б) число, разница между уменьшительными и нейтральными существительными, повелительная форма глагола, инфинитив, прошедшее и настоящее время глагола;
23.Какие части речи представляют для детей особую трудность?
а) среди существительных - склонение по падежам, среди глаголов - формы с чередованиями в основах, среди прилагательных - образование степеней сравнения;
24.Какую закономерность в освоении грамматической стороны речи установил А.Н. Гвоздев?
б) сначала усваиваются все типичные, рядовые, продуктивные формы в области словообразования и словоизменения (падежные формы существительных, глагольные формы); все единичное, исключительное, нарушающее нормы языка, вытесняется в речи ребенка;
25.В какой период осваиваются все единичные, исключительные, стоящие особняком грамматические формы?
В) в школьном возрасте.
26.У кажите причины, вызывающие трудности и постепенность в освоении грамматических форм: