Деловая среда или среда прямого воздействия
К факторам прямого воздействия относят те, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое же влияние операций организаций.
Она включает следующие факторы:
- поставщики,
- потребители,
- конкуренты,
- органы государственного регулирования,
- собственники.
Кратко охарактеризуем эти факторы.
1. Первый среди факторов прямого воздействия - поставщики.
К этой категории внешней среды обычно относят:
а) поставщиков материалов, энергии, оборудования и комплектующих. Влияние их проявляется через зависимость от цен, сроков, ритмичности, качества и т.д. Причем зависимость эта в последнее время возрастает с углублением разделения труда и развитием кооперации.
Организации все более ориентируются на преимущественное приобретение комплектующих элементов у партнеров, а на самих организациях выполняются лишь определенные операции, причем это характерно как для производственных организаций, так и для организаций, работающих в сфере услуг.
Поэтому можно говорить о возрастании влияния этого фактора в дальнейшем.
б) поставщиков капитала и финансовых услуг. Влияние здесь проявляется через зависимость от условий займов и взаиморасчетов, страховых услуг и др.
Обычно выделяют следующих инвесторов: банки, страховые компании, прочие финансовые и нефинансовые компании, акционеры и частные лица, программы государственных учреждений по предоставлению займов.
Крупные компании при этом стремятся обеспечить себе финансовую независимость и самим себе служить банками и даже финансировать другие фирмы. Иногда это выливается в создание собственных банков.
Примером может служить "Автовазбанк", учрежденный волжским автомобильным заводом.
Средние и мелкие организации зависят от внешних источников финансирования и вынуждены выплачивать высокие проценты по займам.
в) Поставщики трудовых ресурсов - зависимость организаций от рынка, прежде всего, проявляется в квалифицированных кадрах, требований по уровню заработной платы и т.п.
Несмотря на существующую в стране безработицу, существует постоянный дефицит высококвалифицированных кадров во всех областях.
Дефицит специалистов и повышенные требования к уровню квалификации кадров заставляют компании либо заниматься поисками таких кадров, либо вкладывать большие средства в их подготовку.
С фактором "трудовые ресурсы" связанны и вопросы, возникающие у организаций с профсоюзами, с их требованиями к уровню заработной платы, условиям труда.
Хотя в России в настоящее время основные требования профсоюзов направлены в сторону правительства, но по мере развития процессов приватизации будут усиливаться их требования непосредственно к руководству организаций.
2 Следующий фактор прямого воздействия - потребители.
Считается, что единственной подлинной целью бизнеса должно быть создание своего потребителя. Этот фактор рассматривается на современном этапе как основа менеджмента. Именно потребитель диктует, какие товары и услуги для него необходимы и по какой цене, т.е. определяет конечные результаты деятельности организаций. От потребителей зависит, сможет ли организация возместить свои издержки, получить прибыль и, вообще, получить свое развитие.
Все многообразие внешних факторов находит отражение в потребителе и через него влияет на организацию, ее цели и стратегию.
Большое значение приобретают в современных условиях и различные объединения потребителей, которые оказывают влияние не только на спрос, но и на имидж организации.
Конкуренты
Во многих случаях не потребители определяют необходимый рынку продукт или услугу, а конкуренты.
Если конкуренты вводят новшества, то это требует еще более совершенных нововведений. Недооценка конкурентов в области совершенствования продукта или услуги может обернуться большими потерями прибыли.