Каковы исходные основания для классификации психических явлений, принятые в отечественной теоретической психологии?
Основополагающей для развития нового теоретического направления психологии стала известная гипотеза Л.С. Выготского об исходном формировании высших психических функций и сознания человека во внешних взаимодействиях с другими людьми. Гипотеза о формировании психических функций «извне – внутрь» была позднее А.Н. Леонтьевым перенесена на закономерности эволюционного формирования и онтогенетического развития всех психических функций у животных (Выготский, 1982; Леонтьев А.Н., 1965, 1983).
В процессе эволюции у животных организмов формируются и совершенствуются органы передвижения. В связи с этим биологическое значение приобретает способность ориентироваться и избирательно направлять перемещения во внешней среде. Решению таких задач и начинают служить развивающиеся в процессе эволюции функции чувствительности, обеспечивающие ориентировку во внешней среде на основе регистрации с помощью дифференцирующихся органов чувств факторов сигнализирующих о расположении биологически значимых для жизнедеятельности условий и объектов. Исходные формы чувствительности начинают обеспечивать избирательность активных перемещений животных организмов в среде по направлению к благоприятным условиям существования. Исходнаядифференциация подобных функций и выступает объективно регистрируемой основой психических явлений.
По мере эволюционного развития у животных организмов сенсорных систем и их функциональных возможностей формируются специфические типы чувствительности к различным свойствам окружающего мира. Эволюция органов чувств с их функциональными возможностями, а также связанных с ними органов и тканей организма, начинает обеспечивать избирательную ориентировку на основе выделения в окружающей среде различных объектов (восприятие), накопление и отбор способов и результатов взаимодействия с объектами (память), установление межпредметных отношений и связей (мышление). При этом избирательность ориентировки и перемещений во внешней среде зависит от изменений состояний внутренней среды организма (потребности, органические состояния). Все эти функциональные отношения совершенствуется у животных по мере эволюционного развития (Запорожец, 1986; Леонтьев А.Н., 1965).
На изложенных основаниях могут быть выделены генетически исходные психические функции и предмет изучения психологии.
Психика– это система функций, которые обеспечивают животным:
· ориентировку в окружающем мире (исследование окружающего мира), исходно опирающуюся на взаимодействия органов чувств с предметными условиями окружающего мира и зависящую от состояний организма (исходно – физиологических, производно – психофизиологических);
· организацию и регуляцию направлений жизнедеятельности (движений, действий, деятельностей)на основе предварительной ориентировки;
· избирательное накопление и совершенствование на протяжении индивидуальной жизни наиболее эффективных способов ориентировки и способов организации и реализации направлений жизнедеятельности (у животных, способных к научению).
Такие основания для выделения психических функций характеризуют контекст ранних работ А.Н. Леонтьева («Очерк развития психики»). Эксплицитно подобное определение психических функций начинает формулироваться в работах П.Я. Гальперина (1998, 2002), В.В. Давыдова (2008), В.И. Иванникова (2010).
Анализ развития направлений жизнедеятельности в процессе эволюции у животных организмов, в период антропогенеза, в процессе исторического развития человечества, а также в онтогенезе современного человека позволяет дифференцировать формирующиеся и развивающиеся психические функции. При этом основания для их дифференциации начинают базироваться на генетическом анализе формирующихся направлений жизнедеятельности животных и человека, а не на данных самонаблюдения.
Каковы центральные основания генетической классификации психических функций и теоретической интерпретации психических явлений с позиций «системно-деятельностной культурно-исторической психологии»?
Исходные формы психических явлений – это направленные на удовлетворение биологических потребностей актуализирующиеся с момента рождения взаимодействия животных организмов (обладающих органами чувств и органами перемещения) с внешней средой, которые обеспечиваются: а) избирательной ориентировкой во внешней среде; б) организацией на основе ориентировки локомоторных и манипулятивных исполнительно-двигательных операций и действий.
У способных к научению высших животных в онтогенезе наблюдается накопление и отбор наиболее эффективных способов ориентировки и организации различных взаимодействий с окружающей средой, что обеспечивает: а) формирование мотивационных отношений к объектам и предметным условиям, которые способствуют удовлетворению биологических потребностей; б) усложнение и расширение взаимодействий с окружающей средой (научение и память).
С момента рождения взаимодействия субъекта с окружающим миром в исходных формах опираются на органы чувств, которые обеспечивают развитие способов ориентировки и организации поведения в трех взаимосвязанных направлениях: а) ориентировка в окружающей среде, которая исходно строится с опорой на экстерорецепцию; б) организацию и регуляцию локомоторных и манипулятивных движений, строящихся субъектом с опорой на проприорецепцию; в) ориентировка в состояниях собственного организма, которая исходно строится с опорой на интерорецепцию.
Исходная избирательность ориентировки и организации взаимодействий животных с окружающей средой определяются: а) биологическими (органическими) потребностями; б) системой избирательной «настроенности» функций органов чувств на определенные свойства внешнего мира. Так, у низших животных процессы удовлетворения потребностей могут направляться «ключевыми раздражителями» – встроенными в анатомо-физиологические структуры организма специфическими формами реагирования на предметные признаки внешней среды. У высших животных такая избирательность обеспечивается приобретаемыми в течение индивидуальной жизни мотивационными отношениями к различным объектам и факторам внешней среды, которые прямо или косвенно служат или препятствуют удовлетворению биологических потребностей (Рис. 1). При этом в процессе эволюции животных способы ориентировки функционально совершенствуются в направлении от выделения свойств окружающей среде к выделению (восприятию и опознанию) объектов и к установлению отношений и связей между объектами и свойствами объектов (Леонтьев А.Н., 2000).
В антропогенезе и историческом развитии человечества на основе развития общественной орудийной деятельности и совершенствования способов использования языка и других знаково-символических средств формируется общественное сознание – специфические способы организации совместных (а позднее, на этой основе и индивидуальных) форм психической ориентировки людей. При этом язык и другие знаково-символические средства обеспечивают формирование высших психических функций и сознания – собственно человеческие формы произвольной осознаваемой ориентировки и организации взаимодействий с людьми и предметами окружающего мира, которые могут приобретать умственные формы реализации в составе образа мира субъекта (Выготский, 1982, 1983; Гальперин, 2002; Леонтьев, 2000; Лурия, 1979).
В контексте системно-деятельностной культурно-исторической психологии формирование феноменологически выделяемых у человека психических функций и свойств получает объяснение и интерпретацию через две взаимосвязанные линии генезиса на основе включения ребенка: а) во взаимодействия с другими людьми и овладения способами общения, а также организации и реализации межличностных отношений; б) во взаимодействиях с предметами человеческой культуры и овладения предметными действиями (Запорожец, 1986; Эльконин, 1989).
При этом с момента рождения на основе исходных форм взаимодействия младенца с внешней средой формирование и дифференциация психических функций реализуется в двух тесно взаимосвязанных направлениях: а) развитие сферы мотивационных отношений; б) развитие операционально-технических и интеллектуальных способностей, обеспечивающих реализацию мотивационных отношений(Гальперин, 2002; Запорожец, 1986; Эльконин, 1989).