Свойства нервной системы и темперамента водителя как природные предпосылки успешности управления транспортным средством
Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов темперамента, сразу подчеркнем, что нет лучших или худших темпераментов – каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его отрицательных граней.
Академик И. П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса – возбуждение и торможение – отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные по силе, взаимной уравновешенности, подвижности.
Сангвиник – человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой скоростью реакции. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.
Холерик – это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, сдержаться, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению срывов и конфликтов.
Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. С трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, новых друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием.
Меланхолик – человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т.п.) результаты деятельности меланхолика могут ухудшиться по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, замедленный темп всех психических процессов.
От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.
Впечатлительность– это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Впечатлительный человек дольше помнит разные воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Сила реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.
Эмоциональность– это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный индивид – это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.
Импульсивностьпроявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.
Тревожностьпроявляется в эмоциональных переживаниях: беспокойстве, боязни, опасениях, страхе. Тревожному человеку кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для его «Я». Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений и т.п.
Зная свои показатели свойств нервной системы, особенности темперамента, важно прогнозировать свое поведение при вождении автомобиля и при необходимости вырабатывать такой индивидуальный стиль вождения, который компенсировал бы недостатки присущие каждому темпераменту.
1.5.2 Возраст и пол водителя – спорные вопросы
Влияние возраста водителя на безопасность его труда изучалось еще в 20-е годы ХХ века. Было установлено, что ДТП, чаще всего, возникают у водителей в возрасте от 20 до 25 лет, а затем с увеличением возраста вплоть до 60 лет (и даже до 66) такие случаи бывают реже. Большое число происшествий у молодых водителей объяснялось тем, что они недооценивают опасности своего труда, а также проявляют чрезмерный юношеский задор. И хотя с приближением пенсионного возраста физические возможности человека несколько снижаются, но за счет накопленных знаний и опыта он способен компенсировать это падение и сохранять свою защищенность в водительском труде на требуемом уровне.
Исследователями были сделаны интересные практические выводы:
– нужно контролировать водителей со стажем работы менее года, поскольку этот год обычно обходится наиболее «дорого»;
– изменение в возрасте водителя от 20 до 45 лет практически не отражается на безопасности вождения автомобилей;
– к водителям в возрасте 45 лет и старше нужно относиться более внимательно, хотя до 55 лет снижение их физических возможностей обычно в какой-то мере компенсируется накопленным опытом работы;
– для водителей в возрасте старше 55 лет следует создавать более благоприятные условия труда.
Итак, обобщая сказанное, можно сделать вывод, что первый год вождения автомобиля является самым опасным, а поскольку на этой стадии освоения вождения оказываются в основном молодые люди, то этот первый год является опасным вдвойне. В последующие годы с накоплением водительского опыта случаи ДТП становятся реже.
Достаточно спорным и, в целом, малоизученным, являются различия между мужчинами и женщинами в управлении транспортным средством. Здесь существуют две крайние позиции. Согласно первой, между водителями-мужчинами и водителями-женщинами нет никаких различий. Согласно второй, различия присутствуют, при этом женщины-водители существенно проигрывают по своим навыкам водителям-мужчинам. Однако обе позиция недостаточно неоправданны.
Опыт показывает, что женщины чаще руководствуются эмоциями, а мужчины сознанием.
С точки зрения безопасности водительской деятельности, по мнению М.А. Котика, здесь также обнаруживаются некоторые различия. У женщин несчастные случаи возникают относительно реже, чем у мужчин. Так, было установлено, что на железнодорожном транспорте травматизм у женщин в 1,5 раза ниже, чем у мужчин.
Замечено, что мужчины чаще попадают в аварии потому, что оказываются чрезмерно самоуверенными и переоценивают свои возможности, а женщины, наоборот, из-за излишней осторожности, нерешительности и недооценки своих сил. Под влиянием излишнего страха женщины порой тормозят там, где следовало бы дать газ и разгон. По мнению М.А. Котика, женщины-водители точнее выполняют правила и поэтому режесоздают опасные ситуации, а мужчины-водители лучше выходят из экстремальных ситуаций.
Таким образом, для обеспечения безопасности дорожного движения следует учитывать специфические особенности водителей-мужчин и водителей-женщин, чтобы активизировать сильные и компенсировать слабые стороны тех и других.