Методы совершенствования коммуникации в организации
1. Регулирование информационных потоков.Руководители на всех уровнях организации должны представлять потребности в информации – собственные, своих руководителей, коллег, подчиненных, избегать ситуаций, связанных с информационными перегрузками.
2. Использование различных форм коммуникации и совершенствование организационной структуры.Организация встреч с подчиненными для обсуждения важных вопросов, регулярные совещания управленческого персонала, комитетов, рабочих групп способствуют координации деятельности и обмену информацией между различными отделами и уровнями в организации.
3. Системы обратной связи. Такие системы составляют часть контрольно-управленческой информационной системы организации. К ним относятся опрос работников о проблемах, о том, доведены ли до них цели деятельности фирмы, получают ли они точную своевременную информацию, необходимую для работы. Руководитель предприятия должен заботиться о том, чтобы решения, принимаемые на высшем уровне, адекватно воспринимались на каждом рабочем месте.
4. Системы сбора предложенийразработаны с целью облегчения движения информации наверх. Все работники получают при этом возможность генерировать идеи по совершенствованию деятельности фирмы. Такая система реализуется в виде ящиков для предложений или телефонной сети, через которую работники получают возможность анонимно звонить или задавать вопросы. Ярким примером эффективной коммуникации являются кружки качества на японских предприятиях.
5. Информационные бюллетени, публикации и видеозаписи организации.Крупные организации издают ежемесячные бюллетени, которые содержат информацию для всех работников на темы охраны здоровья работников, нового контракта, нового вида продукции, ответы руководства на вопросы рядовых сотрудников.
6. Современные информационные технологии. Использование компьютеров, компьютерных программ в обработке, сохранении и передаче информации, использование электронной почты, факсимильной и сотовой связи, услуг Интернета значительно способствуют экономии времени и качеству передачи информации и становятся необходимым условием эффективного ведения бизнеса.
Коммуникационная сеть –это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков. Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Вертикальные связивозникают между уровнями управления, руководителем и подчиненными по восходящим и нисходящим направлениям. По восходящей линии, т.е. снизу вверх, передается информация о том, что делается на низовых уровнях, по нисходящейинформация проходит путь от высших уровней к подчиненным. Горизонтальные связивозникают между равными по уровню работниками и подразделениями организации, их задача – координация задач и действий. Диагональные коммуникациивозникают между начальниками и подчиненными разных подразделений организации. Сеть этих связей создает реальную структуру организации. Задача формальной организационной структуры заключается в том, чтобы придать коммуникационным потокам правильное направление.
Контрольные вопросы:
1. Почему эффективные коммуникации важны для деятельности руководителей и организации?
2. Кратко объясните сущность процесса коммуникации.
3. Каково значение обратной связи и информационного шума в коммуникационном процессе?
4. Каковы препятствия на пути межличностной коммуникации и способы их преодоления?
5. Каковы проблемы организационной коммуникации и методы их решения?
План:
1) Понятие, классификация методов управления предприятием
2) Экономические методы управления предприятием
3) Организационно-распорядительные (административные) методы управления
4) Социально-психологические методы управления
1вопрос: Понятие, классификация методов управления предприятием
Слово «метод» греческое слово дословный перевод способ.
Метод управления – это способ осуществления функций управления (планирование, организация, мотивация, контроль), обеспечивающие достижением функций.
Значение: направленность на достижение целей в наиболее короткие сроки при рациональном использовании ресурсов.