Методы психологического исследования
1 Главной задачей методов психологического исследования является:
a) измерение уровня интеллекта человека;
b) измерение эмоциональной устойчивости и степени общительности;
c) установление закономерностей или исследование проявления психологических процессов или форм поведения.
2. Какой метод позволяет надежнее сделать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления и научно объяснить происхождение явления?
a) беседа;
b) эксперимент;
c) наблюдение;
d) тест;
e) моделирование.
3. Какой вид экспериментального метода исследует свойства внимания, особенности восприятия, памяти с помощью специальной аппаратуры?
a) лабораторный эксперимент;
b) естественный эксперимент;
c) психолого-педагогический эксперимент.
4. Кто организовал работу первой психологической лаборатории?
a) С.Стивенс;
b) В. Вундт;
c) А. Маслоу.
5. Какой из перечисленных видов наблюдения является самым кратковременным:
a) выборочный;
b) лонгитюд;
c) срез.
6. В пословицах и поговорках аккумулируются многочисленные:
a) научные наблюдения;
b) учебные наблюдения;
c) житейские наблюдения.
7. Согласно какому виду теста, человек не осознаёт собственные качества, особенно недостатки, склонен приписывать их другим людям? ( Какой тест предназначен для изучения психологии поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение?)
a) тест – опросник;
b) проективный тест;
c) тест – задание.
8. Кто первым применил тестирование для измерения психологических свойств?
a) Ф. Гальтон;
b) З. Фрейд;
c) К. Юнг.
9. Главное требование к беседе, как к методу:
a) непосредственность;
b) непринужденность;
c) содержательность.
10. При каком виде беседы ставится задача получить ответы опрашиваемого на определённые (обычно заранее приготовленные) вопросы?
a) вопросники;
b) интервью;
c) психологические анкеты.
11. Наблюдение – это:
a) целенаправленное, планомерное восприятие явления или процесса;
b) отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на анализаторы человека;
c) длительное удерживание внимание на предмете или каком – либо виде деятельности.
12. Что является ошибкой наблюдения?
a) наблюдатель строго следует фактам, фиксирует конкретные действия, не судит по первым впечатлениям;
b) наблюдатель делает заключение об интеллекте человека по его красноречию, а также по его любезности, добродушию.
13. В чем заключается метод регулирования?
a) в знаковой имитации психических явлений или в организации различных видов человеческой деятельности в искусственно сконструированной среде;
b) в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути в изучении психических закономерностей индивида.
14. Установите правильную последовательность действий при организации психологического исследования?
a) пробное исследование;
b) обработка экспериментальных данных;
c) ориентировочное;
d) анализ полученных результатов;
e) разработка плана эксперимента.
15. В каких случаях применяют метод самонаблюдения?
a) когда методы естественных и точных наук не пригодны;
b) когда исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании;
c) когда хочется объективно изучить собственные психические процессы.
Наблюдение и условия его проведения
1. Наблюдение направлено на:
a) установление связей между внутренними психическими процессами и внешними их проявлениями;
b) установление связей между внутренними психическими процессами;
c) внешние проявления психики.
2. Интроспективное наблюдение может быть:
a) бытовым;
b) научным;
c) и бытовым, и научным.
3. Что является преднамеренностью научного наблюдения?
a) определение целей наблюдения;
b) проведение предварительного эксперимента;
c) отсутствие целей в наблюдении.
4. Признаки научного наблюдения:
a) констатация хода событий;
b) планомерность наблюдения;
c) схематичность и планомерность наблюдения.
5. Что мешает объективности наблюдения?
a) неосознаваемые установки, взгляды, пристрастия наблюдателя;
b) установки, взгляды, пристрастия объекта наблюдения;
c) собственная интерпретация наблюдаемого факта.
6. Продукты умственной деятельности и творчества могут ли быть объектом научного наблюдения:
a) да;
b) нет.
7. Что является условием развития наблюдения?
a) использование научных методов;
b) использование научно-технических средств;
c) а и b вместе взятые.
8. Является ли установление научных гипотез условием развития наблюдений
a) да;
b) нет.
9. Избирательность и полнота наблюдения:
a) это взаимоисключающие стороны наблюдения;
b) взаимодополняющие составляющие метода;
c) не относятся к методу наблюдения.
10. Прямое и косвенное наблюдение:
a) это разновидность интроспекции;
b) разновидности объективного наблюдения;
c) того и другого метода.
11. Правильность психологического толкования внешних действий подтверждается:
a) на основе проверяемых гипотез;
b) на основе установок, взглядов, пристрастий;
c) при строгом исключении гипотез.
12. Преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что:
a) он дает возможность изучать внутренние процессы в естественных условиях;
b) что его применяют всегда отдельно;
c) что он достоверен на 100%.
13. Могут ли дневниковые записи быть научным материалом для объективного наблюдения:
a) да;
b) нет.
14. Является ли требование фотографической точности в объективном наблюдении:
a) непременным;
b) необязательным;
c) или вообще не используется.
15. Установленная в результате объективного наблюдения гипотеза:
a) является проверенной;
b) является законом;
c) отвергается без проверки.
Психика и сознание.