Правила постановки звуков при короткой уздечке языка

• Звуки, требующие заметного подъема кончика языка вверх ([р],
[ш], [ж]),нужно ставить после полного вытягивания у ребенка
подъязычной связки.

• Свистящие звуки нужно ставить при нижнем положении кончика
языка, в этом случае недостаточная длина уздечки не является
для этого препятствием.

• Звуки [л], [ч], [щ], [т'], [д']можно начинать ставить, когда уздеч­
ка еще не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъем
вверх кончика языка.

Нормативному произношению прочих звуков русского языка ко­роткая уздечка не препятствует.

Неправильный прикус

Виды неправильного прикуса описаны на с. 68.

Если у ребенка вертикальный прикус, его можно будет научить правильно произносить звуки. Вглавах, посвященных постановке кон­кретных звуков, рассказывается, как это делать. Вертикальный при­кус не сильно отражается и на наружности ребенка, со стороны он не очень заметен. При желании вы можете обратиться к врачу-ортодонту для его выправления.

Нижний выдвинутый прикус,как правило, заметен со стороны и портит внешний вид ребенка, так как нижняя челюсть вместе с подбо­родком оказываются выпяченными вперед. При таком прикусе ребен­ку будет очень сложно поставить свистящие и особенно шипящие зву­ки, а также губно-зубные и [т'— д'].Речь ребенка будет сохранять более или менее заметный «смазанный», «шепелявый» оттенок. Так что этот вид прикуса желательно исправить.

Однако исправление прикуса может отнять много времени, поэто­му те звуки, которые возможно поставить, нужно будет поставить ре­бенку, не дожидаясь полного исправления прикуса.

Ребенку также придется ставить промежуточные (временные) ва­рианты произношения некоторых звуков. Они имеют заведомо неточ­ное произношение, но по звучанию напоминают те звуки, которые им какое-то время придется заменять. После исправления прикуса этот временный способ произношения нужно будет уточнить, то есть поста­вить ребенку уже полноценный звук (см. с. 93).

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ ПРИ НИЖНЕМ ВЫДВИНУТОМ ПРИКУСЕ

• Если ребенок путает какие-либо звуки (скорее всего, он будет про­износить шипящие как свистящие или наоборот, а также смеши­вать [т']и [ч]),вам нужно будет поставить ему временные вариан­ты их произношения. Так как замены звуков могут привести к формированию нарушений чтения и письма.

Ребенку нужно поставить промежуточный вариант произношения губно-зубных звуков (если такое произношение не сложилось у него самостоятельно). Звуки [ф]и [в]в этом случае произносятся при участии нижних резцов и верхней губы.

Ребенку желательно поставить насколько возможно точное произ­ношение свистящих и шипящих звуков. Звуки ставятся при не­сколько иных расположениях речевых органов, чем обычно. Как это делать, описывается в главах, посвященных постановке этих звуков (см. с. 102).

Используя специальные позиции, можно поставить полноценное произношение звуков [л], [т'], [д'], [р].После исправления прику­са произношение этих звуков уточнять не понадобится. Для того чтобы звуки получались более точными, часто приходит­ся прибегать к утрированной артикуляции губ. В зависимости от того, какой звук произносится, губы ребенка должны либо силь­нее выдвигаться вперед, либо раскрываться «рупором», то есть действовать активнее, чем обычно. После исправления прикуса избыточную артикуляцию губ нужно будет убрать, то есть при­учить ребенка говорить «ленивыми», «мягкими» губами. Если у вас нет возможности исправить ребенку прикус, времен­ные способы произнесения звуков окажутся для него постоянны­ми. Постарайтесь поставить звуки максимально точно, необходи­мые рекомендации вы найдете в главах, посвященных постановке звуков (см. с. 102) .

Отсутствие необходимого числа зубов

Отсутствие у ребенка передних зубов препятствует постановке у него свистящих и губно-зубных звуков. Отсутствие коренных — поста­новке шипящих и [р].

К счастью, зубы у ребенка имеют свойство вырастать, поэтому самый простой выход из положения — просто подождать, пока они вы­растут. Но, к сожалению, зубы у ребенка обладают и прямо противопо­ложным свойством, так что пока одни зубы благополучно растут, дру­гие в это же самое время быстренько один за другим отваливаются. Так что ожидание может затянуться.

Бывает, что у ребенка одновременно выпадает большое количе­ство зубов. Встречаются также случаи, когда по какой-то причине зубы рано выпадают (или утрачиваются в результате травмы) и растут чрез­вычайно медленно. При отсутствии большого количества зубов речь звучит неразборчиво. Поэтому желательно, не дожидаясь полного вос­становления зубного ряда, поставить ребенку произношение тех зву­ков, которые возможно поставить.

Наши рекомендации